ТЕМА: «Музыкальные инструменты»

Цель урока:познакомить детей с тембрами русских народных музы­кальных инструментов.

Музыкальный материал:«Полянка», русский народный наигрыш (сви­рель); «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Пастушья песня», французская народная песня, ел. Т.Сикорской; «Пастушья песенка», на тему из 5 части «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена, сл. К.Алемасовой; «Камышинка-дудочка», В.Поплянова, ел В.Татаринова.

Проблема урока:как появились музыкальные инструменты?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыкаль­ные инструменты», листы бумаги для изготовления рожков.

Ход урока

Организационный момент.

- Первый урок новой четверти начинаем с выяснения того, какую музыку ребята слышали в дни осенних каникул, что из услышанного им запомнилось и почему.

- А на чем исполняли услышанную вами музыку? (На музыкальных инструментах).

- А хотите узнать, как появились первые музыкальные инструмен­ты? Увидеть эти инструменты нам поможет Муза.

Работа с учебником.

- Откроем наш учебник-тетрадь.

- Что подсказывает нам Муза? (Рассматривание изображения на страницах разворота).

- Мы видим мальчика-пастушка. Читаем текст «Пастушьей песни».

- На каком инструменте играл пастушок? (На дудочке).

- Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным ин­струментом и появилась очень давно. У Музы есть песня о камышинке-дудочке.

«Камышинка-дудочка»,В. Поплянова, ел В.Татаринова - разу­чивание.

- Эта песня может звучать каждый раз по-разному, если импрови­зировать мелодию дудочки.

Можно устроить импровизацию «вопросов - ответов» по такту или по фразе.

З.Углубление темы урока.

- Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы.

- В народе этот инструмент стали называть свирелью.Как вы ду­маете, почему? (За ее необыкновенный звук, похожий на свист).

- А сейчас мы побываем на одном из концертов оркестра русских народных инструментов.

- Представьте, что в руках у вас свирель. Сыграйте на ней.

Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель). (Дети имитируют исполнение на свирели).

- Звуки свирели стали пробовать передать и голосом. Так появи­лась одна из французских народных песен. Вот как это звучит.

«Пастушья песня»,французская народная песня, сл. Т.Сикорс­кой - разучивание (метод эха).

- О чем рассказывается в песне?

- Как поет свирель?

Работа с учебником.

- Посмотрим опять на страницу учебника. Муза показывает изо­бражение еще одного мальчика.

- На что похож его инструмент? (На рог животного).

- Что его отличает от свирели?

- Может ли быть пастушком мальчик?

- А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть? (Рожок).

- Зачем пастушку понадобился именно такой инструмент? (Что­бы собирать заблудившихся животных).

- Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки. Царь Петр 1 создал в русской армии целый оркестр из рожечни­ков. Каждый рожок в этом оркестре мог исполнять только свой звук-ноту. А по умелой руке дирижера вместе они исполняли много краси­вой музыки. Называли его «Роговой оркестр».

- Сейчас мы с вами попробуем стать таким оркестром.

- Для этого нам надо сделать рожок.

- Взять листочки, которые приготовлены у вас на столе и свернуть их в рупор.

Игра «Оркестр рожечников».

На доске записаны ноты. Каждому ребенку раздается по одной ноте. Учитель выступает в роли дирижера, напоминает детям о ко­ротких и долгих звуках.

Показывает, как это выглядит в записи вместе с нотами на доске. Звучит фрагмент р.и.п. «Во кузнице».

- А теперь послушаем, как играют настоящие рожечники. «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок).

- Услышали ли вы знакомые звуки?

- Сколько рожков звучало?

- Вся ли мелодия знакома?

(Сейчас играли три рожка. И исполнили они русский народный наигрыш «Во кузнице»).

(Если кто-то из детей раньше исполнял уже эту песню, можно ее исполнить).

- А теперь послушаем еще одну русскую народную песню.

Звучит «Как под яблонькой», импровизация на тему русскойнародной песни (гусли).

- Какой инструмент звучал?

- Чем отличается его звучание?

- Чем отличается звучание духового инструмента от струнного?

6. Домашнее задание:

Вместе с родителями прочитать былинный сказ о новгородском путешественнике, гусляре и певце Садко. Отметить в сказе те места, где звучит музыка, выяснить, в каком характере она могла бы звучать.

- В завершении урока послушаем, а на следующем уроке разучим и споем песню.

Звучит «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пастораль­ной» симфонии Л.Бетховена, сл. К Алемасовой.

Пастораль(от лат. - «пастушеский») - музыкальное произведе­ние, связанное с изображением сельской жизни, природы. Л. Бетховен отмечал, что его «Пасторальная» симфония является не столько звуко­вой живописью, сколько передачей чувств, возникающих у слушателей от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

Вывод:

- Что сегодня нам рассказала Муза?

- Где сегодня мы встретились с музыкой?

- Какие мелодии музыка доверит исполнять свирели, а какие -рожку?

- С каким струнным инструментом мы сегодня познакомились?

ТЕМА: «Садко»

Цель урока:знакомство с жанрами музыки.

Музыкальный материал:«Былинные наигрыши» Д.Локшина (гусли), песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пасто­ральной» симфонии Л.Бетховена, сл. К.Алемасовой.

Проблема урока:о чем поют гусли?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Садко».

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня мы ещё раз будем слушать музыку, которую написал великий немецкий композитор Л. Бетховен.

Звучит «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пастораль­ной» симфонии Л.Бетховена, сл. К. Алемасовой.

- Какое настроение присутствует в музыке?

- Какие инструменты вы услышали? (Слышно, как свирель беседует с рожком).

- Дня чего композитор использовал свирель и рожок? (Чтобы они исполнили песню пастушка). (Мелодия, которую они исполняют, похожа на песнь пастушка. Неторопливая, светлая).

- Прошло много времени с тех пор, как рожок и свирель исполня­ли только народную музыку.

Сейчас свирель и рожок исполняют не только народную музыку, но и симфоническую.

Углубление темы урока.

- «Былинные наигрыши»,Д.Локшин (гусли).

Дети слушают «Былинные наигрыши» в исполнении на гуслях, при этом имитируя переборы струн на воображаемом инструменте.

- Как звучала музыка? (Звучал старинный напев).

- На прошлом уроке мы познакомились с этим инструментом. Сейчас его очень редко можно встретить в концертных залах. Но он очень часто бывает одним из главных героев сказок и былин. Появились гусли очень давно.

Для их изготовления использовали вначале конский волос, его туго натягивали на деревянной доске. Чтобы звук у гуслей был и высо­ким, и низким, и хорошо его было слышно, деревянную доску стали делать в виде крыла, как у большой птицы. И называть их стали гусли крыловидные или яровчатые. Гусляр клал их к себе на колени и пел былинные напевы, народные песни. Так, об одном таком гусляре Садко рассказано в русском былинном сказе. Дома вы его читали с родителями и отметили в сказе те места, где звучит музыка. (Еще раз читаем) Выяснить, где в сказе звучит музыка, в каком характере она могла бы звучать.

Звучит песня Садко «Заиг­райте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.

- Какая была музыка? (Удалая, задорная, наполненная острыми ритмами). - В каком темпе исполнялась? Какое настроение передавала? (Звучала в быстром темпе, передающем радостное настроение Садко). - Какой жанр музыки звучал? (Танец (пляска)). - Звучит «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» И.Римского -Корсакова. - Как звучала музыка? (Ласково, нежно, неторопливо, с убаюкивающими интонациями).

- Какой жанр музыки? (Песня, колыбельная).

- Запишем теперь определения характера этих двух сочинений в нашем учебнике.

ТЕМА: « Музыкальные инстру­менты»

Цель урока:сопоставить звучание народных и профессиональных ин­струментов.

Музыкальный материал:«Полянка», русский народный наигрыш (свирель);тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Про­кофьева (флейта), «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта), «Фрес­ки Софии Киевской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт (арфа), «Кукуш­ка», Л-К. Дакен (арфа).

Проблема урока:о чем могут рассказать музыкальные инструменты? Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыкаль­ные инструменты».

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня у нас не простой урок, а урок-концерт. Муза приглашает нас в концертный зал.

- Что бывает в концертных залах?

(В концертных залах бывают концерты).

- Что происходит на сцене? (На сцене играет оркестр).

- Кто выступает на сцене?

(Музыканты. Они играют на музыкальных инструментах).

- Что делают зрители? (Слушают).

- Кем мы сегодня будем? (Слушателями).

Работа с учебником.

- Откроем учебник и посмотрим, на какой концерт приглашает нас Муза? На каких музыкальных инструментах она играет?

- Что напоминает внешний вид этих музыкальных инструментов? (Дети находят сходство и различие гуслей и свирели).

- Давайте и мы сейчас подумаем, глядя на страницы учебника, что мы можем услышать нового, что нам может быть неизвестно?

- Какие инструменты будут звучать в концерте? Какая музыка бу­дет исполняться?

Наши рекомендации