Основные виды материалов, их особенности
Работая над силуэтом будущего изделия, мы должны помнить о том, что есть тка-ни, которые хорошо держат форму (тафта, плотная шелковая ткань, лен с лавсаном), есть ткани, хорошо драпирующиеся (крепсатин, бархат), ткани струящиеся (шелковый атлас, шифон), облегающие (лайкра, трикотаж), объемные (букле, мех, махровая ткань).
Таким образом, уже за счет одной фактуры ткани дизайнер получает практически неограниченные возможности для творчества, позволяющие добиться любого эффекта, ведь каждая ткань имеет свои достоинства, важно только знать их и уметь ими правильно воспользоваться.
Трикотажные полотна пластичны, эластичны, не стесняют свободы движений, мягкие. Они идеальны для облегающих моделей и спортивных костюмов (джерси, вязаные полотна, бархат на трикотажной основе и т.д.).
Детали кроя из трикотажного полотна стачиваются специальной эластичной или узкой зигзагообразной строчкой.
Эластичные ткани могут быть растяжимыми как в продольном, так и в поперечном направлении. Очень практичны также биэластичные (растяжимые в обоих направлениях) ткани для облегающих моделей (эластичный хлопок, джерси, лайкра, мастичный папийон).
Креповые ткани имеют зернистую поверхность, на ощупь напоминающую песок. Они благородны, красиво ниспадают и хорошо драпируются.
Шерстяные ткани имеют слегка шероховатую поверхность. Они достаточно хорошо держат форму, поэтому идеальны для костюмно-плательного ассортимента.
Хлопчатобумажные и льняные ткани обладают пассивной фактурой, поэтому они дают возможность максимально использовать декор. Кроме того, они гигроскопичны и гигиеничны, что дает возможность использовать их для изделий летнего ассортимента.
Поверхность текстильного материала определяется видом ткацкого переплетения (полотняное, саржевое, репсовое и т.д.) и волокнистым составом (хлопчато-бумажные, льняные, шерстяные, смешанные и т.д.).
Кроме тканей, поверхность которых определяется видом переплетения, в дизайне одежды широко используются и другие материалы, поверхность которых характеризуется уже другими качествами. Такими материалами являются: искусственная и натуральная кожа, мех, замша, разнообразные пленки.
Связь форм костюма с пластическими свойствами материалов.
Важнейшими свойствами, определяющими форму костюма, являются пластические свойства материалов. Работая с различными швейными материалами — тканью, трикотажем, кожей, мехом — художник должен предвидеть их поведение в проектируемом костюме, раскрыть их выразительные качества и способности.
Характер поведения ткани обусловливается волокнистым составом, способом его выработки и отделки. Каждый вид волокон по-своему воздействует на пластику материала, на его возможность образовывать мягкие или жесткие складки, плотную или рыхлую форму. Одни материалы способны сохранять заданную форму без поддерживающих каркасов, другие создают неустойчивую подвижную форму, постоянно изменяющуюся в процессе движения человека. Таким образом, благодаря пластическим свойствам швейных материалов, образуется различный композиционный строй костюма.
Свойства композиции.
Выразительность –это проявление активности автора, его заинтересованного отношения к объекту проектирования путем нахождения выразительных средств создания эмоционально насыщенных образов.
Законченность– это основное свойство, характеризующего завершенность, итог проектной деятельности по созданию модели и предполагающее отказ от внесения каких-либо изменений в композицию костюма.
Целостность – это свойство композиции костюма, которое характеризует систему взаимодействия элементов композиции.
Соподчинение – подчинение второстепенных элементов композиции главному, или композиционному центру. Соподчинение частей выделение композиционного центра в композиции достигается неравенством их по каким – либо признаком или свойствам.
Соразмерность частей и элементов в одежде должна быть решена как гармоничное сочетание пропорций, где учтены соотношения объемов (количественные и качественные), цвета, формы, передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
Центр композиции (акцент) –это то, что больше всего бросается в глаза в композиции, то есть место концентрации взгляда ( эскизы 59). Это место сосредоточения основных, важнейших связей между элементами. Как правило, это и смысловой центр композиции, та часть, которая достаточно ясно выражает главную идею. Композиционный центр может находится в любой части работы и служить им может:
· Самая объемная точка;
· Линия;
· Цветовое пятно;
· Декоративная проработка;
· Фактурная поверхность.
Также, композиционный центр должен выполнять какую либо функцию, иметь значение:
· Конструктивное значение (складки, шарфы и т.д.);
· Символическое значение (броши, значки и т. д.);
· Колористическое значение, то есть объединение частей костюма с помощью цвета (любое цветовое пятно);
· Стилистическое значение, т. е. когда акцентом закончен костюм и внесена стилистическая ясность;
· Социальное значение (функций) указывает на социальный статус (положение).
Гармония – соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое ограниченное целое. Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух и более цветов. Первый признак гармонии – согласованность, связность, единство всех элементов, входящих в гармоничную систему. Второй признак гармонии – единство и контрасты, мера и пропорциональность.
Средства композиции
Пропорции – размерные соотношения элементов формы. Гармоничные пропорциональные соотношения основаны на неравенстве пропорций. Пропорционирование костюма предполагает разработку системы пропорциональных соотношений элементов и частей формы для достижения гармоничной целостности. Пропорции делятся на два вида: простые (рациональные) и сложные (иррациональные). Самой гармоничной иррациональной пропорцией принято считать «золотое сечение». Термин «золотое сечение» возник в связи с построением правильного пятиугольника, который включает в себя деление отрезка прямой на две неравные части, где целое так относится к большей части, где целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей.
Ритм – чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой (эскизы 1,4, 6, 9). В современной одежде ритм отделок, рисунок тканей и трикотажа, драпировок и складок применяется очень широко. Ритм служит для выражения упорядоченности, динамики и красоты, является одним из важнейших средств приведения многообразных или одинаковых элементов формы к гармоническому расположению. Признаком ритма является повторяемость элементов формы и интервалов между ними на плоскости или в пространстве. Ритмические повторы одного и того же мотива могут быть равномерными или неравномерными (нарастающими или убывающими). Наиболее часто используется повторяемость двух видов: простая (статистическая или метрическая) и сложная (метрическая).
Статический ритмический ряд (или метрический ритм) — это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними.
Динамический ритмический ряд — это сложное проявление ритма, при котором размеры элементов (мотивов) и интервалы между ними изменяются с определённой математической закономерностью.
В современной одежде ритм используется очень широко. На ритме в современном костюме строятся: складки, узоры ткани, всевозможные декоративные отделки, ритмичные повороты слоёв материи, застёжки на пуговицы и молнии, рельефы, орнаменты, резинки и многое, многое другое. Ритм имеет огромное значение, так как определяет динамику формы, её организованность и характер образа.
Приемы композиции
Контраст – это резкое различие формы, размеров, пластики, цвета, фактур. Контраст очень важен в моделировании, так как он создает наиболее выразительную форму в целом, подчеркивает разность характеристик и придает динамичность общей форме костюма. Контрастность фокусирует внимание зрителя на желаемом объекте, делает его запоминающимся. Но в тоже время создает и неоднозначное, двусмысленное впечатление. Поэтому, работая с контрастом, нельзя забывать о самой цели, конечной идее. Различают следующие виды контрастов:
· по яркости или светлоте (светлое - темное) (эскизы 10-13);
· по насыщению или чистоте;
· по цветовому тону (дополнительные или контрастные цвета)
Все виды контрастов могут быть измерены в соответствующих единицах измерения. Различают большой, малый и средний контраст.
Нюанс – это незначительное различие характеристик с элементами подобия (эскизы 2, 6, 7, 9, 14). Нюанс – это инструмент изысканности и утонченности. Переход между элементами, дополнение осуществляется с помощью нюансов. Хорошо воспринимаются цветовые нюансные отношения в общей колористической гамме модели, когда используются соотношения пастельных цветов. Фактурные нюансные отношения основаны на применении в одной модели тканей-компаньонов, в которых идет развитие фактур от гладкой до сложной. При использовании нюанса незначительная разница элементов характеристик должна четко восприниматься, читаться глазом.
Тождество – равенство характеристик форм, размеров, пластики, цвета и фактур.
Масштабность— соразмерность формы костюма и её элементов фигуре человека. Масштабность определяет устойчивость и равновесие формы. Иными словами, масштабность — это контраст форм, не доведённый до абсурда. Очень важно, чтобы все формы, составляющие костюм, подчинялись реальным пропорциям фигуры человека. За счёт применения масштабности в композиции костюма может производиться визуальная коррекция фигуры человека. Например, классический костюм со свободным кроем и прямыми линиями силуэта может достаточно сильно скрывать полноту его владельца. А приподнятые плечики приталенного пиджака способны визуально увеличить ширину плеч его хозяйки и сделать её талию более стройной.
Симметрия — соразмерное, пропорциональное расположение элементов по отношению к центру или середине. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе: листьев, животных, кристаллов и т. д. Тело человека тоже построено симметрично. Симметрия является одним из наиболее важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции костюма. Она широко используется для организации форм костюма и его декоративного оформления.
Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии. Асимметрия придаёт форме различную степень динамики, которая может быть как внутренней, так и внешней. С точки зрения динамики важно расположение акцентов в костюме, а также зрительная уравновешенность всех его частей. Примером асимметрии в костюме могут служить часы, которые надеваются только на одну руку, или шёлковый платок, заправляемый только в один нагрудный карман пиджака.
Динамика — неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей её статичности; вне формы в результате выхода в пространство деталей костюма, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением самой фигуры человека. Динамика обычно придаёт костюму лёгкость, подвижность и изысканность. Она может быть свойственна лишь некоторым элементам костюма, но может и проявляться во всей его форме. Динамика в композиции костюма обычно достигается за счёт крупных рисунков, комбинаций тканей, асимметричности кроя, свободно закреплённых деталей костюма и др.
Статика — устойчивое положение формы в пространстве. Статика характеризуется равновесием частей формы. Как правило, костюм с вертикальной осью симметрии статичен. Статичный костюм обычно придаёт образу человека основательность, но вместе с тем лишает его некоторой лёгкости и динамики
Эскиз 1. Эскиз 2. Эскиз 3. Эскиз 4. Эскиз 5. Эскиз 6. Эскиз 7. Эскиз 8. Эскиз 9. Эскиз 10. Эскиз 11. Эскиз 12. Эскиз 13. Эскиз 14. Эскиз 15. Эскиз 16. Эскиз 17. Эскиз 18.