Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

Рабочая программа

по музыке для 2 класса

на 2017-2018 учебный год

Составила: Габдрахманова Ирина Фигатовна

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 16.08.2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе ООП НОО ФГОС, ООП "Планета знаний" под редакцией И.А.Петровой, авторской программы Баклановой Т.И «Музыка», ООП НОО ФГОС МБОУ СОШ №1с.Чекмагуш.

Цели обучения

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующей цели:

- формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

- формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

- формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебной деятельности синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

- формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

- формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);

- формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения при выполнении разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В 2 классе музыка изучается в объеме 1 час в неделю на этапе начального общего образования. Сокращение часов до 33 за счет уплотнения учебного материала с учетом вычета праздничных дней.

Форма организации образовательной деятельности

Основной формой организации учебной деятельности является классно-урочная система.

Эффективная учебная деятельность учащихся на уроках построена на индивидуальных формах обучения. На таких занятиях создаются оптимальные условия не только для усвоения учебного материала, выработки умений и навыков, но и для развития и формирования личности учащихся. Благодаря этому лучше усваивается учебный материал, что содействует снижению трудоёмкости домашних заданий.

Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

- проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

- развивающее обучение (развитие личности и её способностей);

- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность)

Планируемые результаты освоения программы по музыке к концу 2 класса

Личностные

У учащихся будет сформировано:

- положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

- осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

- внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

- эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.

Предметные

Учащиеся научатся:

- основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

- узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

- рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

- владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

- различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

- выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

- узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

- использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

- выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

- воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

- выполнять упражнения арт-терапии;

- выполнять творческие музыкально-композиционные задания;

- пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

- вносить коррективы в свою работу;

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать цель выполняемых действий;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

- решать творческую задачу, используя известные средства;

- использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

- включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- «читать» условные знаки, данные в учебнике;

- находить нужную информацию в словарях учебника;

- различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;

- сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- читать нотные знаки;

- сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;

- характеризовать персонажей музыкальных произведений;

- группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

- выслушивать друг друга, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

- выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;

- высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

В сокровищнице Волшебницы Музыки.Музыкальное зеркало. Музыкальные часы.Музыкальные часы: доброе утро.Музыкальные часы: шумный день. Музыкальные часы: добрый вечер!

Музыкальные часы: тихая ночь. Музыкальный календарь. Музыкальный календарь: музыка осени.

Музыкальный календарь: музыка зимы, весны, лета.

Музыкальная машина времени: времена рождения музыки.

Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина.Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран.Музыкальный глобус: путешествуем по России (в том числе по Республике Башкортостан). Музыкальный глобус: едем в далекие края. Волшебная музыкальная палочка.

Встречи с великими композиторами.На родине Михаила Ивановича Глинки: среди долины.На родине Михаила Ивановича Глинки: «Камаринская».На родине Михаила Ивановича Глинки: в музыкальной гостиной.На родине Михаила Ивановича Глинки: под звон колоколов. На родине Михаила Ивановича Глинки: сердце Родины. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: мама. В родительском доме Петра Ильича Чайковского: детские песни. Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: во владениях Морского царя.

Башкирские композиторы.

В стране музыкальных инструментов. Семейство ударных инструментов.

Семейство духовых инструментов. Семейство струнных инструментов.

Инструментальный ансамбль. Оркестр. У кого какой голос?

В певческой стране.Вокальный ансамбль. Хор: детский хор.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения музыки учащиеся должны понимать:

- слова и мелодию Гимна России и РБ;

- выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- названия изученных жанров и форм музыки;

- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

- названия изученных произведений и их авторов;

- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

Уметь

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

- исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной,

информационной и рефлексивной.

Решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; работать в группе, в паре;

- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- уметь слушать других;

- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Рабочая программа

по музыке для 2 класса

на 2017-2018 учебный год

Составила: Габдрахманова Ирина Фигатовна

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 16.08.2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе ООП НОО ФГОС, ООП "Планета знаний" под редакцией И.А.Петровой, авторской программы Баклановой Т.И «Музыка», ООП НОО ФГОС МБОУ СОШ №1с.Чекмагуш.

Цели обучения

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующей цели:

- формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

- формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

- формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебной деятельности синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

- формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

- формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);

- формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения при выполнении разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В 2 классе музыка изучается в объеме 1 час в неделю на этапе начального общего образования. Сокращение часов до 33 за счет уплотнения учебного материала с учетом вычета праздничных дней.

Форма организации образовательной деятельности

Основной формой организации учебной деятельности является классно-урочная система.

Эффективная учебная деятельность учащихся на уроках построена на индивидуальных формах обучения. На таких занятиях создаются оптимальные условия не только для усвоения учебного материала, выработки умений и навыков, но и для развития и формирования личности учащихся. Благодаря этому лучше усваивается учебный материал, что содействует снижению трудоёмкости домашних заданий.

Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

- проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

- развивающее обучение (развитие личности и её способностей);

- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность)

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

- освоить основы музыкальных знаний, определённых инвариативной частью программы;

- овладение первоначальными певческими навыками;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;

- уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

Планируемые результаты освоения программы по музыке к концу 2 класса

Личностные

У учащихся будет сформировано:

- положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

- осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

- внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

- эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.

Предметные

Учащиеся научатся:

- основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

- узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

- рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

- владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

- различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

- выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

- узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

- использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

- выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

- воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

- выполнять упражнения арт-терапии;

- выполнять творческие музыкально-композиционные задания;

- пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

- вносить коррективы в свою работу;

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать цель выполняемых действий;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

- решать творческую задачу, используя известные средства;

- использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

- включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- «читать» условные знаки, данные в учебнике;

- находить нужную информацию в словарях учебника;

- различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;

- сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- читать нотные знаки;

- сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;

- характеризовать персонажей музыкальных произведений;

- группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

- выслушивать друг друга, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

- выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;

- высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Наши рекомендации