Прослушивание «Сладкой грезы» Чайковского.
- На развороте учебника-тетради вы видите графическую запись фортепианной пьесы «Сладкая греза» П. Чайковского (из «Детского альбома»). Она поможет вам наблюдать за развитием музыки. Следует обратить внимание на сочетание двух самостоятельных голосов.
С подобного рода звучанием вы уже встречались в «Менуэте» Л. Моцарта.
Спеть мелодию каждого голоса, изображая движением руки с воображаемым смычком сначала верхний голос (скрипка), а затем нижний (виолончель).
Исполнители, играющие на этих инструментах, изображены в учебнике-тетради на с. 59.
- Сравним эти две мелодии друг с другом.
(Верхний голос «поет» выразительную мелодию, в ней слышны взлеты и падения, повторяющийся ритмический рисунок (пунктирный ритм). Мелодия нижнего голоса не имеет волнообразного движения. В каждой фразе можно услышать (и увидеть в записи) нисходящее движение. Ритм мелодии более уравновешенный, спокойный, в нем преобладают выдержанные звуки).
В графической записи поставлены знаки, обозначающие силу звучания - «форте» и «пиано».
Желательно, чтобы в процессе интонационно-образного анализа и пластического интонирования «Сладкой грезы» ребята услышали трех-частную форму пьесы; взволнованную кульминацию-вершину в средней части; возвращение первоначального спокойного состояния в третьей части.
- Что здесь происходит? (Здесь идет как бы разговор двух людей).
- Придумайте название этой пьесе.
- «Мечта»;
- «Воспоминание»;
- «Фантазия»;
- «Размышление».
«Волынка», И. С. Бах - слушание.
Контрастом к «Сладкой грёзе» послужит моторная, наполненная активными ритмами пьеса немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха - «Волынка». Эта пьеса написана для фортепиано, но изображает звучание распространенного у многих народов мира инструмента - волынки, которая была в то время непременным участником народных гуляний и сельских праздников.
На с. 58 учебника-тетради изображен музыкант, играющий на волынке.
- Сравнить характер звучания мелодии и аккомпанемента пьесы.
- В мелодии отчетливо слышны короткие запоминающиеся мотивы танцевального характера.
- В сопровождении же «гудят» то громче, то тише повторяющиеся звуки.
Эту пьесу Бах адресовал юным музыкантам.
- Сейчас мы с вами «сыграем» на «немой клавиатуре» сопровождение к ней. А один из учащихся может исполнить аккомпанемент в четыре руки с учителем.
Вывод:
Звуками фортепиано можно выражать чувства и мысли человека, его настроение, а также изображать голоса самых разных музыкальных инструментов.
Разучивание песни «Спасибо» Арсеева, Петрова.
Прослушивание песни «Вот какая бабушка» Попатенко, Черниикай.
Прослушивание песни «Праздник бабушек и мам» Славкина, Каргановой.
Слушание и разучивание песен к предстоящему празднику - 8 марта.
ТЕМА: «Мамин праздник»
Цель урока:сопоставление поэзии и музыки Орлова с инструментальной музыкой.
Музыкальный материал:
- «Спасибо», Арсеев, Петрова;
- «Вот какая бабушка», Попатенко, Черницкая;
- «Праздник бабушек и мам», Славкин, Карганова;
- «Колыбельная», Г. Гладков;
- «Колыбельная», М. Кажлаев.
Проблема урока:где мы встречаемся с музыкой?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Мамин праздник».
Стихотворения:
- «Тихо, тихо, очень тихо..» В.Орлова;
- «Мама поёт» А.Барто;
- «Мама» Г.Демыкина.
Ход урока
Организационный момент.
- Откройте наш учебник и посмотрите, кому Муза приготовила такой красивый букет цветов?
Правильно, нашим мамам. В жизни каждого человека есть светлые воспоминания, связанные с образом матери.
Мама поет
Мама по комнатам в фартуке белом
Неторопливо пройдёт,
Ходит по комнатам, занята делом, поёт.
Чашки и блюдца перемывает,
Мне улыбаться не забывает и напевает.
Но вот сегодня голос знакомый
С особенной силой вдруг зазвучал в тишине
Доброе что-то в сердце вносил он...
Не разреветься бы мне.
Агния Барто.
Углубление темы урока.
- А как называется самая первая песня, которую слышит младенец?
(Колыбельная).
- Кто поёт эту песню? (Мама).
Чтение стихотворения «Тихо, тихо, очень тихо..» В.Орлова сопровождается звучанием инструментальной колыбельной песни: «Колыбельной» Г. Гладкова или «Колыбельной» (из «Детского альбома») М. Кажлаева. Такой прием, несомненно, усилит эмоциональность восприятия детьми и поэзии, и музыки.
Тихо, тихо, очень тихо мы по комнате пройдём.
На диване тихо, тихо мы усядемся вдвоём.
Посидим с тобою тихо, может, час, а может, два.
Говорить мы будем тихо очень тихие слова.
За окошком тихо, тихо клён о чем-то шелестит.
Всюду тихо, тихо, тихо, потому, что мама спит.
Почувствовать, как в этих двух произведениях разных искусств их авторы (поэт и композитор) попытались передать читателям и слушателям чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
- Найдите ключевое, повторяющее слово в стихотворении.
(Это слово «тихо»).
Записав на доске знак Р («пиано» - тихо), которым обозначают силу звучания музыки, следует рассказать детям о том, что в нотной записи существуют знаки, которые подсказывают исполнителям то, как должна звучать музыка.
Это темп и характер музыки, сила ее звучания (динамика), штрихи (характер звука), звуковысотность (линия мелодии), ритм (чередование длинных и коротких звуков) и др. В литературном тексте таких указаний нет, поэтому читатель должен сам определить то, как читать поэтические или прозаические тексты.
Рисунки учебника-тетради также подчеркивают контраст настроений, который находит свое выражение в спокойном характере стиха и колыбельных и праздничного, приподнятого - в песнях.
Подчеркнув в стихотворении ее песенное начало, можно послушать одну из колыбельных песен, в которой также преобладают напевные интонации, протяженные фразы, спокойный темп, негромкое звучание. Именно эти качества подчеркивают настроение этой пьесы.
- Какой музыкальный инструмент мог бы украсить звучание колыбельной песни без слов - бубен, треугольник, барабан, ложки?
(Здесь будет уместно звучание треугольника).
Возможен вариант использования на уроке пластического интонирования колыбельных песен.
Исполнение мягкими движениями кистей рук пульсации музыки, а также вокализация их главных мелодий, сочинение текста к ним.
Разучивание песен.
- Сегодня на уроке мы продолжим разучивание песен к празднику 8 марта.
Мама
Мама, очень-очень я тебя люблю!
Так люблю, что ночью в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень, зорьку тороплю,
Я тебя всё время, мамочка, люблю!
Вот и зорька светит.
Вот уже рассвет.
Никого на свете лучше мамы нет!
Г.Демыкина.
- «Спасибо», Арсеев, Петрова;
- «Вот какая бабушка», Попатенко, Черницкая;
- «Праздник бабушек и мам», Славкин, Коганова.
ТЕМА: «Музыкальные инструменты», «Звучащие картины»
Цель урока:познакомить детей с тембрами (голосами) различных музыкальных инструментов (лютней, клавесином, гитарой) и их выразительными возможностями.
Музыкальный материал:
- «Менуэт» И. Конради (лютня);
- «Тонкая рябина», обработка русской народной песни (гитара);
- «Тамбурин» Ж.- Рамо (клавесин);
- «Кукушка», К. Дакен (фортепиано).
Проблема урока:как ты можешь исполнить музыку?
Дополнительный материал:развороты учебника-тетради «Музыкальные инструменты» и «Звучащие картины».
Репродукции с картин:
- М. Караваджо «Юноша с лютней»;
- В. Тропинина «Гитарист»;
- О. Ренуара «Девушки за пианино»;
- Я.М. Молерана «Дама за клавесином».
Ход урока
Организационный момент.
На этом уроке мы продолжим знакомство с тембрами (голосами) различных музыкальных инструментов и их выразительными возможностями.
Голос каждого музыкального инструмента предстает перед нами непосредственно с определенными сочинениями. Их восприятие и исполнение расширит наш запас музыкальных впечатлений, позволит освоить такие закономерности музыки, как жанры, язык, стиль, познакомит с исполнителями и композиторами.
На разворотах учебника-тетради «Музыкальные инструменты» и «Звучащие картины» представлены такие инструменты, как лютня и клавесин.
Прослушивание музыки. «Менуэт» И. Конради (из сюиты до мажор) прозвучит в исполнении на лютне. - С жанром менуэта мы уже знакомы.
На рисунке в учебнике-тетради Муза изображена играющей на лютне.
Музыка «Менуэта» построена на сочетании контрастных музыкальных тем.
Первоначальная тема, грациозная и светлая (мажор), словно расцвечена множеством узоров, украшений.
В теме средней части отчетливо слышны энергичные, мужественные («мужские») интонации.
Они оттеняют изящество, женственность первой темы.
В конце пьесы первоначальная тема не повторяется, но возвращается светлый колорит музыки, ее радостное настроение.