Методы музыкальной работы в школе (музыкального обучения, воспитания и развития учащихся)
Метод (путь) – способ достижения цели определенным образом. 1. Практические методы или метод музицирования – явл. Основными для урока музыки, с их помощью решаются основные задачи музыкального обучения и воспитания уч-ся. Различают методы: слушания музыки, разучив.произведения, исполнения эпизодов муз.речи в движении и на муз.ин-те, формирование вок.-хор.навыков, развитие отдельных муз.способностей. эти методы также могут быть репродуктивными, чистично-поисковыми, творческими. Могут выполнять организационную, стимулирующую и контролирующую функции. 2. Наглядные методы. Они важны для стимулирования, эффективной организации музыкально-познавательной деят-ти уч-ся. Отвечают принципу наглядности в обучении, кот.требует участия в освоении учебного материала всех органов чувств. Для уроков наиболее типична слуховая наглядность, т.к. без восприятия музыки невозможно усвоение муз.знаний, навыков и умений.
Большое значение имеет зрительнае и двигательная наглядность. Наиболее распространен исполнительский показ учителем или в записи, применение дириж.жеста, руки нотоносца, показ движения, метод рисования под музыку, метод взаимосвязи с др.видами иск-ва. 3. Словесные методы.С их помощью осуществляется необходимая эмоциональная настройка на восприятие и исполнение муз.пр-ний, проводятся обобщение и оценка муз.знаний и умений. Это рассказ, кот.примен. во всех классах, должен быть кратким, ярким, содержать элементы занимательности и новизны. Лекция – устное изложение материала, занимает весь урок, прим. В ст.классах. беседа – этот метод реализуется как обсуждение мнений уч-ся , корректировки их ответов, формулировка выводов. Требует активности уч-ся. Словесные методы также: дискуссии, диспуты, самоподготовка уч-ся – доклады и сообщения.
ИНТОНАЦИЯ» ТЕМА 2-Й ЧЕТВЕРТИ 3 КЛАССА
Что такое музыка? Как она рождается? Разговоры по этим вопросам «Можем ли мы понять как композитор пишет музыку?» ядром музыки является интонация. Это та выразительность звучания, которая без слов позволяет догадаться, что хочет сообщить, высказать человек. Интонации бывают различные – веселые, грустные и.т.д. существует словарь эстетических эмоций, составитель В.Ражников. музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочинения обычно вырастают из одного, двух или нескольких ядрышек интонаций или зерен. В нем содержится самое главное, что сразу узнается, часто повторяется с некоторыми изменениями возможно. По главной интонации определяется весь характер произведения. Композиторы подмечают в жизни выразительные интонации и умеют их развить, вырастить до целого произведения.
Учебно-воспитательные задачи – научить осмысленному исполнительскому интонироанию в различных видах музыкальной деятельности сравнивая выразительную интонацию словесной поэтической речи с музыкальной интонацией. Учить самостоятельному выбору различных средств музыкальной выразительности, находить созвучие муз.средств выразительности и выразительных средств изобразительного искусства. Формировать умение узнавать знакомые муз.произведения по звучанию одной главной или начальной интонации. Формироать умение продолжить начатую ритмическую интонацию или придумать ответ в муз.диалоге.
ТЕМА «ПЕСЕННЫЙ, ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ, МАРШЕВЫЙ ХАРАКТЕР МУЗЫКАЛЬНОЙ
РЕЧИ» В 3-М КЛАССЕ.
Снова возвращаемся к жанрам в музыке. Круг жанров расширяется, усложняется, но снова одной из главных характеристик будет принадлежность к трем сферам музыки – песне, танцу, маршу. И пусть музыка уже не предназначена для танца или маршировки, но эти характерные черты помогают понять ее. Программа предлагает рассмотреть следующие жанры: увертюра, фрагменты из балета, симфонии, ария, прелюдия, полонез, симфоньетта, сюита.
Учебно-воспитательные задачи: закрепить и углубить представления школьников и балетной, оперной, симфонической, вокальной и инструментальной музыке, ее образном содержании, выразительных и изобразительных красках. Обращать внимание на то, какие средства музыкальной выразительности создают песенный, танцевальный и маршевый характер муз.речи разных образов, импровизировать разнохарактерные мелодии и аккомпанименты, проводить подготовку к введению простейшего 2-х голосия, озвучивать мелодии без поддержки инструмента, работая по группам прятать мелодии (про себя), ритмическое 2-х голосие, пение с недублирующим контрастным аккомпаниментом с подголоском учителя на различные образно-игровые слоги по нотоносцу.