Материалы по теме «альтерационная хроматика»
I. АЛЬТЕРАЦИЯ АККОРДОВ СУБДОМИНАНТОВОЙ ГРУППЫ
Альтерационная хроматика является внутритональной (центростремительной, по выражению Ю.Холопова) хроматикой, укрепляющей замкнутость ладовой структуры хроматически обостренным тяготением неустоев к тонам тонического аккорда. Альтерация затрагивает ступени и созвучия лишь неустойчивых ладовых функций – S и D – и не касаются Т.
Слово «альтерация» происходит от позднелатинского alteratio, что означает «изменение». Под альтерацией обычно понимают хроматическое повышение или понижение неустойчивых звуков лада, обостряющее их тяготение. (Другое значение термина «альтерация» – любое хроматическое изменение звуков, связанное с введением случайных знаков – знаков альтерации.) Происхождение альтерации тесно связано с хроматическими неаккордовыми звуками. Эмансипация хроматических проходящих и вспомогательных звуков в определенных метроритмических условиях способствовала их проникновению в аккорды, которые стали называться альтерированными.
В мажоре могут быть альтерированы II ступень (↑ и↓), IV (только ↑), VI (только ↓, что является признаком гармонического мажора, поэтому не будет нами рассматриваться в качестве признака альтерации). В миноре возможны альтерация II ступени (только ↓), IV ступени (↑ и↓), VII ступени (↑, что также свойственно гармоническому ладу, поэтому не рассматривается как альтерация).
Основной ступенью, подвергающейся альтерированию в аккордах S группы, является IV ступень. Ее повышение может быть связано с одновременным повышением в мажоре II ступени. Повышение одной II ступени (без IV) используется весьма редко. Одновременное понижение II и повышение IV не встречается никогда.
Альтерация более характерна для септаккордов, чем для трезвучий, поэтому II7 #3 и IV7 #1 распространены шире, чем соответствующие альтерированные трезвучия. В миноре альтерированные септаккорды S группы, испытав на себе влияние мажорных альтераций, чаще используются с повышенной VI ступенью, кроме IV, совпадая с соответствующими созвучиями мажора. Приводим альтерированные аккорды S группы в мажоре:
В миноре:
Аккорды альтерированной субдоминанты получили также название аккордов двойной доминанты, т.е. доминанты к доминанте, где #IV ступень является вводным тоном доминантовой гармонии в тональности V ступени по отношению к главной. Таким образом, под обозначением двойная доминанта по сути дела имеется в виду отклонение в тональность доминанты. Такая трактовка вышеперечисленных аккордов возможна лишь в том случае, если они разрешаются именно в D (как в свою тонику). Во всех остальных случаях, при разрешении данных аккордов в Т, К64, в неальтерированные аккорды S группы, они будут обозначаться нами, как альтерированные септаккорды II или IV ступеней. Учитывая двойную трактовку данных аккордов, приведем их второе название.
В мажоре: II7#3 = DD7 (септаккорд двойной доминанты); г.II7#3 = DD7 5; II9#3 = DD9 (этот нонаккорд чаще всего применяется именно в значении DD, т.е. перед D); IV7#1 = DDVII7 (вводный септаккорд двойной доминанты); г.IV7#1 = DDVII7 3.
Таким образом, альтерированный II7 играет роль септаккорда двойной доминанты, строящегося на V ступени доминантовой тональности, а альтерированный IV7 имеет значение вводного септаккорда двойной доминанты, строящегося на VII ступени доминантовой тональности.
Запомним, что главным признаком этой группы аккордов (альтерированные септаккорды субдоминантовой группы, или аккорды двойной доминанты) является повышенная IV ступень лада.
Применение альтерированных аккордов S группы.
1. Употребление альтерированной S в каденции – один из наиболее ранних случаев применения альтерации в музыке, известный еще в эпоху барокко. Первоначально перед альтерированным септаккордом находился этот же септаккорд, но без альтерации, либо другой аккорд S группы. При переходе неальтерированного аккорда в альтерированный может возникнуть т.наз. переченье (резкость звучания, основанная на неправильном голосоведении в условиях использования знаков альтерации), во избежание которого следует руководствоваться следующим правилом:
Хроматически измененный звук должен находиться в том же голосе и в той же октаве, что и неизмененный; если он удвоен каким-либо из других голосов, удвоение следует вести в противоположном направлении на тон или полутон, но не более.
Обостряя функциональную напряженность аккордов, альтерированные звуки значительно интенсивнее стремятся к разрешению. Важнейшее условие голосоведения – разрешение альтерированных звуков строго по тяготению. В связи с этим перед К64 используются только II65 #3 (#3,1), II43 #3 (#3,1), а также IV7 #1, IV65 #1, т.е. те обращения, басы которых «окружают» бас К64 – V ступень.
Иногда альтерированную S можно встретить в каденции, но послеК64, между ним и D7, или, в качестве вспомогательного аккорда, между двумя К64. При этом альтерированная S может находиться на басу К64, т.е. на V ступени:
2. Несколько позже альтерированную S стали употреблять вне каденции, разрешая ее в Т или Т6. Мягкое звучание альтерированных септаккордов S группы в окружении тонических аккордов (особенно в мажоре) стало излюбленным оборотом многих композиторов-романтиков, в частности Чайковского.
В подобных оборотах особенно часто звучат альтерированные II2, II43 и II7, причем II2 и II43 разрешаются в Т, а II7 – в Т6.
3. При отсутствии разрешения альтерированные аккорды могут переходить в неальтерированные той же функции (т.е. повышенная IV ступень переходит в диатоническую). Этот переход называется дезальтерацией. Снижение функциональной активности в таких оборотах восполняется эффектом красочности, вызываемым некоторой неожиданностью, необычностью гармонического развития. Часто дезальтерация имеет вид оборота с преобладающим плавным полутоновым нисходящим или восходящим голосоведением.
4. Типично также разрешение аккордов альтерированной S (в этом случае – двойной доминанты) в D. В этом случае оба септаккорда двойной доминанты ведут себя так же, как D7 и VII7 при разрешении в Т.
5. Во всех случаях перехода аккордов двойной доминанты в диссонирующие доминанты (D7, VII7 и их обращения) IV повышенная ступень теряет альтерацию, понижаясь на хроматический полутон. При этом часто образуются слитные по голосоведению обороты с хроматически нисходящим верхним (обычно) голосом.
Переход септаккорда в септаккорд совершается по такой схеме: через одно обращение - если DD7 переходит в D7 или DDVII7 переходит в VII7, а если DD7 переходит в VII7, то обращения идут подряд.
Приведем еще несколько популярных оборотов с использованием аккордов альтерированной S (двойной доминанты):