Звучит «Лель и Снегурочка» (Федоскино).
- На чем играет Лель? (На свирели).
- Кто такой Лель? (Пастушок).
- Какую музыку он играет? (Народную).
- Какие цвета преобладают в картине?
- Каков её ритм, темп, лад?
- Какое ранее вами слышанное произведение звучит в картине? («Полянка», русский народный наигрыш (свирель)).
Прослушивание «Флейтиста» X. Тербрюггена.
- Какой инструмент вы видите на этой картине? (Флейту).
- Похож ли флейтист на пастушка?
(Нет. Он играет не народную музыку, а композиторскую).
- Какое произведение звучит в этой картине, какую музыку играет флейтист?
Прослушивание «Шутки» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха.
- Следующая картина - «Гусляры» В. Васнецова.
- Кого изобразил художник в картине? (Трех гусляров).
- Какой ритм картины? (Медленный).
- Какая музыка звучит? (Былинная).
Прослушивание «Былинных наигрышей», Д.Локшин (гусли).
- И последняя картина, которую мы сегодня рассмотрим - «Алымоваза арфой»Д. Левицкого.
- Можем ли мы сказать, что эта картина - музыкальная?
- Кто на ней изображен?
- Какая музыка звучит в этой картине: народная или композиторская? (Композиторская).
Звучит «Кукушка», Л-К. Дакен (арфа).
- Каких исполнителей мы увидели на картинах?
Картины позволили увидеть исполнителей, играющих на народных инструментах - свирели, гуслях, и музыкантов-профессионалов, играющих на флейтах и арфах.
А теперь Муза предлагает нам подписать названия уже знакомых по предыдущим урокам музыкальных инструментов не только под предлагаемыми картинами, но и в раздел «Твой музыкальный словарик» (с. 78-79) в конце учебника-тетради.
ТЕМА: «Разыграй песню»
Цель урока:познакомить детей с приемами исполнительского развития в музыке.
Музыкальный материал:«Почему медведь зимой спит», Книппер; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» КХлюка; «Фрески Софии Киевской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт; «Кукушка», Л-К. Дакен.
Проблема урока:можно ли разыграть песню?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Разыграй песню».
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня мы рассмотрим пример исполнительского развития музыки. Откроем учебники на странице 32 и прочитаем стихотворный текст песни Л. Книппера.
2. Углубление темы урока.
«Почему медведь зимой спит»(стихи А. Коваленкова). Определим этапы развертывания сюжета истории, положенной в
его основу.
Развитие событий условно укладывается в трехмастную форму.
Первая часть- неторопливое начало рассказа.
Вторая часть- шум, крик, «чрезвычайное происшествие» в лесу.
Третья часть- покой, тишина.
(Мелодия куплетов одна и та же, но поются они по-разному, в зависимости от текстов куплетов.
В первом куплете нарисована картина спокойного леса. Медведь тихо идет домой, в свою берлогу, таким же спокойным должно быть и звучание музыки).
(Можно песню нарисовать на доске: елки, медведь, лиса).
Составим исполнительский план.
1 куплет.
В самом конце куплета - происшествие: медведь наступил лисе на хвост.
В жизни лесных обитателей переполох. Так же звучит и музыка: быстро, взволнованно, шумно.
2 куплет
Переполох, смятение, крик лисы, и только в конце куплета назидания дятла звучат поучающе.
3 куплет.
Медведь залез в берлогу, уснул, и в лесу наступил покой.
- Изменяя интонации голоса, характер звуковедения, темп, динамику, мы «разыгрываем» песню, придавая каждому ее куплету (при неизменности мелодии) характерные черты в зависимости от изменения сюжета.
- В каких фразах песни одинаковая мелодия?
- Нарисуйте линии мелодии под строчками текста второго куплета.
- Напишите, с каким настроением нужно петь каждую из этих мелодий?
- Графическое изображение на страницах учебника-тетради звуко-высотной линии и ритмического рисунка песни поможет нам увидеть и услышать разницу в построении музыкальных фраз, понять выразительное значение пауз в каждом куплете.
В процессе разучивания песни можно использовать пластические этюды, в которых дети будут изображать события песни: шел медведь, наступил лисе на хвост, зашумел лес, дятел стучал по сосне, медведь спал в берлоге.
Так, в певческой деятельности дети начинают осваивать приемы развития музыки.
Закрепление слуховых представлений, связанных с пониманием содержания и характера музыкальных произведений, исполняемых различными инструментами, может происходить на знакомом детям музыкальном материале:
- «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта);
- «Фрески Софии Киевской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт (арфа);
- «Кукушка», Л -К. Дакен (арфа).
Интонации, изображающие зов кукушки, ребята могут спеть хором и солистами, сыграть звуки «соль-ми» на клавиатуре (с. 2.4 учебника-тетради). Повторение одной и той же темы кукушки в дальнейшем приведет детей к пониманию формы рондо.
ТЕМА: «Пришло Рождество - начинается торжество»
Цель урока:прикоснуться к высоким темам духовной жизни.
Музыкальный материал:
- «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера;- «Щедрик», украинская народная колядка;- «Риу, риу, риу», европейская народная колядка;- «Рождество Христово», колядка;- «Все идут, спешат на праздник», колядка;- «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина;- «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение);- «Колыбельная» (польская народная песня);- «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня);- «Зимняя сказка» С.Крылова.
Проблема урока:где звучит песня?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Пришло Рождество - начинается торжество» и «Родной обычай старины».
Ход урока
Организационный момент.
- Откройте учебник и посмотрите, куда нас приглашает Муза? (На праздник).
- Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рождеству Христову.
- 25декабря вся Европа будет отмечать этот праздник. В Россию Рождество придет 7 января.- Что означает слово «Рождество»? (Рождение).- Кто родился в этот день?
- Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь», «помазанник».
Работа с учебником.
- Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус.
Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои.
Углубление темы урока.
- Сегодня Муза нам расскажет о том, как в народе отмечают это событие.
Прослушивание рождественских песен:
- «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина;- «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение);- «Колыбельная» (польская народная песня);- «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня).(Эти песни излучают радость. Имеют легко запоминающиеся напевные мелодии и простые ритмы).Песню «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождественский гимн) рекомендуется послушать с детьми в записи (в фонохрестоматии ее исполняет на английском языке хор Кембриджского королевского колледжа под управлением Д. Уиллкока).
Колядки.
- Славянские народные песни-колядки связаны с древними обрядами. В Рождество (25 декабря/7 января) и на Новый год дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и вертепом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). Этот обряд назывался колядованием или славлением.Сегодня мы с вами разучим и разыграем народные песни-колядки:
- «Рождество Христово»,- «Все идут, спешат на праздник».- Давайте придумаем пожелания «добрым людям», к которым пойдете в гости на Рождество.В конце урока мы начнем разучивать песню, посвященную Новому году.