Наглядные, словесные и практические методы обучения
Основой всех методов и приемов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).
Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние лиц с речевыми нарушениями. Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий.
Логопедическая ритмика как специальная педагогическая дисциплина руководствуется принципами советской дидактики и опира-
ется на марксистско-ленинскую теорию познания. Процесс учения рассматривается дидактикой как организованная познавательная деятельность. В этом процессе познания непременными компонентами являются чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика.
В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методыобеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.
Так, при обучении движению используются различные приемы наглядности:
а) наглядно-зрительные приемы: показ педагогом образца дви
жения или его отдельных двигательных элементов; подражание
образцам окружающей жизни; использование зрительных ориенти
ров при преодолении пространства; использование наглядных по
собий — кинофильмов, телепередач, картин и т. п.;
б) тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путем
включения различных пособий в двигательную деятельность. Напри
мер, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их пере
шагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца»
связывается в сознании с костно-мышечным ощущением при со
вершении ошибки. И если воротца задеваются, то ребенок (взрос
лый) сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-
мышечная наглядность выражается также в непосредственной
помощи педагога уточняющего положение отдельных частей тела
занимающихся выпрямлением осанки путем прикосновения руки;
в) с помощью наглядно-слуховых приемов осуществляется зву
ковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью явля
ется инструментальная музыка и песня. Для регуляции движений
могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме дву-
четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.
Словесные методыобращены к сознанию занимающихся, они помогают осмысливанию поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений.
Приемы, относящиеся к словесным методам, следующие:
а) краткое одновременное описание и объяснение новых дви
жений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления
занимающегося;
б) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или
уточняющее его отдельные элементы;
в) указание, необходимое при воспроизведении показанного
педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражне
ний занимающимися;
г) беседа, предваряющая введение новых упражнений и под
вижных игр, при обучении, когда требуется разъяснение двигатель
ных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. д.;
д) вопросы занимающимся до выполнения задания для осозна
ния последовательного выполнения действий или проверки имею
щихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточне
ния правил, игровых действий и т. п.;
е) команды, распоряжения и сигналы, которые требуют от пе
дагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигна
лов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так
богато русское народное творчество;
ж) образный сюжетный рассказ применяется в целях развития
выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой
образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у зани
мающихся воссоздающее воображение, как бы зрительное восприя
тие всей ситуации, стимулирующее к эмоциональному воспроиз
ведению;
з) словесная инструкция; ее использование обусловлено тем,
что с помощью системы словесных воздействий происходит оживле
ние следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбина
циях, возникает возможность с помощью чисто словесных указаний
и объяснений образовать новые временные связи, сформировать
новые знания и умения.
Формирование двигательных навыков у детей зависит от степени осознанности ребенком содержания и структуры упражнения.
Практические методысвязаны с практической деятельностью, они обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями практического метода являются игровой и соревновательный.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный. Он может использоваться на логоритмических занятиях и с детьми школьного возраста. Игровой метод учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу.
Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог демонстрирует выполнение упражнений; исполняет отдельные роли в подвижных играх, роль водящего; показывает, кто лучше, кто правильнее выполняет задание; регла-
ментирует весь процесс обучения на логоритмических занятиях в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия.
Занятие проводится фронтально, но в целях совершенствования знакомых движений педагог распределяет занимающихся на небольшие группы, предлагая действовать самостоятельно; стимулирует к творческому поиску, предлагая задания: изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, подвижную игру провести с измененными правилами, составить варианты игр, придумать новые.
Вопросы и задания
1. Какие средства логопедической ритмики и с какой целью
используются в работе с детьми?
2. Каково значение ритма в коррекции речевых нарушений?
3. Назовите педагогические и коррекционные задачи обучения
пению.
4. Приведите примеры обучения различным певческим навыкам.
5. Каково значение подвижных игр в коррекции речи и движе
ний у детей?
6. Проанализируйте музыкальное произведение в грамзаписи
(предложенное преподавателем) и определите характер и вид дви
жений (игра, пляски).
7. На примере народной песни составьте композицию движения
для хоровода.
8. Каковы методы обучения в логопедической ритмике?
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ