Организационный момент. Детский музыкальный театр.

В Москве в 1964 г. на Воробьевых горах Натальей Ильиничной Сац был создан первый в мире детский музыкальный театр, который сейчас известен во всех странах мира.

Эмблема театра - синяя птица на золотой арфе (скульптор В. Клыков) - символ мечты о счастье.

Работа с учебником-тетрадью.

- На рисунке учебника-тетради Муза держит в руках синюю птицу.

Давайте рассмотрим, а затем раскрасим рисунки в учебнике-тетради, которые изображают персонажей разных музыкальных спек­таклей.

Лель и Снегурочка, Конек-Горбунок, Царь Горох, козлята и Волк, Комар и Муха-цокотуха - это герои наших любимых сказок.

- В каком музыкальном спектакле (опере или балете) могла бы звучать музыка изображенных персонажей?

- Каким персонажам подходит песенная, танцевальная или марше­вая музыка? Поставьте рядом с ними буквы П, Т, М.

- Где мы встречаем этих персонажей, кроме сказок?

- Вы правы, с ними вы можете встретиться в музыкальном театре, в операх и балетах. Там все они поют и танцуют, водят хороводы и играют на музыкальных инструментах

Ведь сюжетами опер и балетов часто становятся известные всем с детства:

- народные сказки «Снегурочка», «Волк и семеро козлят»;

- былина «Садко»;

- сказки, сочиненные писателями: «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Муха-цокотуха» К. Чуковского, «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана.

Заключительный хориз оперы «Муха-цокотуха» М.Красева, К. Чуковского - разучивание.

- Какое настроение вызывает музыка? (Приподнятое, празднич­ное настроение. Ведь смелый Комар одолел злого Паука).

При разучивании этого хора следует обратить внимание на сле­дующие моменты:

- избегать форсированного звучания;

- работать над выравниванием гласных звуков на равных отрез­ках певческого диапазона;

- обратить внимание на реакцию детей при смене динамики и темпа;

- поработать над четким произношением согласных в конце слов «бом», «топ»;

- обратить внимание на первоначальную призывную, словно «рас­качивающуюся» интонацию, которая изображает удары в колокол.

Разучивание песни можно сочетать с ее драматизацией - пере­дачей выразительными движениями действий ее персонажей.

Слушание музыки.

Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова;

- Кто автор? Как называется произведение?

- Какая звучала музыка? (Песенная). «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского.

- Какая звучала музыка? (Маршевая).

- Какой жанр музыки? (Балет).

- Кто написал это произведение? Какой была музыка?

Звучат «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок» Р. Щед­рина.

- Какая звучала музыка? (Танцевальная, легкая, грациозная).

- Какой жанр музыки? (Балет).

Дети исполняют волшебный танец рыбок (пластическое интониро­вание).

«Мелодия» Глюка из оперы «Орфейи Эвридика». Имитация игры на воображаемой флейте в сопровождении ан­самбля скрипачей.

Вывод:

Тем, кто научился различать песенную, танцевальную и марше­вую музыку, «откроются двери» в волшебную страну, название кото­рой - «Музыкальный театр».

ТЕМА: «Дом, который звучит»

Цель урока:изучить особенности развития музыки в детской опере.

Музыкальный материал:

«Волк и семеро козлят», опера М.Коваля (либретто Е. Манучаровой).

Проблема урока:как исполнять оперу?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Дом, кото­рый звучит».

Ход урока

Организационный момент.

- Все вы знаете сказку «Волк и семеро козлят». Хотите сами ра­зыграть эту сказку?

Только сказка наша будет не простая, а музыкальная Сегодня вы будете артистами. Ведь не зря тема нашего урока -«Дом, который звучит».

Наш класс превратится в сцену, а вы будете и зрителями, и ар­тистами.

Углубление темы урока.

- Каждое действующее лицо оперы обычно характеризуется яр­кой и запоминающейся мелодией - темой. Так, каждый из козлят имеет своё имя и свою тему, рисующую его музыкальный портрет.

«Колыбельную» мамы-Козыисполню я, а вы подберете к ней инструментальное сопровождение (треугольники, металлофоны, коло­кольчики), подчеркивающее ласковый, нежный характер музыки.

В учебнике-тетради роль Мамы-козы исполняет знакомая вам Муза:

«Спи, дочурочка Болтушка, спи, забавник Топотушка,

Не бодайся, мой Бодайка. Баю, баюшки, Всезнайка.

Перестань шалить, Дразнилка, не мешай уснуть Мазилке.

Крепко спи, меньшой Малышка. Тише дети, тише, тише».

Ушла Мама-коза, а дети устроили игры в её отсутствие.

Хор козлят: Тема Бодайки:

Целый день поем, играем, Забодаю, забодаю!

Очень весело живем, Тема Болтушки:

Очень весело живем. Вот Всезнайка и Топтушка

Тема Мазилки:Говорят, что я болтушка,

Я на венике верхом Говорят, что много вру.

Объезжаю все кругом. А я правду говорю!

Ты беги, Мазилка, вслед, Тема Всезнайки:

Ну, догонишь или нет? Пусть танцуют, пусть играют,

Тема Всезнайки:В сладком толк Всезнайка знает.

А я знаю: за лежанкой Тема Бодайки:

Прячет мать с вареньем банку. Забодаю, забодаю.

- В опере, кроме пения, может звучать музыка в исполнении ор­кестра или фортепиано, которые играют сопровождение к песенным номерам.

Наши рекомендации