Прослушивание «Сладкой грезы» Чайковского.

- На развороте учебника-тетради вы видите графическую запись фортепианной пьесы «Сладкая греза» П. Чайковского (из «Детского альбома»). Она поможет вам наблюдать за развитием музыки. Следует обратить внимание на сочетание двух самостоятельных голосов.

С подобного рода звучанием вы уже встречались в «Менуэте» Л. Моцарта.

Спеть мелодию каждого голоса, изображая движением руки с во­ображаемым смычком сначала верхний голос (скрипка), а затем нижний (виолончель).

Исполнители, играющие на этих инструментах, изображены в учеб­нике-тетради на с. 59.

- Сравним эти две мелодии друг с другом.

(Верхний голос «поет» выразительную мелодию, в ней слышны взлеты и падения, повторяющийся ритмический рисунок (пунктирный ритм). Мелодия нижнего голоса не имеет волнообразного движения. В каждой фразе можно услышать (и увидеть в записи) нисходящее дви­жение. Ритм мелодии более уравновешенный, спокойный, в нем преоб­ладают выдержанные звуки).

В графической записи поставлены знаки, обозначающие силу зву­чания - «форте» и «пиано».

Желательно, чтобы в процессе интонационно-образного анализа и пластического интонирования «Сладкой грезы» ребята услышали трех-частную форму пьесы; взволнованную кульминацию-вершину в средней части; возвращение первоначального спокойного состояния в третьей части.

- Что здесь происходит? (Здесь идет как бы разговор двух людей).

- Придумайте название этой пьесе.

- «Мечта»;

- «Воспоминание»;

- «Фантазия»;

- «Размышление».

«Волынка», И. С. Бах - слушание.

Контрастом к «Сладкой грёзе» послужит моторная, наполненная активными ритмами пьеса немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха - «Волынка». Эта пьеса написана для фортепиано, но изображает звучание распространенного у многих народов мира инст­румента - волынки, которая была в то время непременным участником народных гуляний и сельских праздников.

На с. 58 учебника-тетради изображен музыкант, играющий на волынке.

- Сравнить характер звучания мелодии и аккомпанемента пьесы.

- В мелодии отчетливо слышны короткие запоминающиеся моти­вы танцевального характера.

- В сопровождении же «гудят» то громче, то тише повторяющие­ся звуки.

Эту пьесу Бах адресовал юным музыкантам.

- Сейчас мы с вами «сыграем» на «немой клавиатуре» сопровож­дение к ней. А один из учащихся может исполнить аккомпанемент в че­тыре руки с учителем.

Вывод:

Звуками фортепиано можно выражать чувства и мысли челове­ка, его настроение, а также изображать голоса самых разных музыкаль­ных инструментов.

Разучивание песни «Спасибо» Арсеева, Петрова.

Прослушивание песни «Вот какая бабушка» Попатенко, Черниикай.

Прослушивание песни «Праздник бабушек и мам» Славкина, Каргановой.

Слушание и разучивание песен к предстоящему празднику - 8 марта.

ТЕМА: «Мамин праздник»

Цель урока:сопоставление поэзии и музыки Орлова с инструментальной музыкой.

Музыкальный материал:

- «Спасибо», Арсеев, Петрова;

- «Вот какая бабушка», Попатенко, Черницкая;

- «Праздник бабушек и мам», Славкин, Карганова;

- «Колыбельная», Г. Гладков;

- «Колыбельная», М. Кажлаев.

Проблема урока:где мы встречаемся с музыкой?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Мамин празд­ник».

Стихотворения:

- «Тихо, тихо, очень тихо..» В.Орлова;

- «Мама поёт» А.Барто;

- «Мама» Г.Демыкина.

Ход урока

Организационный момент.

- Откройте наш учебник и посмотрите, кому Муза приготовила такой красивый букет цветов?

Правильно, нашим мамам. В жизни каждого человека есть свет­лые воспоминания, связанные с образом матери.

Мама поет

Мама по комнатам в фартуке белом

Неторопливо пройдёт,

Ходит по комнатам, занята делом, поёт.

Чашки и блюдца перемывает,

Мне улыбаться не забывает и напевает.

Но вот сегодня голос знакомый

С особенной силой вдруг зазвучал в тишине

Доброе что-то в сердце вносил он...

Не разреветься бы мне.

Агния Барто.

Углубление темы урока.

- А как называется самая первая песня, которую слышит младенец?

(Колыбельная).

- Кто поёт эту песню? (Мама).

Чтение стихотворения «Тихо, тихо, очень тихо..» В.Орлова со­провождается звучанием инструментальной колыбельной песни: «Ко­лыбельной» Г. Гладкова или «Колыбельной» (из «Детского альбома») М. Кажлаева. Такой прием, несомненно, усилит эмоциональность вос­приятия детьми и поэзии, и музыки.

Тихо, тихо, очень тихо мы по комнате пройдём.

На диване тихо, тихо мы усядемся вдвоём.

Посидим с тобою тихо, может, час, а может, два.

Говорить мы будем тихо очень тихие слова.

За окошком тихо, тихо клён о чем-то шелестит.

Всюду тихо, тихо, тихо, потому, что мама спит.

Почувствовать, как в этих двух произведениях разных искусств их авторы (поэт и композитор) попытались передать читателям и слу­шателям чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

- Найдите ключевое, повторяющее слово в стихотворении.

(Это слово «тихо»).

Записав на доске знак Р («пиано» - тихо), которым обозначают силу звучания музыки, следует рассказать детям о том, что в нотной записи существуют знаки, которые подсказывают исполнителям то, как должна звучать музыка.

Это темп и характер музыки, сила ее звучания (динамика), штри­хи (характер звука), звуковысотность (линия мелодии), ритм (чередова­ние длинных и коротких звуков) и др. В литературном тексте таких указаний нет, поэтому читатель должен сам определить то, как читать поэтические или прозаические тексты.

Рисунки учебника-тетради также подчеркивают контраст на­строений, который находит свое выражение в спокойном характере стиха и колыбельных и праздничного, приподнятого - в песнях.

Подчеркнув в стихотворении ее песенное начало, можно послу­шать одну из колыбельных песен, в которой также преобладают напев­ные интонации, протяженные фразы, спокойный темп, негромкое зву­чание. Именно эти качества подчеркивают настроение этой пьесы.

- Какой музыкальный инструмент мог бы украсить звучание ко­лыбельной песни без слов - бубен, треугольник, барабан, ложки?

(Здесь будет уместно звучание треугольника).

Возможен вариант использования на уроке пластического инто­нирования колыбельных песен.

Исполнение мягкими движениями кистей рук пульсации музы­ки, а также вокализация их главных мелодий, сочинение текста к ним.

Разучивание песен.

- Сегодня на уроке мы продолжим разучивание песен к празднику 8 марта.

Мама

Мама, очень-очень я тебя люблю!

Так люблю, что ночью в темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень, зорьку тороплю,

Я тебя всё время, мамочка, люблю!

Вот и зорька светит.

Вот уже рассвет.

Никого на свете лучше мамы нет!

Г.Демыкина.

- «Спасибо», Арсеев, Петрова;

- «Вот какая бабушка», Попатенко, Черницкая;

- «Праздник бабушек и мам», Славкин, Коганова.

ТЕМА: «Музыкальные инстру­менты», «Звучащие картины»

Цель урока:познакомить детей с тембрами (голосами) различных му­зыкальных инструментов (лютней, клавесином, гитарой) и их выразительными возможностями.

Музыкальный материал:

- «Менуэт» И. Конради (лютня);

- «Тонкая рябина», обработка русской народной песни (гитара);

- «Тамбурин» Ж.- Рамо (клавесин);

- «Кукушка», К. Дакен (фортепиано).

Проблема урока:как ты можешь исполнить музыку?

Дополнительный материал:развороты учебника-тетради «Музыкаль­ные инструменты» и «Звучащие картины».

Репродукции с картин:

- М. Караваджо «Юноша с лютней»;

- В. Тропинина «Гитарист»;

- О. Ренуара «Девушки за пианино»;

- Я.М. Молерана «Дама за клавесином».

Ход урока

Организационный момент.

На этом уроке мы продолжим знакомство с тембрами (голосами) различных музыкальных инструментов и их выразительными возмож­ностями.

Голос каждого музыкального инструмента предстает перед нами непосредственно с определенными сочинениями. Их восприятие и ис­полнение расширит наш запас музыкальных впечатлений, позволит освоить такие закономерности музыки, как жанры, язык, стиль, позна­комит с исполнителями и композиторами.

На разворотах учебника-тетради «Музыкальные инструменты» и «Звучащие картины» представлены такие инструменты, как лютня и клавесин.

Прослушивание музыки. «Менуэт» И. Конради (из сюиты до мажор) прозвучит в исполнении на лютне. - С жанром менуэта мы уже знакомы.

На рисунке в учебнике-тетради Муза изображена играющей на лютне.

Музыка «Менуэта» построена на сочетании контрастных музы­кальных тем.

Первоначальная тема, грациозная и светлая (мажор), словно рас­цвечена множеством узоров, украшений.

В теме средней части отчетливо слышны энергичные, мужест­венные («мужские») интонации.

Они оттеняют изящество, женственность первой темы.

В конце пьесы первоначальная тема не повторяется, но возвра­щается светлый колорит музыки, ее радостное настроение.

Наши рекомендации