Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге»
А. Даргомыжского – слушание.
«Светит месяц»(русская народная плясовая песня) – слушание.
Третий урок**
Продолжение темы второго урока. Особое внимание обратить на плавность, неторопливость, с которыми развиваются (разворачива- ются) очень разные по характеру, но одинаково распевные песни:
«Тонкая рябина» и «Вниз по матушке по Волге». В этих песнях, в каждой по-своему, раскрываются сердечность и широта души русско- го народа, красота русской природы.
Можно предложить новый вариант исполнения песни «Вниз по матушке по Волге»: первый куплет запевает солист, подхватывает группа солистов (4–6 человек); второй куплет запевает группа соли- стов, подхватывает весь хор.
При исполнении главной мелодии Третьего фортепианного кон- церта С. Рахманинова обратить внимание ребят на удивительную
* Это фрагмент из симфонической картины «Баба-яга». Перед его прослушивани- ем не надо говорить ребятам об этой музыке, даже и о названии, из этого сочинения берётся сейчас лишь вступление, представляющее собой именно вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге».
** На этом и следующем уроках вход и выход из класса под музыку русской народ- ной песни «Светит месяц».
плавность этой мелодии (качество, в высшей степени характерное для русской лирической народной песни): она построена почти исклю- чительно на различных сочетаниях смежных звуков (из 35 сочета- ний, составляющих эту мелодию, лишь три не являются сочетаниями соседних звуков!). Вот причина необычайной певучести этой и мно- гих подобных ей русских мелодий.
На этом уроке, продолжив рассказ о том, как в народе создавалась музыка, сказать, что на Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и очень любили играть на различных музыкальных инстру- ментах (балалайке, гармошке, свирели, домре). Одним из любимых инструментов в городах была гитара – инструмент, очень распростра- нённый и сегодня. Затем прозвучит «Тонкая рябина» в исполнении на гитаре.
«Вниз по матушке по Волге»– исполнение.
Главная мелодия 1-й части Третьего фортепианного концерта
С. Рахманинова – разучивание.
Третий фортепианный концертС. Рахманинова (фрагмент) – слу- шание.
«Тонкая рябина»(русская народная песня) – слушание.
Четвёртый урок
Главная мелодия концерта С. Рахманинова, после того как будет выучена по нотам, очень хорошо прозвучит в виде вокализа. Можно обратить внимание ребят на то, что плавность в рахманиновской мелодии роднит её с песней «Со вьюном я хожу». В этом сходстве тре- тьеклассники еще больше убедятся при сопоставлении их в нотной записи.
Можно использовать новый вариант исполнения песни «Со вью- ном я хожу»: первый куплет начинает солист, его подхватит группа солистов; второй куплет (канон) споёт весь класс, разделённый на две группы; третий куплет начинает группа запевал, подголосок поёт один солист (или наоборот), завершение куплета каноном поёт весь класс. Словом, при исполнении народных песен учитель и сами учащиеся могут предлагать самые различные варианты. Сказать, что на Руси издавна любили сочинять и исполнять подголоски к мелодиям народных песен (голос и подголосок). Пусть сами ребята попытаются сочинить подголоски к знакомым мелодиям. Рассказать ребятам об особенностях русской народной частушки – короткой, чаще всего быстрой (но иногда и медленной) песенки, в которой бывает очень много куплетов. Слова в ней часто меняются в зависи- мости от того, где, когда и по какому случаю частушка поётся. В наше время старинные, давно сочинённые частушки поются с новым, современным текстом. Так будут исполняться в классе
«Воронежские частушки» (новый текст к этим частушкам написан поэтом В. Викторовым специально для ребят). При исполнении частушек первый куплет будут запевать мальчики, второй – девоч- ки, третий – все вместе. Припев («Ля-ля-ля...») во всех куплетах поёт весь хор (весь класс). Новые тексты к выученной мелодии частушек ребята могут сочинить сами.
Русская частушка не раз встречалась в музыке русских компо- зиторов. Но, пожалуй, никто ещё так часто не обращался к частуш- ке, как наш современник – советский композитор Родион Щедрин.
Он использовал жанр частушки и в фортепианном концерте, и в опере, и в балете, и в симфонических сочинениях. «Озорные частушки» – яркий пример частушечной музыки не только в твор- честве Щедрина, но и вообще в русской музыке. Задорности, озор- ству музыки соответствует задорность, озорство оркестрового зву- чания (острейший контраст между этой музыкой и музыкой Рахманинова).