Раздел 6. В музыкальном театре.
Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из Щ действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский,
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.
Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.
Ф.Шопен.
Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.
Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
Пастушка, французская народная песня Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.
Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого. Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
Календарно-тематическое планирование
Сроки выполнения. | Темы раздела и уроков ( страницы учебника) Прослушиваемый материал. | Решаемые проблемы. | Планируемые результаты. | |||
Понятия. | Предметные результаты. | УУД | Личностные результаты. | |||
Первая четверть. | ||||||
«Россия-Родина моя!» ( 4 часа) 1.«Мелодия» ( уч. Стр. 8-11) Прослушивание: С.Рахманинов «Концерт № 3» ( 1 часть) 2.«Вокализ» Прослушивание: С.Рахманинов «Вокализ» 3.«Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» ( уч. Стр. 14-19) Прослушивание: Народные песни «Березка», «Во кузнице» «Солдатушки, бравы ребятушки» Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» ( оп. «Садко» – фрагмент) 4.«С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» ( уч. Стр. 20-23) Прослушивание: С.Прпокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты. | Дать понятие многообразия жанров народных песен. Познакомить с лирическими образами музыки Рахманинова. Познакомить с тайной рождения русской народной песни. Познакомить с патриотической темой в музыке Прокофьева. | Концерт для ф-но с оркестром, куплетная форма, народная песня, церковная мелодия. Вокализ, звуки: гласный, звучащий, поющий, романс, песня, сопровождение. Песня, жанры русских народных песен, декламация, речитатив. Кантата, меццо-сопрано, хор, оркестр, развитие музыки, главная мелодия, эпилог, финал. | Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки. Различать жанры русских народных песен. Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. | Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество. П: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения. К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям. П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки. К: творческое задание. Р: самостоятельно образцы народно-музыкального творчества. П: выявлять общность истоков народной и композиторской музыки К: исполнение народных песен. Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество. П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой. К: высказывать свое мнение о содержании произведения. | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Гордиться и уважать русские традиции. Гордиться патриотами и историей своей Родины | |
«О России петь, что стремиться в храм!» ( 1 час) 1.«Святые Земли Русской» ( уч. Стр. 26-29) Прослушивание: Напев Киево-Печерской Лавры «Земле Русская» - стихира всем Святым А.П.Бородин «Богатырская симфония» М.Мусоргский «Богатырские ворота» ( из сюиты «Картинки с выставки») | Дать понятие: русские святые – кто они? | Стихира, молитва, икона, былина, богатырь, симфония, сюита. | Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека. | Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия. П: отвечать на вопросы учителя. К: исполнение стихиры. | Уважать память о русских святых. | |
«День полный событий» ( 4 часа) 1.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!» ( уч. Стр. 42-47) Прослушивание: П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька» ( из «Времен года») «Зимнее утро» ( из «Детского альбома») Г.Свиридов «Осень», «Пастораль» ( из муз. зарисовок к повести Пушкина «Метель») В.Шебалин «Зимняя дорога» 2.«Что за прелесть эти сказки» «Три чуда» ( уч. Стр. 48-51) Прослушивание: Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее» ( оп. «Садко») «Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане») 3.«Ярмарочное гуляние» ( уч. Стр. 52-53) Прослушивание: Г.Свиридов «Пастораль» П.Чайковский фрагменты из оп. «Евгений Онегин» 4.«Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»» ( уч. Стр. 54-57) Прослушивание: М.Мусоргский вступление к оп. «Борис Годунов» М.Глинка «Венецианская ночь» | Дать понятие о связи поэзии и музыки. Дать понятие о музыкальной живописи. Дать понятие о народных праздниках. Дать понятие духовности в музыке. | Пастораль, лирика в поэзии и музыке, выразительность, изобразительность, музыкальное прочтение стихотворения. Музыкальное прочтение стихотворения, музыкальная живопись, регистр, тембр, опера-сказка Ярмарка, жанры народной музыки, хоровод, пляска, обработка РНП -аранжировка, народные костюмы, народные инструменты. Колокольные звоны, вступление к опере, романс, дуэт, ансамбль. | Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения. Уметь различать образы, воплощенные в музыке. Различать народные песни. Знать русские народные традиции. | Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи. П: отвечать на вопросы учителя. К:понимать формы построения музыкальных и литературных произведений. Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения. П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов. К: выполнение творческого задания. Р: самостоятельно сопоставлять музыкальные образы народных праздников. П: высказывать свое мнение о народных традициях. К: разучивание и исполнение РНП. Р: самостоятельно распознавать духовную музыку. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. | Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов. Гордиться русской поэзией и музыкой. Гордится и уважать русские традиции. Уважать русские народные традиции. | |
Вторая четверть | ||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» ( 2 часа) 1. «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России» ( уч. Стр. 60-63) Прослушивание: Музыка для ОРНИ Г.Свиридов «Ты воспой жавороночек» М.Глинка «Жаворонок» Н.Римский -Корсаков «Звонче жаворонка пенье» П.Чайковский «Концерт № 1» -фрагм. 2.«Оркестр Русских Народных Инструментов. (ОРНИ) ( уч. Стр. 64-67) Прослушивание: Народная музыка. Н.Римский -Корсаков «Пляска скоморохов» ( из оп. «Снегурочка») | Расширять представление о народной песни, как об источнике вдохновения. Познакомить с ОРНИ и расширить знания о музыкальных символах русского народа -балалайка, гармонь. | Народная песня, музыка в народном стиле, тембр, народные муз. инструменты, ОРНИ. Балалайка, гармонь, баян, ОРНИ. | Различать тембры и звуки народных инструментов. Различать музыкальные символы России. | Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки. П: различать народную и композиторскую. К: выполнение творческого задания. Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ. П: знать народные обычаи, обряды. К: исследовать историю создания муз. инструментов. | Уважать народные легенды, мифы и предания. Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов. | |
«В концертном зале» ( 5 часов) 1.«Музыкальные инструменты» «Вариации на тему Рококо» ( уч. Стр. 74-77) Прослушивание: А.Бородин «Ноктюрн» ( из «Квартета № 2») П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» 2.М.П.Мусоргский «Старый замок». ( уч. Стр. 78-79) Прослушивание: М.П.Мусоргский «Старый замок» ( из сюиты «Картинки с выставки») Г.Гладков «Бременские музыканты» 3.«Счастье в сирени живет….» ( уч. Стр. 80-81) Прослушивание: С.Рахманинов «Сирень» 4.«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» ( уч.стр. 82-85) Прослушивание: Ф.Шопен «Полонез № 3» «Вальс № 10» «Мазурка ля-минор» «Мазурка фа-мажор» «Мазурка си-бемоль мажор» 5.«Патетическая соната. Годы странствий» ( уч. Стр. 86-89) Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8№ («Патетическая») М.Глинка «Венецианская ночь», «Арагонская хота» П.Чайковский «Баркарола» | Дать понятие рококо в музыке. Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке. Дать представление о картинах природы в музыке Рахманинова. Познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена. Познакомить с жанром - соната и жанрами камерной музыки | Рококо, виолончель, скрипка, струнный квартет, ноктюрн, вариация, штрихи: легато, стаккато, акценты. Рыцарь, трубадур, менестрель, бродячие музыканты, сюита, старинная музыка, пьеса. Песня, романс, вокализ, сопрано, музыкальные жанры. Музыкальный жанр: полонез. Вальс, мазурка, прелюдия, этюд, форма музыки: трёхчастная, куплетная. Соната, музыкальный жанр, романс, баркарола, симфоническая увертюра, стиль-бельканто. | Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация. Различать понятие старинной музыки и её рисунок. Различать музыкальные жанры и муз. символы родной природы. Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки. Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки. | Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов. П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения. К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке. Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки. П: понимать смысл муз. терминов. К: творческое задание. Р: знать и понимать музыку Рахманинова. П: понимать смысл музыки Рахманинова. К: творческое задание. Р: самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К: размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке. П: узнавать музыкальные жанры. К: понимать смысл терминов. | Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей. Расширять музыкальный кругозор. Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию Уважать творчество зарубежных композиторов. Расширять музыкальный кругозор. | |
Третья четверть. | ||||||
«В концертном зале» ( 1 час) 1.«Царит гармония оркестра» ( уч. Стр. 90-91) Прослушивание: М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» М.Глинка увертюра из оп. «Руслан и Людмила» М.Моцарт увертюра из оп. «Свадьба Фигаро» | Дать понятие оркестра и роли дирижера в нем. | Симфонический оркестр, дирижер, увертюра, симфония. | Различать группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр. | Р: самостоятельно определять звучание муз. инструментов входящих в состав симфонического оркестра. П: ориентироваться в музыкальных терминах. К: различать и понимать жанры муз. произведения. | Расширять музыкальный кругозор. | |
«В музыкальном театре» ( 6 часов) 1.«М.Глинка опера «Иван Сусанин» ( уч. Стр. 94-97) Прослушивание: М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин» 2.« Сцена в лесу» Опера «Иван Сусанин» -4 действие. ( уч. Стр. 98-99) Прослушивание: Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин» 3.«М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младешенька» ( уч. Стр. 100-101) Прослушивание: М.Мусоргский фрагменты оперы « Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке», «Песня Марфы» С.Прокофьев «Прогулка», «Мертвое поле» ( из кантаты «Александр Невский») 4.«Восточные мотивы в музыке русских композиторов» ( уч. Стр. 102-105) Прослушивание: М.Мусоргский «Пляска персидок» ( из оп. «Хованщина») М.Глинка «Персидский хор» ( из оп. «Руслан и Людмила») А.Хачатурян «Колыбельная» , «Танец с саблями» ( балет «Гаяне») 5.«Балет Игоря Стравинского «Петрушка» ( уч. Стр. 106-107) Прослушивание: Фрагменты балета И. Стравинского «Петрушка» 6.«Театр музыкальной комедии» ( уч. Стр. 108-109) Прослушивание: И.Штраус «Вальс» ( из оперетты «Летучая мышь») Ф.Лоу «Я танцевать могу» ( из мюзикла «Моя прекрасная леди») | Познакомить с исторической оперой М.Глинки «Иван Сусанин» Познакомить с интонационным развитием образов в опере . Познакомить с историческими событиями 18 века в России, отраженных в музыке Мусоргского. Дать представление о восточной тематике в музыке русских композиторов. Расширить представление о балете. Познакомить с опереттой и мюзиклом. | Музыкальный образ, полонез, мазурка, музыкальная драматургия, контраст. Ария, речитатив, Плачущие интонации, интонации народной песни Песня-ария, куплетно-вариационная форма, вариантность интонаций. Восточные интонации, вариация, орнамент, контрастные образы, декорация. Музыка в народном стиле, оркестровые тембры. Оперетта, мюзикл. | Различать музыкальные образы разных персонажей оперы. Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы. Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина» Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской. Формирование основ музыкальной культуры.( балет) Уметь распознавать оперетту и мюзикл. | Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам. П: рассказывать либретто муз. произведения. К: выявлять особенности развития образов. Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов. П: отвечать на вопросы учителя. К: сопоставлять средства муз. выразительности. Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. Р: самостоятельно выявлять особенности развития муз. образов. П: знать муз. термины. К: творческое задание. Р: самостоятельно определять тембры муз. инструментов симф. оркестра. П: логически анализировать и выявлять жанровую линию. К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности. Р: самостоятельно определять интонационную линию в музыке. П: знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла. К: творческое задание. | Гордиться патриотами нашей Родины. Гордиться патриотами нашей Родины. Знать историю своей Родины. Формировать представление о роли музыки в жизни человека. Развивать музыкально-эстетический вкус. Уважительно относиться к муз. культуре других народов. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» ( 4 часа) 1. «Прелюдия» ( уч. Стр. 112-113) Прослушивание: С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор» 2.«Исповедь души» ( уч. Стр. 114-117) Прослушивание: Ф.Шопен «Прелюдия № 7» «Прелюдия № 20», «Этюд № 12» 3.«Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек» ( уч. Стр. 118-121) Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая») Вариации на тему РНП «Тонкая рябина» И.Бах «Шутка» Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг» 4.«Музыкальные инструменты. Гитара.» (уч. Стр.122-123) Прослушивание: Авторские песни. Музыка для гитары. Романс «Что ты клонишь над водами» И.Бах «Чакона»для гитары. К.Жако «Джазовая импровизация» | Дать представление о музыкальном жанре -прелюдия. Познакомить с жизнью и творчеством польского композитора Ф.Шопена. Познакомить с многообразием жанров музыки. Познакомить с музыкальным инструментом -гитарой. | Прелюдия, форма в музыке -трехчастная. Музыкальный жанр, этюд, развитие музыкального образа. Жанры музыки, композитор, исполнитель, слушатель, интонационная выразительность муз. речи. Гитара, обработка, переложение, импровизация, авторская песня, романс, бард. | Уметь распознавать трехчастную форму в музыке. Уметь различать муз. образы воплощенные в музыке Уметь различать многообразие жанров музыки. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром. | Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации. П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения. П: определять особенности взаимодействия развития муз. образов. К: Творческое задание. Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки. П: знать музыкальные термины. К: Творческое задание. Р: самостоятельно называть имена известных бардов. П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары. К:Творческое задание. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе муз. произведений русских композиторов. Расширять музыкальный кругозор. Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров. Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы. | |
Четвертая четверть. | ||||||
«О Росси петь, что стремиться в храм» ( 4 часа) 1.«Праздников праздник, торжество из торжеств» ( уч. Стр. 32-35) Прослушивание: П.Чесноков «Ангел вопияше» С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» ( из «Всенощного бдения») Ф.Шуберт «Аве, Мария» 2.«Светлый праздник» ( уч. Стр. 36-39) Прослушивание: Праздничный трезвон С.Рахманинов «Светлый праздник» 3.«Кирилл и Мефодий» ( уч. Стр. 30-31) Прослушивание: Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» - стихира всем святым. В.Гаврилин «Вечерняя музыка» ( из симф. действа «Перезвоны») 4.«Народные праздники. Троица» ( уч. Стр. 68-71) Прослушивание: Троицкие песни, РНП «Березка» П.Чайковский «Симфония № 4»-фрагм. | Познакомить с православными церковными праздниками. Расширить представление о русских церковных праздниках. Дать представление о жизни Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Расширить представление о народных праздниках -поклонение Матушке-природе. | Икона, тропарь, молитва, величание. Тропарь, волочебники, Колокольные звоны: набат, трезвон, благовест. Кириллица, азбука, икона, святой, стихира, гимн, величание, фреска. Народный праздник, обычай, обряд, вторая жизнь народной песни, икона, троица, песня-хоровод. | Знать историю возникновения праздника Пасхи. Уметь распознавать значение колокольных звонов. Знать создателей славянской азбуки. Различать народный праздник от религиозного. | Р: самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание. П: иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях. К: творческое задание. Р: самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание. П: иметь представление о традициях православных праздников. К: выполнение творческого задания. Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира. К: рассуждать о значении азбуки в наши дни. Р: самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного. П: знать историю создания иконы А.Рублева «Троица» К: Объяснять смысл народного праздника. | Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви. Хранить шедевры православного наследия. Почитать создателей славянской азбуки. Хранить и почитать культурное наследие России. | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» ( 3 часа) 1.«Музыкальный сказочник» ( уч. Стр. 124-125) Прослушивание: Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада» -1 часть 2.«Рассвет на Москве-реке» ( уч. Стр. 126-127) Прослушивание: М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» 3.«Обобщение» Прослушивание: Музыка использованная в течении года. | Познакомить с музыкой Н.Римского -Корсакова. Образ Родины в музыке Мусоргского. Формирование общего представления о музыкальной картине мира. | Опера, симфоническая сюита, музыкальная сказка, музыкальная живопись. Симфоническая картина, гимн, величие, торжество, благовест. Колокольные звоны, опера, балет, сюита, музыкальная живопись, мюзикл, оперетта, народные праздники, хоровод, симфоническая картина, кантата, хор, оркестр, дирижер. | Уметь образно ориентироваться в музыкальной живописи. Различать изобразительность в музыке. Развитие музыкально-эстетического чувства. | Р: самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки. П: ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев . К: творческое задание. Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. Р: самостоятельно овладевать муз. навыками П: ориентироваться в музыкальных терминах. К: знать основы музыкальной культуры Родины и родного края. | Гордиться культурным наследием . Уважать и помнить историю России. Развивать художественный вкус и интерес к музыке. |