Части тела (руки, пальцы, бедра, ноги и т.д.)
Еще в древности в Египте хлопки в ладоши и топанье ногами превратились в тонко градуированные, динамичные и разнообразные средства самовыражения, и таким образом, приобрели особое значение, превратившись в высокое искусство в музыкальной сфере.
Хлопки, топанье ногами и щелканье пальцами в Египте представляли собой ритмичные удары, простые или сложные, с различными тональными нюансами и динамически сбалансированные.
Хлопающие в ладоши группы музыкантов могли состоять из мужчин и женщин или из отдельных групп, состоящих только из женщин или только мужчин. Как правило, было два шаблона такой игры: например, 12 хлопков для одной группы и 8 хлопков для второй. Хлопками задавали основной ударный ритм до тех пор, пока обе группы не достигнут нужной динамики и частоты хлопков.
Ритмично хлопающие в ладоши женщины, участвующие в празднике Сед, изображены на стенах гробницы Кхеруефа в Фивах (18 Династия, 15 век до н.э.).
Такая форма музицирования считалась божественной по своей природе. Считается, что эта традиция восходит еще ко временам правления Унаса и описана в Текстах Пирамид (ок. 2350 г. до н.э.). В одном из отрывков описываются музы, празднующие успешное возрождение и восхождение Унаса в Высшее Царство.
Двойные врата небес разверзлись… Души Буто танцуют для тебя, они рукоплещут тебе, они расплели свои косы для тебя, они хлопают себя по бедрам для тебя. Они говорят тебе, Осирис: «Ты ушел, ты вернулся, ты спал, ты проснулся, ты вернулся на землю, ты ожил».
Глава 5
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (КОНЦЕРТ, ВЫСТУПЛЕНИЕ)
Дирижирующая рука Мерит
Мерит – это имя древнеегипетской нетерт (богини), которая являлась воплощением (персонификацией) музыки. Ее главной функцией было наведение космического порядка посредством жестов своих рук и, таким образом, она являла собой небесного дирижера, который управлял нотами и проведением музыкальных представлений.
Такое понимание роли руки в Древнем Египте заставило Платона дать следующее определение музыки, как «искусства управления певцами при хоровом песнопении». Греки приписывали свою культуру жестов древнеегипетским музыкальным практикам.
Рука Мерит стала универсальным символом действия. Касаемо музыки, именно при помощи пальцев контролируют звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов. Положение пальцев определяет высоту тона. Таким образом, пальцы становятся наиболее логичным способом выразить, записать и проконтролировать музыкальный звук.
Для древних египтян ноты, звукоряд, струны и мелодии были взаимосвязаны, и, следовательно, выражались каким-то одним пальцем – asba (мн. ч. asabi). В Египте древности и наших дней такой традиционный метод, как «движение пальца», был единственной необходимостью для различения тональностей. В первые годы исламского правления (после 640 года н.э.) арабские страны еще использовали это египетское «движение пальцем». Спустя несколько веков нашли другой способ определения тональности – макам (maqam).
На стенах древнеегипетских гробниц и храмов изображены серии хореографических, ритмических и мелодических движений рук, которые соответствуют движениям дирижеров/жестикуляторов (chironomids). Различные интонации выражаются определенными положениями рук и пальцев (указательный палец напротив большого, рука вытянута вперед и др.), приводя к полному согласию между звуковыми интервалами древнеегипетской музыкальной системы и жестами рук.
Дирижер/жестикулятор играл главную роль в оркестре и при помощи целого ряда жестов задавал тональность и интервалы, на которых строилось все выступление. Исследование на эту тему изложено в труде Х. Хикманна «Искусство жестикуляции в Древнем Египте».
Симфонические и многозвучные вариации изображены в сценах музицирования на древнеегипетских барельефах Древнего Царства (4500 лет назад), на которых дирижер управлял целым ансамблем при помощи движений рук. Один или более дирижеров изображались для обозначения типа исполнения.
Чтобы добиться разной тональности, использовали следующие методы:
1. два дирижера показывают одинаковые жесты, чтобы музыканты играли в унисон
2. дирижеры показывают разные жесты, чтобы музыканты играли аккорд.
Примеры:
а) в гробнице Ти (Саккара, эпоха Древнего Царства) есть изображение двух дирижеров (хирономид), руководящие разными жестами одним инструментом – арфой, чтобы музыкант воспроизводил два разных звука, т.е. полифонию (многоголосие).
Изображение двух жестикуляторов указывает на двойную тональность – последовательную или одновременную.
в) музыканты, играющие аккорд в разной тональности, изображены в гробнице Ненчефтка в Саккаре (5 Династия). Три дирижера подают три разных жестовых сигнала музыкантам.
Еще один барельеф с полифоническим воспроизведением в трех тональностях найден на стене усыпальницы Некаухора в Саккаре (5 Династия).
Записанные звуки.
Древние египтяне были весьма педантичным народом и задокументировали все аспекты своей цивилизации в письменной форме. Поэтому вовсе не удивительно, что они записали наряду со звуками речи и звуки музыки. Для них звуки музыки и речь были сторонами одной и той же медали. Письменные символы (буквы) являются звуковыми картинками (отображениями), т.е. каждая произносимая буква имеет собственную вибрацию (тональность) совсем как музыкальный алфавит.
Древнеегипетский язык идеально подходит для записывания музыкальных нот, потому что его символы (буквы) могут располагаться в любом порядке и, таким образом, их последовательность можно изменять, как гамму – сверху вниз, справа налево и наоборот.
Платон в своих «Законах» указывал, что древние египтяне сумели переложить мелодию на ноты:
… звуки и мелодии гармоничны и приятны. Их египтяне детально записали и увековечили на стенах храмов.
Все ранние греческие и римские авторы подтверждали, что в Древнем Египте было два основных вида письма: иероглифы (священные письмена) и сокращенные формы иероглифов, характеризующиеся отсутствием картинок (что-то похожее на стенографию). Западные научные круги произвольно разделили их письмо на два типа написания – иератическое и демотическое.
Вместе с древнеегипетским музыкальным алфавитом система записи нот давным-давно попала в Грецию. Западные научные круги признают, что греки пользовались системой обозначения негреческого происхождения. Одни называли ее «архаичным языком». Другие считали «изуродованным иностранным языком». Греки использовали те же буквы и последовательность символов в алфавите, которые были и до сих пор существуют в Египте для записи мелодий. Греческие ноты повторяли древнеегипетский алфавит: A B G D H W Z H T Y K L M N. Количество символов и их порядок в этом алфавите не похожи на греческий или арабский алфавит. Египтяне-балади хорошо знакомы с этой исключительно египетской азбукой. Между прочим, в древнеегипетских трудах, названных «Птолемей», использована та же последовательность символов в алфавите, что и в работах Иоанна Дамаскина.
Франсуа Жозеф Фети, опытный музыковед, обнаружил, что корни греческого обозначения нот кроются в демотической (простонародной) форме древнеегипетской письменности. Вотчтоонпишетвсвоей «BiographieUniverselle des Musiciens et BibliographieGénérale de la Musique»:
Я не имею ни малейшего сомнения, что такая система обозначения нот (используемая в современной греческой церковной музыке) принадлежит древним египтянам. В поддержку моей теории говорит близкое сходство этой системы обозначений, ошибочно приписываемой Иоанну Дамаскину, с древнеегипетским демотическим письмом…
В длинном и детальном анализе Фети указывает на сходство между символами, используемыми греками для обозначения длительности нот, и такими же знаками древнеегипетского демотического письма. В итоге он приходит к следующему заключению:
После тщательного анализа системы обозначений, используемой в музыке греческой церковью, и после сравнения его признаков с такими же в демотическом письме египтян, можем ли мы и дальше сомневаться, что изобретение этих обозначений следует приписать древним египтянам, а не святому Иоанну Дамаскину?
Проведенный анализ Фети и сделанные на его основе выводы недвусмысленно доказывают, что древние греки позаимствовали систему записи нот именно у египтян.
Другой музыковед, Чарльз Бурней, отметил, что проверка имеющихся систем обозначения доказывает, что древние использовали более 120 (а точнее 125) различных символов для обозначения звуков. А если еще принять во внимание количество вариаций темпов и тональностей, то получим более 1600 музыкальных символов. Большое количество этих символов, состоящих в основном из черточек, крючочков, закорючек, прямых и острых углов, и других простых фигур, расположенных в разном порядке, Бурней назвал «изуродованным иностранным языком». Фети же выяснил, что они являются всего лишь буквами древнеегипетского демотического письма.
Изучая древнеегипетское иероглифическое и демотическое письмо, можно легко обнаружить огромное их сходство с современными обозначениями музыкальных флажков, клавиш, нот, знаков легато, точек, дуг, которое заключается в следующем:
- Преобладание точек, тире, ><, b, p, овалов.
- Различные размеры и цвета кружков и их секций, т.е. ½ и ¼ окружности, а также дуг.
- Линии (вертикальные и горизонтальные), кресты, диагональные черточки, крючочки.
- Комбинации всех вышеперечисленных символов.
Таким образом, было легко придерживаться системы древнеегипетских символов, поскольку она согласовалась с их языком.
Ритмическая синхронизация.
По свидетельству Платона (Филеб 18-b,c,d), древние египтяне определили три элемента, представляющие собой упорядоченный поток звука (постоянная высота звука, шум и безмолвие). Эти три категории позволяют определить длительность каждого звука, а также время отдыха (паузу) между последовательными звуками.
Музыка, как и язык, читается в общем рисунке, а не отдельными частями, т.е. мы читаем слова, а не буквы. Понимание музыки/слов/ фраз зависит от ощущений и памяти; ибо мы должны не только чувствовать звуки в тот момент, когда они воспроизводятся инструментом, но и помнить те, которые прозвучали раньше, чтобы иметь возможность сравнить их между собой. Именно отрезок времени, отделяющий одну тональность от другой, является организующим фактором для прослушивания, прочувствования и понимания музыки или произнесенных слов/фраз.
Эмоциональный эффект музыки во многом зависит от ритма. Ритм это, по сути, поток: нарастание и спад интенсивности звука. Ритмичность принимает множество форм. Основная насыщенность и индивидуальность звука зависит от его ритма. Это может быть контраст сильных и слабых импульсов, различной длительности и интенсивности нот, низких и высоких тонов, ленто и граве. Сочетание всех этих параметров и придает ритму его особый характер.
Поддержание определенного ритма имело и имеет до сих пор очень важное значение, поскольку поэтическая и музыкальная связь между древним и современным Египтом остается неразрывной. Поэтому любое отклонение от заданного ритма не только уничтожает красоту стиха, но меняет даже сам смысл слов, из которых он состоит. Неправильное произношение гласных букв дает совсем другой звук и, соответственно, изменяет все слово.
Отбивание такта в музыке очень важно, потому что, если музыкант (не ударник) выпадает из тайминга, музыка замолкает, а человеческое ухо как бы отвлекается и настраивается уже на другие звуки. Ритм - это как постоянная пульсация. Он действует в качестве мерила, с помощью которого мы можем определить длительность нот и паузы между ними. Ритм можно задавать следующими путями:
1. Музыканты учатся выдерживать такт при помощи звукоподражательных слогов. Благодаря сходству слогов речи и музыкальных нот, этот способ считается самым естественным.
Пение под аккомпанемент осуществляется по той же схеме и выполняется двумя путями: а) с помощью определенных слогов, соответствующих длительности ноты или паузы между ними; б) при помощи счета про себя.
Как правило использовали два размера слогов: длинный и короткий, т.е. соотношение длинной гласной было 2:1. Эти два основных элемента использовались в многочисленных вариациях для различных способов отсчета – в зависимости от количества ударов и пауз в единицу времени.
2. Постукивание ногой об пол, как способ отбивания ритма, можно увидеть на древнеегипетских барельефах.
3. На многих изображениях музыкальных выступлений в Древнем Египте музыкантам задают такт при помощи хлопанья в ладоши.
4. Египтяне использовали и используют до сих пор различные виды барабанов – таблы, тары, рикки, а также литавры для отбивания ритма.
5. Обычно египтяне использовали комбинацию из двух способов задавания ритма – слышимый и безмолвный.
- У древних египтян были различные способы подать безмолвный сигнал: приподнятое плечо, поворот ладони вниз или вверх, распрямление или сжимание пальцев. Можно было сложить большой и указательный пальцы колечком, в то время, как другую руку прикладывали к уху или клали на колено ладонью вверх или вниз. Большой палец либо поднимали кверху, либо прижимали к указательному.
Ритм мог задаваться как правой, так и левой рукой, а в некоторых случаях обеими руками.
Пальцы также чередовались. Для двухтактного ритма четверти обозначали, поднимая сначала мизинец, затем последовательно безымянный, средний и указательный пальцы.
- Слышимый способ отбивания такта воспроизводился хлопаньем ладони об ладонь или по бедрам одной или двумя руками.
В гробнице Аменемхета в Ta-Апет (Фивы, 1500 г. до н.э.) изображен дирижер, стоящий перед исполнителями и задававший ритм, постукивая пяткой об пол и щелкая пальцами обеих рук.
Настроение и Тональность
Все мы знаем, что музыка может привести нас как в радостное настроение, так и опечалить. Эмоциональная сила некоторых произведений такова, что мы испытываем целую гамму чувств – безудержное веселье, упоение, экзальтацию, религиозный трепет, любовь, игривость, рефлексию, серьезность, печаль, тоску, патриотизм, скорбь, страсть, безмятежность, спокойствие, радость, отчаяние, меланхолию, возбуждение и многое другое.
Таким образом, в музыкальном произведении было необходимо следовать определенным критериям, чтобы достичь желаемого результата. И первыми этот факт осознали и начали применять на практике именно древние египтяне.
В 4 веке до н.э. Платон утверждал, что Идеальное Государство должно быть возведено на базисе музыки – хорошо отлаженной системе, основанной на теории музыкального этоса, т.е. на теории психофизиологического воздействия музыки на государство и человека. Эти идеи, как сам Платон говорит в своих «Диалогах», были позаимствованы в Древнем Египте. Он, по сути, в своем труде прямо указывает, что греки считали древних египтян единственными создателями Идеальных Законов, главенствующих, помимо всего остального, и над музыкой. Таким образом, можно подытожить следующее:
1. Только в Египте были законы звука, управляющие мелодиями и музыкальными произведениями.
2. Только в Египте были хорошо проработанные стандарты для мелодий и тональностей, регулирующие когда, где и по какому случаю проводится то или иное музыкальное представление.
3. Только в Египте практиковали применение Законов к музыке, танцам, поэзии и т.д.