Работа с репродукцией с картины В. Марковой «Пейзаж с лошадью».
- Какое настроение в ней передал художник?
- Какие краски он использовал?
«Вечерняя музыка» В. Гаврилина- поэтичная музыкальная зарисовка природы, удивительная по своей красоте и глубине чувства музыка.
Не стоит сообщать детям название произведения.
После его прослушивания предложить детям самостоятельно подобрать существительные к прилагательному «вечерняя» - мелодия, картина, песня, молитва, музыка.
- Определите на слух, кто исполняет это сочинение? (Хор без сопровождения).
- Что напоминает вам главная мелодия хора, которую исполняет высокий женский голос - сопрано?
- Одинокий голос?- Плач человека?- Плач птицы?
- С одинаковым ли настроением звучит музыка в начале, в середине, в конце произведения?
Работа над песней.
Разучить на какой-либо слог или гласный звук (вокализ) ее главную тему с ориентацией на нотную запись на доске. Рисунок нотного текста первой фразы этой мелодии говорит об ее напевности, протяжности. Нотная запись поможет ознакомить детей с такими знаками нотного письма, как фразировочная лига, обозначение динамики, темпа. Эту мелодию можно также исполнить с детьми с помощью приемов пластического интонирования: имитировать исполнение мелодии на воображаемой скрипке (протяженное движение смычка) или украсить мелодичными звуками треугольника (на сильные доли такта; на начало и конец фразы).
Вывод:
- Композиторы для передачи состояния вечерней природы и настроения человека, который ей любуется, используют разные средства музыкальной выразительности.
- Что объединяет все прослушанные сегодня на уроке произведения? (Объединяет общее настроение покоя, тишины, умиротворенности).
- Каково главное свойство прослушанных пьес? (Главное свойство этих пьес — песенность, напевность).
- Муза попросила вас передать красками настроение вечера. Обведите цветными карандашами слова, наиболее точно передающие настроение вечернего пейзажа.
ТЕМА: «Музыкальные портреты»
Цель урока:выяснить, каково отношение авторов к своей героине или героям.
Музыкальный материал:
- «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского;- «Менуэт» Леопольда Моцарта;
- «Болтунья» С. Прокофьева;- «Баба-Яга», детская песенка;- «Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского.
Проблема урока:может ли рисовать музыка?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыкальные портреты».
Ход урока
Организационный момент.
При разработке сценария урока по развороту учебника-тетради «Музыкальные портреты» можно использовать известный в практике преподавания музыки прием, который обеспечивает, с одной стороны, активность восприятия музыки, с другой - вносит игровой элемент в урок. Детям предлагается представить, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Смогут ли ребята узнать, кто они - обычные люди, наши современники или персонажи сказок?
2. Углубление темы урока. Звучит пьеса «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского.
- В каком характере звучит музыка? (Зловещий, таинственный, громкий, грозный характер).- Какая здесь мелодия?(Мелодия состоит из коротких фраз, их окончание подчеркнуто акцентами).- О ком она рассказывает? (О ком-то страшном).
- Какой характер у этого незнакомца? (Предположительные ответы детей).
Ребята выбирают определения характера музыки, которые предложены на с. 50 под № 1 учебника-тетради и сами дают название пьесе. Наиболее удачные записываются на доске. Затем можно раскрыть тайну замысла композитора и объявить детям название, которое дал композитор своему сочинению - «Баба-Яга».
- Наверняка композитор знал и любил страшные сказки о злой, коварной, опасной для людей колдунье, поэтому ему удалось создать такой яркий музыкальный портрет.
Вывод:
- Итак, первым в класс вошла известная всем по русским народным сказкам Баба-Яга, её вы узнали по зловещим, таинственным интонациям музыки, громким, грозным звукам, резким акцентам. Вы верно решили, что портрет этого сказочного персонажа нужно изобразить в зеркале на с. 51 учебника-тетради.
- Что явилось подсказкой вам в выборе этого решения?(Рука Бабы-Яги, держащая это зеркало. Она страшная, мохнатая).- Верно.- Нарисуйте (дома или в классе) портрет Бабы-Яги в зеркале на с. 51.- А теперь в класс войдут новые герои. Сколько их - один? Два? Что они будут делать - петь, танцевать, маршировать? Слушайте, об этом вам расскажет музыка! (Исполнение на фортепиано «Менуэта» Л. Моцарта).
«Менуэт» Леопольда Моцарта, отца известного австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
- Вошел один человек. Он танцует.- Нет, их двое - мужчина и женщина. Они танцуют плавный танец.- Правы те из вас, кто услышал в этой музыке интонации танца. А теперь попробуем ответить на вопрос: сколько людей танцуют этот танец: одни или двое? Послушаем эту мелодию. (Играет верхнюю строчку «Менуэта»), - Кого изобразила эта музыка: мужчину или женщину?(Это девушка. Она молодая, красивая, нежная. Музыка звучит ласково. Девушка будто бы напевает).- Правильно! Действительно, эта мелодия грациозная, изящная.- А теперь послушаем другую мелодию. Кого она изображает? (Звучит нижняя строчка «Менуэта»).(Это мужчина. Он двигается неторопливо. Он, наверное, старый, ворчливый. В его мелодии низкие звуки).- Верно. Вы услышали и «увидели» в музыке танцующую пару -мужчину и молодую женщину.- Как вы думаете, какой танец они танцуют - старинный или современный?(Старинный. Его танцуют неторопливо. Современные танцы звучат по-другому).- Правильно. Этот танец называется менуэт, и танцевали его давно, в XVIII веке, обычно на балах. В то время менуэт называли королем танцев и танцем королей («менуэт» в переводе - маленький шаг, старинный французский танец, произошел от народного хороводного танца).- Откройте учебник-тетрадь на с. 50 и вы увидите, как художник изобразил пару, танцующую менуэт.Пусть еще раз прозвучит музыка, а вы подумаете над вопросом: молчат танцующие во время танца или, может быть, переговариваются? (Звучат 5-12 такты «Менуэта»), (Они переговариваются).- Говорят одновременно или по очереди?- Кто из танцующих начинает диалог - мужчина или женщина? (Мужчина. Голос у него суровый, грозный, ворчливый. Ему отвечает женщина - ласково, нежно).
- Покажите движением рук разговор-диалог между ними.(Опять звучит музыка, дети изображают контрастными движениями рук перекличку голосов).- Чем заканчивается этот короткий разговор - примирением, согласием, ссорой? (Согласием. Они вместе продолжают танцевать).- Правильно.- А теперь встанем около своих столов (стульев), и каждый из вас изобразит при помощи танцевальных движений «музыкальные портреты» героев менуэта. Девочки и мальчики, услышав окончание танца, сделают реверанс - приседание с вежливым поклоном.
Звучит первая часть «Менуэта», дети создают пластический этюд.
Вывод:
Итак, в процессе знакомства с музыкальными портретами первоклассники, вслушиваясь в музыку «Менуэта», изображают танцующих характерными танцевальными движениями. При этом в игровой форме происходит процесс дифференциации слуховых впечатлений в произведение полифонического склада (верхний и нижний регистры звучания двух мелодий), усваивается ритмическая основа мелодий, логичность музыкального высказывания. Им становится понятным смысл высказывания: «В каждой интонации спрятан человек».
«Болтунья», С. Прокофьев.
Самым доступным для детей портретом на этом уроке станет вокальная миниатюра «Болтунья» С. Прокофьева. Перед прослушиванием песни следует прочитать стихотворение А. Барто «Болтунья». После восприятия музыки Прокофьева нужно выяснить с ребятами, что особенностью музыкального прочтения стиха является чередование скороговорки с размеренно-убедительными фразами: «Что болтунья Лида, мол, это Вовка выдумал...». Пусть дети задумаются над тем, каково отношение авторов этого произведения, поэта и композитора, к его главной героине. В дальнейшем осознание роли повтора главной мелодии, главной мысли сочинения поможет детям понять и усвоить форму рондо, где «по кругу» повторяется одна и та же тема, чередуясь с другими музыкальными эпизодами.
Можно напомнить первоклассникам, что со скороговоркой в музыке они уже встречались в хоре «Доброе утро!» Д. Кабалевского.
Завершить урок можно разучиванием шуточных народных песенок о Бабе-Яге:
- «Баба-Яга», детская песенка;
- «Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского.
Дома детям предлагается прочитать с родителями русскую народную сказку «Баба-Яга» (с. 52 учебника-тетради).
ТЕМА: «Разыграй сказку»
Цель урока:познакомить детей с образцами русского народного фольклора, уметь выделять наиболее характерные интонации героев.
Музыкальный материал:
- Песенка бабушки-рассказчицы «Баба-Яга»;
-«Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского;
- «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня.
Проблема урока:зачем музыка в сказке?
Дополнительныйматериал: разворот учебника-тетради «Разыграй сказку».
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Ей понравилась русская народная сказка «Баба-Яга», которую вы читали с родителями
дома, и она хотела бы сочинить песенку про Бабу-Ягу. Да вот беда -ничего у неё не получается. Как нам ей помочь?
2. Углубление темы урока. Песенка бабушки-рассказчицы.
- Давайте еще раз обратимся к тексту сказки.
- Знаком ли вам текст колыбельной бабушки-рассказчицы из русской народной сказки «Баба-Яга»?
Баба-Яга, костяная нога, Нос крючком, голова сучком, Не ходи за селом, не мети помелом, Не стучи ступкою, не тряси клюшкою. (Да. Эту песню мы разучивали на прошлом уроке).
- Давайте споём её Музе, может, она ей понравится.
- А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы - артистами и зрителями (распределение ролей).
Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки).
- Вы очень хорошо сыграли сказку. Особенно Музе понравилось, как вы спели колыбельную песенку.
«Баба-Яга», песенка- дразнилка, обр. М.Иорданского. Эту песню тоже можно обыграть.
Игра «Баба-Яга».
В центре круга стоит водящий с завязанными глазами - это Баба-Яга. В руках у него помело.
Вокруг бегают ребята и дразнят Бабу-Ягу (песенка-дразнилка «Баба-Яга»).
Баба-Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба-Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то осаленный становится водящим.
И сказку, и саму игру можно украсить звучанием ударных музыкальных инструментов: бубнов, барабанов, ложек, а также звуками свистулек, дудочек. Главное, чтобы юмористический характер игровой деятельности детей дополнил в их сознании образ сказочного персонажа - Бабы-Яги.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня.
Разучивание и «разыгрывание» эстонской народной песни «У каждого свой музыкальный инструмент».
- Вспомните название и звучание тех инструментов, о которых идет речь в песне. (Волынка, дудка, рожок).
- Каков характер произведения? (Веселый, радостный, задорный, бодрый).
- Здесь сочетание песенности с танцевальностыо.
Разучивание песни проходит в народной манере, с голоса, сэлементами инсценировки, инструментального музицирования, имитации игры на воображаемых инструментах.