Б. Бриттен. Характеристика творчества. (1913-1976)
Интенсивный подъём английской музыки, начавшийся в конце ХІХ века, достигает своей кульминации в творчестве Бриттена. Ему удалось решить задачу, которую ставили перед собой его предшественники: соединить богатства английского фольклора с достижениями современной мировой музыкальной культуры. Деятельность Бриттена многогранна: крупный композитор, дирижёр, прекрасный пианист, активный музыкально-общественный деятель, организатор музыкального фестиваля в Олдборо.
Так же широко и творчество композитора. Он работал практически во всех жанрах: оперы, балет, музыка к пьесам и кинофильмам, симфонии, сюиты, инструментальные концерты, вокально-симфонические и хоровые произведения, камерные ансамбли, вокальные циклы, обработки народных песен, редакции сочинений Пёрселла. Такое обширное наследие воплощает огромный диапазон тем и образов: эпос и драма, героика и лирика, философские размышления и юмор, картины природы и бытовые сцены.
В основе творчества Бриттена – позиция художника-гуманиста. Эта тема раскрывается в различных сторон в «Военном реквиеме», «Балладе о героях», операх «Поругание Лукреции», «Поворот винта», «Билли Бадд», «Питер Граймс», «Смерть в Венеции». Композитор часто обращался религиозной тематике – преимущественно в хоровых произведениях.
Бриттен – прежде всего английский композитор. Национальная природа его творчества раскрывается многообразно: в сюжетах опер, использовании народных текстов, обращении к характерным для английского искусства образам моря, родной природы, быта.
Стиль Бриттена не избежал и общеевропейских влияний. В его произведениях можно обнаружить следы самых разнообразных влияний: Малера, Дебюсси, Берга, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. Музыкальное мышление композитора вполне современно. Поэтому в его сочинениях 12-тонные темы, сложные политональные комплексы могут мирно сосуществовать с песенными темами и ясной гармонией.
В музыке Бриттена почти нет цитирования подлинных английских напевов, однако он создавал собственные мелодии, близкие народным. Важной для композитора была опора на жанры народной музыки: кэтч, раунд, кэрол. С национальными традициями Бриттена связывает тяготение к жанрам и формам XV-XVI веков: вариации, сюита, граунд. Стремление к жанровой определённости – одна из важных индивидуальных особенностей музыкального мышления и стиля Бриттена.
4 курс инструменталисты
Г.В. Свиридов «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956)
Вступление.
Есенин вместе с Пушкиным являются главными поэтами в творчестве Свиридова. Оратория для тенора, хора и симфонического оркестра. В «Поэме» чувствуются черты русской классической кантаты (Танеев, Рахманинов).
Эпиграф к «Поэме»:
«…Более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла».
Общая драматургия.
Композитор использовал различные стихотворения Есенина, объединённые любовью к России, её народу и природе. Первая часть можно озаглавить как «Русь уходящая». Она состоит из 6 номеров, воспроизводящих жизнь русских крестьян до революции. Вторая часть – «Русь советская».
Каждые два номера образовывают малый цикл в контрасте, исполняются attacca. в разнообразном музыкально-поэтическом содержании цикла доминирующая лирическая тема сплетается с социально-исторической. Контрастность этих сфер подчёркнута ладовой окраской: минор в лирике и мажор в социально-исторической теме.
Наибольшая роль принадлежит хору. Оркестр имеет большое значение в создании пейзажных («Поёт зима») и пейзажно-обрядовых образов («Ночь под Ивана Купала»). Начиная с «Поэмы», Свиридов использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева.
Краткий разбор номеров.
1. «Край ты мой заброшенный» - картина русской природы. Отражает извечные бедствия и горести крестьянства. Колокольные звучности, диатоника.
2. «Поёт зима, аукает…» - образ злой вьюги ассоциируется с богатырским образом русского народа.
3. «В том краю, где жёлтая крапива» - песня-монолог для солиста. Образно перекликается с первым номером. Задушевная мелодия.
4. «Молотьба» - сцена уборки урожая представлена как тяжёлый, но радостный труд. Изобразительная функция оркестра.
5. «Ночь под Ивана Купала» - картина сказочной, загадочной ночи. Характер языческого праздника передан с помощью неустойчивых, зыбких гармоний с внезапными восклицаниями.
6. «Ночь под Ивана Купала» - нежные краски и прозрачная фактура.
7. «1919» - события, связанные с личной драмой композитора. Одна из самых трагических и мрачных эпизодов оратории. Мощное, сильное, драматичное звучание хора. Во втором разделе номера – тоскливый женский хор.
8. «Крестьянские ребята» - образ деревенской бедноты представлен в музыке с помощью частушечных интонаций.
9. «Я – последний поэт деревни» - скорбный монолог, лирическая исповедь поэта. Чувствуется трагизм в связи с уходом прошлой жизни.
10. «Небо – как колокол» - это утверждение веры в людей, в жизнь, в светлое будущее России.
4 курс инструменталисты
М. Равель. Характеристика творчества.
Творческий путь Равеля охватывает около 40 лет, пересекая две исторические эпохи, разделённые Первой Мировой войной. В 1890-100 гг. он создаёт превосходные импрессионистские примеры образно-звуковой картинности, откликается на эстетику неоклассицизма. В годы войны и поздний период его творчества Равель отражает тему войны, сближается с современностью, стиль вбирает некоторые элементы джаза.
Образное содержание разнопланово: углублённо-психологические образы, природа, сказочно-фантастические (циклы «Ночной Гаспар», «Сказки Матушки Гусыни»), античные мотивы, танец («Болеро», «Испанская рапсодия»), поэзия различных эпох, обращение к другим национальным культурам. Импрессионистские черты – красочность, изысканность ладогармонического языка; богатый оркестр, но не в составном значении, а в умелом использовании различных оригинальных тембров. Классические традиции – стройность, ясность мышления, тяготение к старинным жанрам.
Интерес к классике и античным сюжетам (цикл «Гробница Куперена») у композитора сочетается с ярким воплощением национальности – испанской, французской, других экзотичных народов («Еврейские мелодии», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», вокальный цикл «Шехеразада»).
Огромное влияние на оркестровые и ладогармонические принципы Равеля, как и на Дебюсси, оказали представители Могучей кучки: Римский-Корсаков, Балакирев, Бородин, Мусоргский.
Творчество отличается жанровым многообразием:
- симфонические произведения: «Испанская рапсодия», две сюиты «Дафнис и Хлоя», «Вальс», «Болеро», Рапсодия для скрипки с оркестром – «Цыганка», оркестровка фортепианного цикла «Картинки с выставки» Мусоргского;
- оперы «Испанский час» (комическая), «Дитя и волшебство»;
- балеты «Дафнис и Хлоя» (по замыслу Дягилева), «Сон Флорины», «Сказки Матушки Гусыни»;
- фортепианные: два фортепианных концерта (Второй – для левой руки), циклы и сюиты «Благородные и сентиментальные вальсы», «Гробница Куперена», «Сказки Матушки Гусыни», «Ночной Гаспар»; «Хабанера», «Античный менуэт», Сонатина, «Игра в лады», «В духе Шабрие», «В духе Бородина»;
- инструментальные: струнный квартет, фортепианное трио, соната для скрипки, соната для виолончели памяти Дебюсси, соната для скрипки и фортепиано;
- вокальные: цикл «Шехеразада», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», баллады, мелодии, песни.
Историческое значение творчества Равеля заключается в том, что в пору крайних левых течений кризисного периода европейского искусства, он сохранил верность традициям. Вместе с Дебюсси он является крупнейшим композитором рубежа 19-20 вв.
4 курс инструменталисты
Тема: Д.Д. Шостакович. Симфония № 5 (1937 г., d-moll).
Вступление.
Является переломной в стиле композитора и открывает зрелый период его творчества. Здесь отделились все основные принципы симфонизма Шостаковича. была написана в 1937 г. Герой симфонии – сам композитор, то есть человек 1930-х гг. Тема нравственной силы.