Одинарная тростниковая свирель (кларнет)
Разнообразные свирели (дудки) изготавливали из тростника, в большом количестве росшего вдоль ирригационных каналов.
У египетской одинарной свирели есть мембрана из тростника, которая вибрирует при вдувании воздуха. Воздух проходит через «клюв» (насадку) из дерева или слоновой кости и «срезается» об острый выступ в самой трубке.
Египетская свирель по древности не уступает най и флейте. Она представляла собой прямую трубку без утолщения на мундштук. Тростниковая свирель от флейты отличается длиной, количеством отверстий и другими конструкционными особенностями.
Известны две египетские свирели длиной 9 и 15 дюймов (23 и 38 см) и еще несколько длиной от 7 до 15 дюймов (18-38 см).
Тростниковые свирели имели равноудаленные расстояния между отверстиями для пальцев. Обычно у них было три или четыре отверстия, 14 подобных свирелей сейчас хранятся в Лейденском музее. Для проигрывания музыкальной гаммы исполнитель должен был контролировать свое дыхание, работу пальцев и использовать специальные техники игры.
У египетских инструментов соотношения между отверстиями для пальцев дают следующие интервалы:
- Музей Лейдена – 12:9:8:7:6 дуодецим;
- Турин и Берлин - 12:11:10:9:8 дуодецим;
- Турин - 14:12:11:10:9:8:7 квартдецим;
- Турин - 11:10:9:8:7:6 ундецим.
Двойная свирель
Большое количество древнеегипетских тростниковых и двойных свирелей было найдено в усыпальницах и теперь хранится в музеях всего мира. Двойные свирели были разнообразны по размерам, у одних было только одно отверстие, у других – два, но расположены они так близко друг к другу, что музыкант мог дуть в оба одновременно. Мундштук состоял из тонюсенькой трубочки, закрытой в верхней части. Языком музыкант прикрывает эту трубку, что вызывает вибрацию воздуха у него во рту.
У двойной свирели трубки могут быть как одинаковой длины, так и разной. В них дуют одновременно, что обеспечивает звучание в унисон. Бывает так, что на одной трубке есть отверстия для пальцев, а на другой нет. Иногда, если от свирели требуется только аккомпанемент в виде монотонного гудения, отверстия залеплялись воском. Иногда египтяне вставляли колки или трубочки в отверстия, чтобы регулировать последовательность интервалов или стиль исполнения.
Поскольку расположения отверстий для пальцев (и, следовательно, тонов) не полностью соответствуют друг другу, то возникают определенные эффекты, а также более высокие и резкие тоны, чем у других музыкальных инструментов. Факт использования этого способа монотонной игры (гудения) подтверждается следующими находками: своеобразное расположение пальцев при игре на свирели, изображаемое на фресках; современные практики; обнаружение свирелей с залитыми воском отверстиями (кроме одного).
Свирель со множеством отверстий использовалась для воспроизведения мелодий, а с залитыми воском отверстиями для аккомпанемента, похожего по тональности на звуки волынки. Таким образом, двойная свирель дает возможность играть в диапазоне октавы, чередующимся способом, в дуэте, т.е. одновременно исполнять две мелодии, ритмически похожие или разные.
В Египте до сих пор суфистский орден (подобный дервишам) использует двойные свирели.
Описание видов двойных свирелей в Древнем и современном Египте:
a) Двойной кларнет – это обобщающее название для инструментов, состоящих из двух трубочек одной длины, скрепленных друг с другом. Изготавливались из тростника. Двойные кларнеты изображены на фресках в гробнице Ненчефтка (5-я Династия, 2700 г. до н.э.), на которых можно увидеть, что они состоят из двух тростинок одинаковой длины. Они очень похожи на зуммарах – инструмент, широко распространенный в современном Египте и используемый для исполнения народной музыки.
Древние и современные двойные кларнеты изготавливались и изготавливаются по сей день из двух камышин, склеенных и связанных по всей длине и имеющих отверстия (4, 5 или 6 штук), расположенные симметрично и на равном расстоянии друг от друга. При необходимости музыкант закрывает две дырочки на обеих трубках одним пальцем и, поскольку толщина тростника не везде одинаковая, то получает звучание разной высоты, похожее на вибрацию нижнего регистра органа, так называемую undamaris (морская волна).
Подобно стеклодуву, музыкант дышит только через нос, а ртом постоянно выдыхает струю воздуха. Разная сила выдоха позволяет модифицировать тембр и высоту, и звук испускается с постоянной силой и визгливостью.
Египетский двойной кларнет был двух видов, в зависимости от типа мундштука:
1. зуммарах (zummarah) – у него срез на нижней части мундштука. Этот вид кларнета позволяет брать высокие ноты благодаря тому, что его держат в горизонтальном положении и дуют сверху.
2. машурах (mashurah) – у него срез на верхней части тростниковой трубки. Инструмент держат слегка наклоненным вниз, чтобы играть низкие ноты.
Примеры находок и изображений тростниковых кларнетов:
- Двойной кларнет изображен в сценах музицирования на фресках эпохи Древнего Царства (4 Династия).
- Двойной кларнет из гробницы Некаухора (Саккара, 5-я Династия)
- Кларнетист, изображенный на фреске в гробнице Имери (Древнее Царство, 5 Династия). Хорошо различимы его поза, техника игры и количество отверстий.
- Кларнет длиной 12 дюймов (31 см) эпохи Нового Царства хранится в Каирском музее.
b) Двойной гобой – общее название для инструментов, которые состоят из двух тростниковых трубок, соединенных так, что их концы расходятся в разные стороны. У каждой трубки есть вибрационный язычок, что обеспечивает полифоническое звучание.
Сохранилось много детальных изображений этого инструмента в древнеегипетских гробницах.
Уцелевшие гобои, датируемые Древним Царством, обнаружены в усыпальницах. Их длина варьируется от 8 до 24 дюймов (20-60 см). Количество отверстий от 3 до 11.
Современные гобоисты, как и их предки, собирают целый инструментальный оркестр, чтобы удовлетворить все требования репертуара.
Примеры обнаруженных гобоев и их изображений:
- Обнаруженный в гробнице возле Дейр-эль-Бакхит футляр в форме колчана для стрел содержал в себе шесть тростниковых труб (три двойных гобоя). В нем же находились и фрагменты мундштука – соломенные накладки. Для того, чтобы соответствовать всем требованиям воспроизводимого музыкального произведения, некоторые отверстия заливали воском. Кусочки воска даже были найдены в дырочках.
На настенной росписи в гробнице времен 18 Династии изображен двойной гобой, чьи темно-коричневые трубки соединены тростниковым мундштуком.
c) Аргул – это двойной гобой с параллельными трубками разной длины, связанными вместе. Одна из них гораздо длиннее другой. Та, которая покороче, передает мелодию, более длинная добавляет басов. Аргул придает музыке интенсивность и таинственность. На длинной трубке или совсем нет отверстий или их намного меньше, чем на короткой.
Басовые трубки могли быть длиной в несколько ярдов/метров и, при необходимости, могли удлиняться дополнительными сегментами. Эти вставки и определяли размер инструмента (малый, средний или большой), а также количество отверстий (пять, шесть или семь).
d) Прочие инструменты. Способ игры на двойном гобое очень сходен с игрой на волынке, чей прототип восходит к временам Древнего Египта.
Также египтяне изобрели и использовали орган (гидравлический и пневматический).
Двойные горны/трубы
Горны/трубы были известны в Египте с древнейших времен.
Вообще, египетские горны всегда парные. С двумя рожками: в один дудели на рассвете, в другой – на закате.
Египетские трубы были прямыми, похожими на древнеримские тубы. Вообще же в Древнем Египте существовало множество разновидностей труб. Длиной в 2-3 фута (60-90 см), они изготавливались из меди и бронзы, имели мундштук и расширение на нижнем конце в виде колокола.
Горн или труба не были «военными» инструментами. Их звуки ассоциировались с возрождением – переходом из одного состояния в другое (с одной стадии на другую). В таком качестве они использовались в следующих случаях:
- На похоронах, чтобы «оживить» (воскрешение) умершего. Их считали непременным атрибутом Осириса, воплощения воскрешения.
- Чтобы ознаменовать начало нового дня (на закате) и уход ночи (на рассвете). Два разных горна для двух разных, но дополняющих друг друга действий. Использовались в ритуальных целях в храмах.
- Для празднования возрождения, подобно встрече Нового Года.
Находки и изображения труб:
- Трубач на фреске из гробницы Кагемни (ок. 2300 г. до н.э.).
- Изображение в гробнице Небамона (1400 г. до н.э.) трубача, возглавляющего похоронную процессию.
- Серебряная и золотая (или бронзовая) трубы из гробницы Тутанхамона (1361-1352 гг до н.э., Каирский музей). Трубы были найдены лежащими отдельно друг от друга. Длина серебряной трубы – 22,5 дюйма (57,1 см), бронзовой – всего 19,5 дюймов (49,5 см). У обеих на концах раструбы. Соотношения длин этих труб 8:9 – Идеальная Гармония.
- Трубач в процессии, посвященной встрече Нового Года, на фреске в храме Луксора (эпоха правления Тутанхамона, 1361-1352 гг. до н.э.).
Глава 4
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Ударные инструменты делятся на мембранофоны и идиофоны, т.е. в зависимости от того, требуется или нет наличие мембраны из кожи или пергамента для звукоизвлечения.
Мембранофоны
a) Барабаны.
В Древнем Египте было большое количество барабанов разных размеров, форм и функционального назначения. У них кожаная мембрана могла быть как с одной стороны, так и с обеих. Стучали по ним с помощью колотушки (палочки), пальцев или пальмовых веток.
Нам известны три основных вида древнеегипетских барабанов:
1. Цилиндрические. Неизвестны живописные изображения барабанов этого типа. Однако несколько настоящих барабанов были найдены в гробницах разных эпох. Один из них, находящийся сейчас в Берлинском музее, в высоту имеет 46 см, а в обхвате 61 см. Как и у других подобных ему, у этого барабана есть ребра жесткости (корды), которые по желанию можно стянуть посильнее или ослабить.
Били в такой барабан двумя слегка изогнутыми палочками. Египтяне также использовали прямые палочки с рукояткой и мягким наконечником. В Берлинском музее хранится несколько таких экземпляров.
2. Малый ручной барабан – продолговатый, цилиндрической формы, длиной 2-3 фута (60-90 см), с мембраной из пергамента с двух сторон. Барабанщик мог бить руками, пальцами и костяшками пальцев как по верхней, так и по нижней части.
3. Отдельно стоящий барабан, который относится к малому типу. Известны два вида. Один, напольный, называется табла или дарабукка (в форме кубка). Его длина от 1,5 до 2 футов (46-60 см). Барабаны другого вида делают из дерева, с перламутровыми или черепаховыми накладками, для жесткости по периметру отделывается рыбьими шкурками. Снизу барабан открытый, высотой 15 дюймов (38 см).
Барабанщики в Египте, играя голыми руками, костяшками пальцев или просто пальцами, достигли совершенства в технике, разнообразии тембров и сложности ритмов. Виртуозный игрок на табле (дарбукке), равно как и на тамбурине, должен был владеть целым репертуаром ритмичных мелодий.
Барабанщик наносит основные (тяжелые) удары в центр мембраны и по раме, в то время как вспомогательные (легкие) удары приходятся на зону возле обода. Дифференцируя звуки таким образом, барабанщик может синхронизировать ритм.
b) Тамбурины (бубны).
Тамбурин (рикк или тар) это музыкальный инструмент диаметром примерно 8 дюймов (20 см), с натянутой на раму рыбьей или козьей кожей. В отверстия, симметрично прорезанные по окружности обруча, вставлены десять пар маленьких цимбал. Тамбурин удерживают в левой руке при помощи большого пальца так, чтобы остальными четырьмя пальцами можно было отбивать ритм по раме. Правой рукой бьют по центру и краям мембраны. Таким способом отбивают легкий и тяжелый барабанный бит и, в итоге, синхронизируют ритм.
Дафф, как и тар, является разновидностью тамбурина. У него больший диаметр – примерно 12 дюймов (25 см) – и более узкий обод. Он не подходит для воспроизведения синхронного ритма.
Примеры древнеегипетских мембранофонов:
- Фрагмент фрески из Храма Солнца Не-усер-ра в Абусире (2700 г. до н.э.), на котором видна верхняя часть большого барабана.
- Хорошо сохранившийся древний цилиндрический барабан возрастом в 4000 лет найден в гробнице Бени Хасан. Он длиной 65 см, шириной 29 см, с оплеткой из кожаных ремешков, которые по желанию можно было ослаблять или затягивать туже.
- В храме в Луксоре изображены барабанщики, сопровождающие процессию по случаю Нового Года.
- Хорошо сохранившийся барабан эпохи 18 Династии с размерами, как у барабана из гробницы Бени Хасан, но отлитый из бронзы.
- Квадратный барабан с фрески в гробнице Рекхмира (первая половина 15 века до н.э.).
- Несколько барабанов с кожаными ремешками, хранящиеся в музеях по всему миру (в Лувре, Музее искусств Нью-Йорка, в музее Метрополитан).
- Малые рамочные барабаны (тары) времен Нового Царства. Большинство из них круглые, но некоторые с вогнутымиободами.
Идиофоны
а) Ударные палочки.
Ударные палочки являются разновидностью трещотки. Их изображение обнаружено на древнеегипетских вазах примерно третьего тысячелетия до нашей эры. Они представляют из себя две палочки, которые музыкант держит в одной или обеих руках и ударяет ими друг о друга.
Изображения музыкантов с ударными палочками на празднествах, посвященных сбору урожая, можно обнаружить на стенах многих захоронений. В гробнице 2700 г. до н.э. можно увидеть сценки из жизни фермеров, на которых они стучат палочками друг о друга в характерном ритуальном танце, сопровождающем обряды, посвященные плодородию.
Подобные изображения есть и в усыпальнице Нефериртенеф в Саккаре (эпоха Древнего Царства).
Из фресок нам известно, что палочками стучали и во время сбора и переработки винограда. Таких изображений мы знаем четыре. На каждом из них два музыканта стоят на коленях друг перед другом и держат в руках деревянные палочки. На барельефе из гробницы Мерерука в Саккаре (Древнее Царство) двое египтян стучат палочками, задавая ритм, в то время как виноделы ногами давят виноград.
b) Трещотки.
В Древнем Египте трещотки использовались по любому поводу. Часто ими пользовались, чтобы упорядочить танец или исполнение музыкального произведения. Они могли незначительно разниться по форме. Их изготавливали из дерева, кости, раковин, слоновьих бивней и меди (или другого «звонкого» металла). Одни были с прямой рукояткой, украшенной набалдашником или каким-то другим декором. У других рукоять была слегка изогнутой и сдвоенной, а верхнюю часть венчали уже два набалдашника. Набалдашник был в форме головы человека, животного или птицы – сокола, бородатого мужчины, газели, коровы, лотоса. Многие трещотки венчала голова Хатор.
В древнеегипетских усыпальницах найдены сотни таких трещоток. Их звучание зависело от размера и материала, из которого они были изготовлены.
Несколько примеров:
- Трещотка из слоновой кости, датируемая эпохой 1 или 2 Династии.
- Пара костяных трещоток в форме человеческих рук времен 18 Династии.
- Две костяные трещотки, хранящиеся в Каирском музее.
- Прямые костяные трещотки в форме кистей рук.
с) Систрум или Систра.
Древнеегипетский систрум преимущественно был священным инструментом и предназначался для использования в храмах.
Он обычно состоял из 3 или 4 перекладин, имел высоту в 20, 40 или 47 см и изготавливался бронзы и меди. Его иногда инкрустировали серебром, покрывали золотом или украшали орнаментом. Систрум держали вертикально и встряхивали, чтобы колечки двигались взад и вперед по перекладинам. Самим перекладинам придавали форму змеиного тела или просто загибали их концы, чтобы надежно зафиксировать.
Играть на систруме было столь великой привилегией, что ее удостаивалась только царица и те знатные дамы, которые носили титул Жен Амона и были посвящены служению богу.
В продолжение всей многовековой истории Египта систрум запечатлевали на фресках и барельефах. Найденные многочисленные систрумы сейчас хранятся в музеях.
d) Цимбалы.
Египетские цимбалы делали из меди или сплава серебра с медью. Их диаметр варьировался от 5,5 до 7 дюймов (14-18 см), а форма полностью совпадала с формой современных цимбал, вплоть до дискообразного углубления в центре.
Множество цимбал было обнаружено в древнеегипетских захоронениях и сейчас хранится в музеях по всему миру. Все найденные образцы (например, те, что выставлены в Музее Искусств Нью-Йорка и Метрополитен музее) имеют диаметр в 5 и 7 дюймов (12 и 18 см).
е) Кастаньеты.
Маленькие парные цимбалы, надевавшиеся на кончик пальца, также часто использовались в Древнем Египте. В более поздние времена египетские мигранты привезли их в Испанию, где они получили название кастаньет из-за того, что их делали из древесины каштана (castaña).
На этих крохотных цимбалах диаметром в 2-3 дюйма (5-7,5 см) играли, ударяя большим пальцем о средний. Кастаньеты, называемые кротала, всегда использовали в паре, аккомпанируя на них в танце. В данном контексте слово «кастаньеты» используется для обозначения трещотки, в чьих ударных поверхностях делали углубление для большего резонанса.
Египетские кастаньеты были обычно двух форм: 1) похожие по форме на маленький деревянный ботиночек, разрезанный пополам вдоль, с конусообразной частью в виде рукоятки; 2) похожие на современные испанские кастаньеты, но не такие плоские, больше похожие по форме на каштан, в честь которого и были названы.
Многочисленные древнеегипетские кастаньеты, найденные в усыпальницах, сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях.
Религиозный смысл кастаньет подтверждается находкой изображений на стенах храма в Луксоре, на которых запечатлены четыре музыканта с кастаньетами, возглавляющие процессию по случаю праздника Апет (Новый Год).
f) Колокольчики (колокола).
Древнеегипетские колокольчики, найденные в усыпальницах, были тщательно завернуты в ткань. Сейчас они в большинстве своем хранятся в Каирском музее. Египтологи изучили их звучание и пришли к выводу, что они обладают довольно широким диапазоном и вариациями тональности. Они варьируются по весу, что позволяет обеспечить различные музыкальные соотношения: 9:8 для целой ноты, 3:2 для квинты, и т.д.
Колокольчики в основном делали из бронзы, реже из серебра или золота. Их форма могла быть разной. Например, в виде зазубренной чашечки цветка.
Многочисленные находки форм для колокольчиков подтверждают, что в Древнем Египте было широко распространено литейное дело. На этих форма хорошо видно отверстие для заливки расплавленного металла.
Химический анализ металла, из которого сделаны колокольчики, дал следующие результаты: 82,4% меди, 16,4% олова, 1,2% свинца.
Колокольчики в Египте имели ритуальное и практическое значение. Их часто использовали жрицы во время проведения церемоний в храмах. Колокольчики были непременным атрибутом на празднествах, посвященных Осирису.
Колокольчики используются для защиты от злых духов. Их подвешивают над дверью, чтобы они своим звоном предупреждали не о том, что кто-то входит в дом, а для отпугивания демонов, скрывающихся под порогом.
Примеры находок и изображений колокольчиков:
- Животные с колокольчиками на вазе Додинастического периода;
- 15 колокольчиков в Британском музее;
- Маленькие колокольчики, относящиеся к периоду Нового Царства (сейчас хранятся в Каирском музее);
- Сценки на внутренних стенах храма Хатхор в Дендере, изображающие жрецов, увешанных украшениями в виде колокольчиков, которые нашиты на одежде, браслетах и сандалиях. И снова возникает ощущение, что эти крохотные колокольчики играют роль амулетов для отпугивания злых духов и защиты жрецов в присутствии богов.
- В некоторых музеях выставлены ожерелья с подвесками в виде колокольчиков.
g) Ксилофон или глокеншпиль.
На фресках этот древнеегипетский инструмент часто изображен в паре с лирой. Он состоит из металлических планок или деревянных пластин, расположенных в соответствии с определенным порядком интервалов. Он представляет собой определенный род цимбал. Или, что более вероятно, оркестрион.