Познакомить детей с правилами поведения на концерте.
Когда концерт начнется, входить в зал, когда звучит музыка, нельзя. Это очень неприлично.
В зале наступила тишина. Зрители приглашают музыкантов аплодисментами.
- Все готовы слушать музыку?
Звучит «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха.
- Какой известный нам инструмент напомнила нам прозвучавшая сейчас музыка? (Свирель).
- Посмотрите на Музу, какой инструмент в ее руках сейчас звучал? (Флейта).
- Флейта и свирель - родственные инструменты. Хотите услышать, как появилась флейта?
Рассказ о флейте.
Вряд ли найдется в мире народ, у которого не было бы своей флейты. Каких только превращений не претерпел этот музыкальный инструмент! Его изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных, из дерева и даже из камня. Каждый народ слагает о своей флейте удивительные рассказы. Так, в одной древнегреческой легенде рассказывается, что однажды бог лесов, полей и озер, имя которого Пан, в своем лесу повстречал девушку. Она была очень красивой, и Пан сразу полюбил ее. Он хотел познакомиться с ней. Но когда он подошел к Сиринге, та бросилась бежать прочь. Пан был очень страшен (показать изображение).
Он пытался догнать ее, но густой лес укрыл уносящуюся прочь девушку. Пан уже было настиг ее и простер вперед руку. Он думал, что догнал ее и держит за волосы. Оказалось же, что он схватил не волосы красавицы, а листву тростников. Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо нее родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог найти её. Тогда он подумал, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился от того, что сам убил ее, когда срезал тростник.
Он собрал все срезанные тростинки, взял в руки, соединил их и стал целовать свежие срезы.
Заполняя отверстие, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринга зазвучала.
Так родилась флейта Пана. Она совсем не похожа на ту флейту, на которой сегодня играли музыканты в концерте. (Вспомните песню Камышинка-дудочка». Из чего сделали дудочку?)
У многих народов флейта считалась пастушеским музыкальным инструментом. Ее голос сравнивают с человеческим голосом. А название ее происходит от древнего латинского слова flatus, обозначающее «дуновение».
Теперь вы поняли, почему флейта и свирель - родственные инструменты? Истории их появления очень схожи. Разница в их дальнейшей жизни и усовершенствовании. Но то, что говорят их голоса, всегда человек связывает с чем-то изящным, легким, воздушным, утонченным, как в тех произведениях, которые мы сегодня слышали.
А теперь продолжим наш концерт.
Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. С.Прокофьева.
- Какой инструмент звучал? (Флейта).
- Чье пение мы услышали? (Пение птички).
Звучит «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка.
- Вы услышали звучание знакомого музыкального инструмента? (Это флейта. Но голос ее был совсем другой: печальный, задумчивый).
- О чем же пела флейта?
Звучат «Фрески Софии Киевской». Часть 1, «Орнамент», В.Жикт.
- Какой же теперь инструмент был в руках у музыкантов? (Этот инструмент похож на гусли, но он больше по размеру и
стоит на полу, не лежит на коленях, как гусли).
- Этот инструмент называется арфа.
- Но вы точно определили его сходство с гуслями.
- Арфа и гусли никогда не были знакомы. Вспомните, ведь гусли появились в Древней Руси. А арфа - в Древнем Египте. Хотя их голоса похожи, у арфы звук разнообразнее и объемнее.
Помните, мы говорили, что гусли очень редко можно встретить в концертах?
Их часто заменяет арфа.
- Вот и в этом произведении мы услышали звучание арфы, хотя она и пыталась петь, как гусли. Какого характера была эта музыка?
(Былинная). Звучит «Кукушка», Л-К. Дакен.
- Какой инструмент звучал? (Арфа).
После слушания нужно отметить, как дети слушали музыку.
- Посмотрим на страницу учебника и ответьте на задание Музы.
- Какой инструмент сегодня изображал птичку?
- На каком инструменте играл гусляр Садко? (Дети вписывают в клеточки ответы).
5. Вывод:
- Какие инструменты звучали сегодня в концерте?
- Каких авторов вы запомнили?
- Назовите понравившиеся вам произведения.
- Что изображала музыка?
- Какие чувства она выражала?
(Музыкальные инструменты рассказывают о чувствах, настроении, характере изображаемого образа или изображают его зримые черты).
ТЕМА: «Звучащие картины»
Цель урока:научить детей слушать музыку, звучащую в картине.
Музыкальный материал:«Полянка», русский народный наигрыш (свирель); «Былинные наигрыши» Д.Локшина (гусли); «Кукушка» Л - К. Дакен (арфа); «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха (флейта).
Проблема урока:можно ли услышать музыку в живописи?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Звучащие картины»; картины «Лель и Снегурочка» (Федоскино); «Гусляры» В. Васнецова; «Флейтист» X. Тербрюггена; «Алымова за арфой» Д. Левицкого.
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок, а урок-экскурсия. Я знаю, что все вы любите рисовать. Вот мы и отправимся с вами в картинную галерею.
Работа с учебником.
- Откройте учебники-тетради на странице 30 «Звучащие картины». Посмотрите, Муза рисует картину. Она приглашает нас рассмотреть картины, написанные художниками.
- Какие картины мы здесь видим?
(«Лель и Снегурочка» (Федоскино), «Гусляры» В. Васнецова, «Алымова за арфой» Д. Левицкого).
- Можем ли мы сказать, что картины - музыкальные?
(Да. Все персонажи, изображенные на картинах, играют на музыкальных инструментах).
Углубление темы урока.
- Мы не будем торопиться, а послушаем, какая музыка звучит в каждой из картин.