Музыкально-ритмические занятия с детьми и взрослыми, имеющими нарушения голоса
В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют: 1) воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона; 2) развитию дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха; 3) развитию артикуляторного аппарата. Комплексная терапия голосовых расстройств включает медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и ортофонические упражнения. Ортофония — специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляторными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Важным принципом лечения голосовых расстройств является преемственность логопедической, логоритмической и лечебной работы, проведение функциональной терапии на всех этапах восстановления голоса. Поэтому развитие дыхания, артикуляционной моторики и голоса на логоритмических занятиях обеспечивает в значительной мере эффективность комплексной работы.
Для развития артикуляционного аппарата предлагаются упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Упражнения выполняются ритмично, под счет, на акцент в музыке. Предлагаются также дидактические игры «Веселый язычок», «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Кошка спинку выгибает» (поднятие спинки языка с открытым ртом), «Маятник», «Как мы улыбаемся», «Пароход гудит» и др.
На занятиях со взрослыми повышается степень самостоятельности в тренировке артикуляционного аппарата. Поэтому можно предложить задания типа «Придумайте и покажите». Занимающиеся строятся в две шеренги друг против друга и рассчитываются по порядку. Педагог называет любой номер. Тот, у кого этот номер, выходит из шеренги и показывает три разных движения для губ (языка). Затем вызывается занимающийся из другой шеренги и показывает три новых упражнения, не похожих на прежние. Если одно из упражнений уже было, команде начисляется одно штрафное очко. Состязание продолжается 5—6 минут. Итог подводится по сумме штрафных очков.
Можно предложить задания на сочетание артикуляторных поз и движений разными частями тела. Например, округлить губы и руками показать обруч; вытянуть губы вперед «трубочкой» и соединить вместе руки, вытянутые перед собой, на уровне плеч; открыть широко рот и раскрыть руки в жесте: правая — высоко вверх, левая отведена вниз-назад и т. п. В задания между тренирующимися вносится элемент соревнования.
К указанным упражнениям присоединяется голос и контроль за дыханием. Например, руки разводятся в стороны (вдох), соединяются медленно спереди на уровне плеч до смыкания ладоней при одновременном произнесении звука у с упруго вытянутыми вперед губами. Или: потянуть руки вверх, подняться на носки (вдох), опуская руки вниз через стороны и постепенно приседая на корточки, произносить длительно о-о-ох и т. д. Подобные упражнения полезны для развития дыхания. Дыхание состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. Для выработки правильного трехфазного дыхания нужно работать в трех направлениях: 1) усвоение приемов дыхания, снимающих утомление; 2) развитие дыхательной мускулатуры путем специальных упражнений; 3) применение приемов рационального дыхания в движении.
Развитие дыхания по данной системе строится на речи, пении и движении. На занятиях проводятся упражнения.на медленное чередование слогов, соединение согласных, быстрые дикционные упражнения, на задержку согласных при произнесении текста. В пении — это исполнение вокальных упражнений и песен. И ко всему этому — применение движения: соединение элементов классического танца, гимнастических и ритмических комбинаций с речевыми и певческими упражнениями.
Освоение трехфазного дыхания начинается с упражнения сидя: прямой позвоночник, плечи расправлены, руки свободно опущены на колени. В этой позе должна быть подтянутость, но без лишнего напряжения. Следует первая фаза — выдох: губы вытянуты вперед, через плотно сжатые губы произносится звук п, а затем воздух выдыхается на звук ф. При выдохе не должны резко опускаться плечи и грудь. После выдоха наступает вторая фаза — пауза — ожидание возврата дыхания. Педагог говорит: «Впустим воздух через нос, ничего не добавляя, и снова «подуем на свечу» через пфф. Опять ждем, когда дыхание вернется». Выдох — пффф, пауза (ожидание), возврат дыхания. Это первое упражнение выполняется сидя, стоя и лежа. Лежа человек дышит правильнее, он хорошо чувствует паузу. Заканчивая выдох, не изменяя его ровности, нельзя отдавать дыхание до конца. Трехфазное дыхание тренируется понемногу, но часто: в день по 8—10 раз, по 2—3 выдоха подряд сидя, стоя и лежа. Выдох на согласных звуках тренируется со 2—3-го занятия на звуке с. Сначала выдохнуть на пфф, выдержать паузу и дождаться возврата дыхания, затем после выдоха, паузы и возврата дыхания произнести продолжительное ссс (ш, ф, х). Упражнение повторяется по 2—3 раза и выглядит так: пф — ссс — пауза — возврат дыхания — ссс — пауза — возврат дыхания — пф (отдых). Затем тренировка выдоха продолжается на звуках ж, з, на низких тонах голоса по схеме. При выполнении упражнения полезно держать мускулы брюшного пресса слегка подтянутыми (как при стойке «смирно»), тогда диафрагма при выдохе дольше держится опущенной и выдох получается более замедленным, дыхательная мускулатура становится более напряженной, что помогает ее развитию. Затем тренировка выдоха продолжается на звуке р по той же
схеме: пф плюс «смирно» — ррр— пауза — возврат дыхания — ррр — пауза — возврат дыхания.
Для развития длинного выдоха на гласных звуках необходимо тренировать подвижность гортани и мягкого нёба. Положение зева с поднятым мягким нёбом и опущенной гортанью принято называть «положением зевка». Это положение получается в том случае, если начать широко зевать и перебить этот зевок, прикрыв рот. Мягкое нёбо сильно поднимается, а гортань опускается. В таком положении губы плотно смыкаются, собираются к центру и звучит звук м на собранных, плотно сжатых губах. При этом звук резонирует в груди. После того как пациент освоит «положение зевка» на выдохе м, можно приступить к отработке дыхания на гласных звуках, начиная с гласного у, требующего широкого положения зева. Схема: пф (на возврате дыхания форма м) — м-ууу — пауза — возврат дыхания (форма м) — м-уу — пауза — возврат дыхания — пф — отдых. Далее м сочетается с гласными о(мо), а(ма), э(мэ), ы(мы), и(ми).Потом на одном выдохе произносятся три слога: момэму и момаму.
Тренировка длинного выдоха на пффф и ссс с движением.
Стоя прямо, описывать перед собой вытянутыми руками плавные круги. Менять направление, начиная круг то снизу вверх, то сверху вниз Повторять упражнение на протяжении двух-трех пф.
Пф, ссс — плавный круг руками, пауза, возврат дыхания; ссс — пауза, возврат дыхания
Вокальные упражнения помогают контролировать продолжительность выдоха. Пропевание звука р сначала только от нот ре-бемоль, ре, ми-бемоль. Все вокальные упражнения, так же как и речевые, начинаются с пф. Затем мелодия поется на слоги: в тоне от ре-бемоль — мы-и, от ре — мы-и, от ми-бемоль ими — мо-о. Слоги поются на одной ноте, затем постепенно поднимаются по полутонам.
На одной ноте слоги момэму, на другой — момаму. Ритм остается, как в речи: на мо — небольшая остановка, мэ и ма пропева-ются быстрее, продолжительнее всего звучит му. Начинать и заканчивать следует на выдохе пф. Звук должен быть ровным и негромким. Форма м не должна нарушаться движением губ вперед. Когда эти три слога начнут звучать ровно и спокойно, попробовать пропеть четыре момэмаму. Так же как и в речевом упражнении, на мо и му делается остановка, а мэ и ма пропеваются быстрее. Затем соединяются все гласные. Пф (на возврате дыхания подготовка формы м), мы-и-момэма-му, пауза; возврат дыхания (подготовка формы мы), мы-и-момэма-му и т. д. Очень хорошо тренируется дыхание на повторении короткого согласного звука ч. Сначала берется
спокойный ритм как бы четвертями: пф— —пау-
за — возврат дыхания. Затем звук произносится чаще
— группами шестнадцатых: пф ~ пау-
за — возврат дыхания и т. д. Полезно для тренировки
выдоха сочетание звуков чк. Темп сначала медленный: пф —
— пауза — возврат дыхания — За-
тем ускоряется темп, звуки чк объединяются в группы по три. Пф —
— пауза — возврат дыхания —
и т. д.
Первые доли слегка акцентируются. Главным показателем экономного выдоха является ровность звучания и его свобода. Длина звуковых линий увеличивается по мере развития дыхательной мускулатуры, ровности же нужно добиваться с самых первых занятий. Когда звуки образуются на экономном выдохе, слушателю кажется, что они могут длиться бесконечно. Этим признаком и проверяется правильность подачи дыхания в речи и пении.
После усвоения продолжительного выдоха при напряженной мускулатуре диафрагмы необходимо научиться освобождать мускулатуру тела во время дыхания. После пф произносится слог му, как обычно, при подтянутом корпусе, стойке «смирно» и на хорошей форме «зевка»; затем, не истратив дыхания до конца, му переводится в мягкий, ослабевающий звук х, одновременно тело нужно расслабить. При этом на звуке х освобождается вся мускулатура тела. В начале следующего слога опять возвратиться к стойке «смирно», а на звук х вновь расслабиться. Слоги обычно строятся с применением согласного м и звуков зи ж: пф-му-ххх («смирно», расслабиться) —пауза — возврат дыхания — мо-ххх («смирно», расслабиться) — пауза — возврат дыхания. Также строится упражнение на слогах ма-ххх, мэ-ххх, мы-ххх, жу-ххх, жо-ххх, жа-ххх, жэ-ххх, жи-ххх, зу-ххх, зо-ххх, за-ххх, зэ-ххх, зы-ххх. Это упражнение тренирует длинный выдох и учит освобождать мускулатуру.
Необходимо воспитывать также звучание на опоре дыхания. «Опертое» и «неопертое» звучание разное. При «опертом» звучании звук голоса очень плотный и насыщенный, а в области диафрагмы ощущается напряжение. Значит, когда звук голоса насыщен, а мускулатура диафрагмы собрана, звук «опертый». «Опоре» звука помогает положение «смирно» — подбор брюшного пресса.
Звуки должны резонировать совершенно одинаково — в грудном резонаторе. Первые четыре гласные у, о, а, эстроятся сразу на форме м и легче в нее переходят. Последняя гласная ы переходит в м с перестройки: пф — бууу — ммм (сбрасывать м) —пауза —
возврат дыхания — баа — ммм (сбрасывать м) — пауза — возврат дыхания — бэээ — ммм (сбрасывать м) — пауза — возврат дыхания — быыы — ммм (сбрасывать м) — пауза — возврат дыхания — пф. Особенно внимательно надо следить за формой гласных а, э. После месяца тренировки следует менять первый согласный, например заменить звуками ж,з: пф— жж-уу-ммм — пауза — возврат дыхания — жж-оо-ммм и т. д.; пф — зз-уу-ммм — пауза — возврат дыхания — зз-оо-ммм и т. д.
Дикционные упражнения способствуют нормализации голосовой функции. Дикция — степень ясности произношения в речи и пении. Например, на одном выдохе предельно ясно выговаривать сочетание слогов: птаптэпти. Первый слог произносить, слегка растягивая гласный: птаааптэпти. Начинать произношение с медленного темпа, постепенно его убыстряя. Следует проделывать упражнения для мускулатуры губ: рот закрыт, губы как можно плотнее собираются к центру и затем не спеша растягиваются в широкую улыбку. Потом снова к центру и снова — улыбка. Губы ни на минуту не должны быть безвольными. Движения чередуются несколько раз: сначала по 3—4 раза подряд, потом по 5—6 раз. Проводятся упражнения для развития хорошей дикции и опоры дыхания в виде скороговорок. Текст произносится на низких тонах, негромко, но очень упрямо и зло, как бы коротко ударяя по каждому слогу. Темп должен быть очень сдержанным, даже медленным.
Вокальные упражнения, пение песен также служат для выработки плавного выдоха. Но необходимо соблюдать синхронность с логопедическими занятиями. Занятия пением начинать после проведенного лечения, после острого периода функционального заболевания голосовых складок, гортани. Вокальные упражнения: 1) педагог поет (протягивает) первый звук, больные повторяют, идет как бы настройка перед началом песни; 2) исполнение музыкальных попевок в различных тональностях; 3) исполнение музыкальных попевок на более высоких и более низких звуках; 4) использование при пении движений руки (элементы дирижирования), показывающих, как петь: выше или ниже; 5) пение без музыкального сопровождения. Оно помогает развить точную вокальную интонацию. Начинать пение лучше с гласных а, о, э, ии их сочетаний в пределах (до) ре первой октавы и до (до диез — ре) второй октавы. Затем пропеть свое имя или имя и отчество, пропеть диалог: «Как тебя зовут? — Меня зовут Аня» и т. д. Или: «Какая сегодня погода? — Сегодня пасмурная погода». Далее импровизировать звукоподражания ау, ку-ку и пр. на низких и высоких тонах; например, утка и утенок, гусь и гусенок. Диалоги между ребенком и взрослым. Педагог распевает с больными слоги, особенно важно ясное выговари-вание согласных в конце слов. Для этой цели берутся носовые звуки: динь-динь, бам-бам, дон-дон, бим-бом, тили-тили-бом и другие сочетания. Конечный сонорный звук протягивается как можно дольше. Далее для пения подбираются песни с короткой фразой, насыщенные гласными звуками и звонкими согласными. Например, «Баю-баюшки-баю, баю Оленьку мою» и другие подобные колыбель-
ные песни. Учитываются интересы больных, поются их любимые песни в середине и конце коррекционного обучения, когда они овладевают певческими навыками.
Осторожно следует развивать голос средствами пения у больных с органическими нарушениями голоса вследствие стеноза гортани, папилломатоза, после хирургического вмешательства; уделять внимание постепенности воспитания голоса, созданию опоры на диафрагмальное дыхание; обращать внимание на то, чтобы голос звучал в грудном отделе (контроль рукой).
Занятия по воспитанию правильного голоса рекомендуется начинать с певческих и речевых упражнений сначала без движения. В этих условиях хорошо пропевать двухголосные песни, каноны, но большая часть времени должна быть посвящена работе над звуком при движении. Говорятся и поются упражнения и песни с танцем, с комбинациями ритмики или гимнастики. Чем старше возраст, тем больше упражнений оказываются связанными с движением, тем сложнее задания, тем больше требуют они времени для подготовки. Проверка звуковой тренировки с движением проводится не только на логоритмических, но и на логопедических занятиях. Логопед смотрит придуманные занимающимися комбинации и вносит свои поправки, на основе которых они дорабатывают то или иное упражнение самостоятельно, а затем вновь отрабатывают его на лого-ритмическом занятии. Таким образом, логопедические и логоритмические занятия дополняют друг друга в деле нормализации голоса больных.
Вопросы и задания
1. Каковы особенности нарушения моторики у лиц с дислалией
и дизартрией?
2. Назовите двигательные расстройства при различных формах
дизартрии.
3. Каково значение игр и упражнений в подготовительный пе
риод коррекции нарушений звукопроизношения?
4. Приведите примеры игр и упражнений на развитие слухового
внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуля
ционной моторики и т. д., используемые на логоритмических заня
тиях с детьми, страдающими дислалией.
5. Каковы особенности логоритмической коррекции в работе с
людьми, страдающими ринолалией?
6. Назовите логоритмические средства для снятия назализации.
7. Назовите задачи логоритмического воспитания детей с ди
зартрией на каждом этапе логопедической работы с ними.
8. Приведите примеры упражнений лечебной гимнастики для
детей с дизартрией.
9. Каково значение работы по воспитанию дыхания у людей с
нарушениями голоса?
10. Приведите примеры упражнений трехфазного дыхания на согласных звуках.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ АЛАЛИЕЙ
В логопедии под алалией у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с отдельными элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.
Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению речевого развития: замедлять, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности.
Различают три формы алалии: две формы связаны с нарушением речевых анализаторов (речедвигательного и речеслухового) — моторная и сенсорная алалия, одна — с нарушением неречевого анализатора, при этой форме нарушение речи выступает как вторичное. Это оптическая алалия, возникающая в результате патологии центрального конца зрительного анализатора.
Поскольку патогенез алалии многообразен и недостаточно изучен, то необходимо комплексное исследование ребенка. Только в этом случае могут быть успешно решены вопросы дифференциальной диагностики речевой патологии (например, отграничение моторной алалии от некоторых форм олигофрении, осложненных недоразвитием речи), понят механизм речевых нарушений и других высших корковых функций (праксиса, гнозиса, пространственного и временного синтеза), нарушений интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушений памяти и внимания и только тогда определены пути дифференцированных логопедических мероприятий.
При анализе речевой патологии у ребенка с алалией важным является выделение так называемых негативных симптомов, связанных с недоразвитием отдельных сторон речи, и позитивных, связанных с попытками ребенка приспособиться к своей речевой недостаточности. У детей младшего возраста преобладают первые, у детей более старшего возраста — вторые, которые могут стать их первичным речевым стереотипом. При подходе к ребенку с речевой патологией всегда необходимо помнить, что, какими бы тяжелыми ни были речевые нарушения, они никогда не могут быть стационарными, полностью необратимыми: развитие речи продолжается при самых тяжелых формах ее недоразвития. Это связано с продолжающимся после рождения созреванием центральной нервной системы ребенка и большими компенсаторными возможностями детского мозга.
Одной из важнейших задач логопедических мероприятий является «управление» аномальным речевым и психическим развитием, возможное «выравнивание» этого развития. Для разработки приемов направленного обучения необходим системный динамический подход к анализу речевых нарушений, к прогнозированию дальнейшего речевого и психического развития ребенка и для выработки методики комплексного воздействия на детей. В системе лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий важную роль играет логопедическая ритмика.