Звучит «Лель и Снегурочка» (Федоскино).

- На чем играет Лель? (На свирели).

- Кто такой Лель? (Пастушок).

- Какую музыку он играет? (Народную).

- Какие цвета преобладают в картине?

- Каков её ритм, темп, лад?

- Какое ранее вами слышанное произведение звучит в картине? («Полянка», русский народный наигрыш (свирель)).

Прослушивание «Флейтиста» X. Тербрюггена.

- Какой инструмент вы видите на этой картине? (Флейту).

- Похож ли флейтист на пастушка?

(Нет. Он играет не народную музыку, а композиторскую).

- Какое произведение звучит в этой картине, какую музыку играет флейтист?

Прослушивание «Шутки» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха.

- Следующая картина - «Гусляры» В. Васнецова.

- Кого изобразил художник в картине? (Трех гусляров).

- Какой ритм картины? (Медленный).

- Какая музыка звучит? (Былинная).

Прослушивание «Былинных наигрышей», Д.Локшин (гусли).

- И последняя картина, которую мы сегодня рассмотрим - «Алымо­ваза арфой»Д. Левицкого.

- Можем ли мы сказать, что эта картина - музыкальная?

- Кто на ней изображен?

- Какая музыка звучит в этой картине: народная или композитор­ская? (Композиторская).

Звучит «Кукушка», Л-К. Дакен (арфа).

- Каких исполнителей мы увидели на картинах?

Картины позволили увидеть исполнителей, играющих на народ­ных инструментах - свирели, гуслях, и музыкантов-профессионалов, играющих на флейтах и арфах.

А теперь Муза предлагает нам подписать названия уже знакомых по предыдущим урокам музыкальных инструментов не только под предлагаемыми картинами, но и в раздел «Твой музыкальный слова­рик» (с. 78-79) в конце учебника-тетради.

ТЕМА: «Разыграй песню»

Цель урока:познакомить детей с приемами исполнительского разви­тия в музыке.

Музыкальный материал:«Почему медведь зимой спит», Книппер; «Ме­лодия» из оперы «Орфей и Эвридика» КХлюка; «Фрески Софии Киев­ской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт; «Кукушка», Л-К. Дакен.

Проблема урока:можно ли разыграть песню?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Разыграй пес­ню».

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня мы рассмотрим пример исполнительского развития музыки. Откроем учебники на странице 32 и прочитаем стихотворный текст песни Л. Книппера.

2. Углубление темы урока.

«Почему медведь зимой спит»(стихи А. Коваленкова). Определим этапы развертывания сюжета истории, положенной в

его основу.

Развитие событий условно укладывается в трехмастную форму.

Первая часть- неторопливое начало рассказа.

Вторая часть- шум, крик, «чрезвычайное происшествие» в лесу.

Третья часть- покой, тишина.

(Мелодия куплетов одна и та же, но поются они по-разному, в за­висимости от текстов куплетов.

В первом куплете нарисована картина спокойного леса. Медведь тихо идет домой, в свою берлогу, таким же спокойным должно быть и звучание музыки).

(Можно песню нарисовать на доске: елки, медведь, лиса).

Составим исполнительский план.

1 куплет.

В самом конце куплета - происшествие: медведь наступил лисе на хвост.

В жизни лесных обитателей переполох. Так же звучит и музыка: быстро, взволнованно, шумно.

2 куплет

Переполох, смятение, крик лисы, и только в конце куплета нази­дания дятла звучат поучающе.

3 куплет.

Медведь залез в берлогу, уснул, и в лесу наступил покой.

- Изменяя интонации голоса, характер звуковедения, темп, дина­мику, мы «разыгрываем» песню, придавая каждому ее куплету (при не­изменности мелодии) характерные черты в зависимости от изменения сюжета.

- В каких фразах песни одинаковая мелодия?

- Нарисуйте линии мелодии под строчками текста второго куплета.

- Напишите, с каким настроением нужно петь каждую из этих ме­лодий?

- Графическое изображение на страницах учебника-тетради звуко-высотной линии и ритмического рисунка песни поможет нам увидеть и услышать разницу в построении музыкальных фраз, понять вырази­тельное значение пауз в каждом куплете.

В процессе разучивания песни можно использовать пластические этюды, в которых дети будут изображать события песни: шел медведь, наступил лисе на хвост, зашумел лес, дятел стучал по сосне, медведь спал в берлоге.

Так, в певческой деятельности дети начинают осваивать приемы развития музыки.

Закрепление слуховых представлений, связанных с пониманием содержания и характера музыкальных произведений, исполняемых раз­личными инструментами, может происходить на знакомом детям музы­кальном материале:

- «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта);

- «Фрески Софии Киевской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт (арфа);

- «Кукушка», Л -К. Дакен (арфа).

Интонации, изображающие зов кукушки, ребята могут спеть хо­ром и солистами, сыграть звуки «соль-ми» на клавиатуре (с. 2.4 учеб­ника-тетради). Повторение одной и той же темы кукушки в дальней­шем приведет детей к пониманию формы рондо.

ТЕМА: «Пришло Рождество - начи­нается торжество»

Цель урока:прикоснуться к высоким темам духовной жизни.

Музыкальный материал:

- «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера;- «Щедрик», украинская народная колядка;- «Риу, риу, риу», европейская народная колядка;- «Рождество Христово», колядка;- «Все идут, спешат на праздник», колядка;- «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина;- «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение);- «Колыбельная» (польская народная песня);- «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня);- «Зимняя сказка» С.Крылова.

Проблема урока:где звучит песня?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Пришло Рож­дество - начинается торжество» и «Родной обычай старины».

Ход урока

Организационный момент.

- Откройте учебник и посмотрите, куда нас приглашает Муза? (На праздник).

- Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рожде­ству Христову.

- 25декабря вся Европа будет отмечать этот праздник. В Рос­сию Рождество придет 7 янва­ря.- Что означает слово «Рождест­во»? (Рождение).- Кто родился в этот день?

- Имя новорожденного было Ии­сус, потом его стали называть Хрис­тос, что значит «царь», «помазанник».

Работа с учебником.

- Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где ро­дился младенец Иисус.

Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художника­ми, музыкантами всего мира.Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подар­ками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои.

Углубление темы урока.

- Сегодня Муза нам расскажет о том, как в народе отмечают это событие.

Прослушивание рождественских песен:

- «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина;- «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение);- «Колыбельная» (польская народная песня);- «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня).(Эти песни излучают радость. Имеют легко запоминающиеся напевные мелодии и простые ритмы).Песню «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождествен­ский гимн) рекомендуется послушать с детьми в записи (в фонохрестоматии ее исполняет на английском языке хор Кембриджского королев­ского колледжа под управлением Д. Уиллкока).

Колядки.

- Славянские народные песни-колядки связаны с древними обря­дами. В Рождество (25 декабря/7 января) и на Новый год дети и взрос­лые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и верте­пом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминаю­щей ту, в которой родился Христос). Этот обряд назывался колядова­нием или славлением.Сегодня мы с вами разучим и разыграем народные песни-ко­лядки:

- «Рождество Христово»,- «Все идут, спешат на праздник».- Давайте придумаем пожелания «добрым людям», к которым пойдете в гости на Рождество.В конце урока мы начнем разучивать песню, посвященную Но­вому году.

Наши рекомендации