Организационный момент. Детский музыкальный театр.
В Москве в 1964 г. на Воробьевых горах Натальей Ильиничной Сац был создан первый в мире детский музыкальный театр, который сейчас известен во всех странах мира.
Эмблема театра - синяя птица на золотой арфе (скульптор В. Клыков) - символ мечты о счастье.
Работа с учебником-тетрадью.
- На рисунке учебника-тетради Муза держит в руках синюю птицу.
Давайте рассмотрим, а затем раскрасим рисунки в учебнике-тетради, которые изображают персонажей разных музыкальных спектаклей.
Лель и Снегурочка, Конек-Горбунок, Царь Горох, козлята и Волк, Комар и Муха-цокотуха - это герои наших любимых сказок.
- В каком музыкальном спектакле (опере или балете) могла бы звучать музыка изображенных персонажей?
- Каким персонажам подходит песенная, танцевальная или маршевая музыка? Поставьте рядом с ними буквы П, Т, М.
- Где мы встречаем этих персонажей, кроме сказок?
- Вы правы, с ними вы можете встретиться в музыкальном театре, в операх и балетах. Там все они поют и танцуют, водят хороводы и играют на музыкальных инструментах
Ведь сюжетами опер и балетов часто становятся известные всем с детства:
- народные сказки «Снегурочка», «Волк и семеро козлят»;
- былина «Садко»;
- сказки, сочиненные писателями: «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Муха-цокотуха» К. Чуковского, «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана.
Заключительный хориз оперы «Муха-цокотуха» М.Красева, К. Чуковского - разучивание.
- Какое настроение вызывает музыка? (Приподнятое, праздничное настроение. Ведь смелый Комар одолел злого Паука).
При разучивании этого хора следует обратить внимание на следующие моменты:
- избегать форсированного звучания;
- работать над выравниванием гласных звуков на равных отрезках певческого диапазона;
- обратить внимание на реакцию детей при смене динамики и темпа;
- поработать над четким произношением согласных в конце слов «бом», «топ»;
- обратить внимание на первоначальную призывную, словно «раскачивающуюся» интонацию, которая изображает удары в колокол.
Разучивание песни можно сочетать с ее драматизацией - передачей выразительными движениями действий ее персонажей.
Слушание музыки.
Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова;
- Кто автор? Как называется произведение?
- Какая звучала музыка? (Песенная). «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского.
- Какая звучала музыка? (Маршевая).
- Какой жанр музыки? (Балет).
- Кто написал это произведение? Какой была музыка?
Звучат «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина.
- Какая звучала музыка? (Танцевальная, легкая, грациозная).
- Какой жанр музыки? (Балет).
Дети исполняют волшебный танец рыбок (пластическое интонирование).
«Мелодия» Глюка из оперы «Орфейи Эвридика». Имитация игры на воображаемой флейте в сопровождении ансамбля скрипачей.
Вывод:
Тем, кто научился различать песенную, танцевальную и маршевую музыку, «откроются двери» в волшебную страну, название которой - «Музыкальный театр».
ТЕМА: «Дом, который звучит»
Цель урока:изучить особенности развития музыки в детской опере.
Музыкальный материал:
«Волк и семеро козлят», опера М.Коваля (либретто Е. Манучаровой).
Проблема урока:как исполнять оперу?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Дом, который звучит».
Ход урока
Организационный момент.
- Все вы знаете сказку «Волк и семеро козлят». Хотите сами разыграть эту сказку?
Только сказка наша будет не простая, а музыкальная Сегодня вы будете артистами. Ведь не зря тема нашего урока -«Дом, который звучит».
Наш класс превратится в сцену, а вы будете и зрителями, и артистами.
Углубление темы урока.
- Каждое действующее лицо оперы обычно характеризуется яркой и запоминающейся мелодией - темой. Так, каждый из козлят имеет своё имя и свою тему, рисующую его музыкальный портрет.
«Колыбельную» мамы-Козыисполню я, а вы подберете к ней инструментальное сопровождение (треугольники, металлофоны, колокольчики), подчеркивающее ласковый, нежный характер музыки.
В учебнике-тетради роль Мамы-козы исполняет знакомая вам Муза:
«Спи, дочурочка Болтушка, спи, забавник Топотушка,
Не бодайся, мой Бодайка. Баю, баюшки, Всезнайка.
Перестань шалить, Дразнилка, не мешай уснуть Мазилке.
Крепко спи, меньшой Малышка. Тише дети, тише, тише».
Ушла Мама-коза, а дети устроили игры в её отсутствие.
Хор козлят: Тема Бодайки:
Целый день поем, играем, Забодаю, забодаю!
Очень весело живем, Тема Болтушки:
Очень весело живем. Вот Всезнайка и Топтушка
Тема Мазилки:Говорят, что я болтушка,
Я на венике верхом Говорят, что много вру.
Объезжаю все кругом. А я правду говорю!
Ты беги, Мазилка, вслед, Тема Всезнайки:
Ну, догонишь или нет? Пусть танцуют, пусть играют,
Тема Всезнайки:В сладком толк Всезнайка знает.
А я знаю: за лежанкой Тема Бодайки:
Прячет мать с вареньем банку. Забодаю, забодаю.
- В опере, кроме пения, может звучать музыка в исполнении оркестра или фортепиано, которые играют сопровождение к песенным номерам.