УВЕРТЮРА к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
246. СИМФОНИЯ № 40 В.-А. Моцарта
247. КОНЦЕРТ № 1 П.И. Чайковского
248. 5._____________________________________________________________
249. _____________________________________________________________
250. 1 Названия разворотов Учебника «Музыка» для 2 класса приводятся по варианту нового издания 2002 г.
251. 2 Л.С. Третьякова Русская музыка XIX века. – М.,1982. С. 99.
252. 3 Возможно сопоставление сочинения Мусоргского с «Утром» Грига из сюиты «Пер Гюнт», знакомого детям по 1 классу.
253. 4 Рекомендуем учителю после первых двух-трех уроков составить краткую характеристику музыкального развития каждого класса по следующим критериям: уровень интереса, увлеченности музыкальными занятиями, степень эмоциональности и осознанности восприятия музыки, уровень развития вокально-хоровых навыков, умений и навыков пластического интонирования и музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, развития речевого словаря, творческих проявлений учащихся.
254. 5 Динамические оттенки, обозначающие усиление и затихание звучности можно сравнить с математическими знаками «больше» и «меньше», которые уже знакомы второклассникам.
255. 6 Возможно сопоставление музыки Гимна России с «Патриотической песней» («Москва») М. Глинки (стихи А. Машистова), выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений.
256. 7 С некоторыми пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского дети уже знакомились в 1 классе.
257. 8 Тарантелла (итал. Tarantella, от Таронто, город на юге Италии) – итальянский танец в быстром темпе, живой и темпераментный по характеру. В основе тарантеллы часто лежит какой-либо один мотив (или ритмическая фигура), который оказывал завораживающее действие как на слушателей, так и на танцующих. Танец сопровождался игрой на флейте, звуками кастаньет, бубна и других ударных инструментов, иногда – пением.
258. 9 Можно напомнить, как в первом классе ребята читали стихотворение И. Никитина «Вот и солнце встает…» и изображали движениями рук снизу вверх восход солнца.
259. 10 Акварель (франц. aquarelle, от лат. aqua – вода) – водяные краски. Главное свойство акварельной живописи – прозрачность краски, Художники используют выразительность размывок и затековчто создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения.
260. 11Можно рассказать детям о том, что мама Чайковского, Александра Андреевна, была первой его учительницей музыки, которая научила его играть на рояле. Кроме того, она прекрасно пела. В доме Чайковских часто звучала музыка: играла мама, старшие и младшие братья и сестры, звучал любительский ансамбль сослуживцев отца, в котором Илья Петрович играл на флейте. Гувернантка Фанни Дюрбах вспоминала о том, что как-то раз после какого-то праздника, когда все уже легли спать, она застала Петю в слезах: «О, эта музыка, музыка!.. Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, – рыдая и указывая на голову, говорил мальчик, – она не дает мне покоя!». Мать Чайковского умерла тогда, когда мальчику было всего 14 лет. (Данная информация заимствована из кн.: Г.А. Прибегина. Петр Ильч Чайковский. – М.,1983. С.12).
261. 12 В названии этого раздела Учебника 2 класса использована поэтическая строчка русского поэта Игоря Северянина «Запевка».
262. 13 См.: Фонохрестоматия музыкального материала к Учебнику «Музыка». 2 класс. – М., Просвещение, 2002.
263. 14 См.: Хрестоматия музыкального материала. 1 класс. – М., Просвещение, 2002.
264. 15 См.: Музыка в школе. Вып. 1. Песни и хоры для учащихся начальных классов./Сост. Г.П. Сергеева. – М., Музыка, 2000
265. 16 Перечень репродукций, помещенных на страницах учебника 2 класса, дан на с.129.
266. 17 См.: Клыков В. Радонеж от слова «радость» Слов. 1989, № 5. С.25 –26.
267. 18 См.: Зайцев Б. Люди Божии. – М., Советская Россия, 1994. С. 404.
268. 19 Интересную информацию о русских святых – Александре Невском и Сергии Радонежском учителя могут найти в кн.: А.М. Сергеева, Т.С. Шмагина. Отечественная художественная культура в школе. – М.,МИРОС, 1998.
269. 20 В современных изданиях «Детского альбома» П. Чайковского первая пьеса имеет название «Утреннее размышление», последняя – «Хорал», что не соответствует прижизненным изданиям этого цикла фортепианных пьес.
270. 21 В пьесе «В церкви» П. Чайковский использовал подлинный церковный напев «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей» на 6-й глас.
271. 22 Тексты молитв цит. по кн.: Священник Иоанн Андреев. Объяснение церковных молитв детям. Первый год учения в начальных училищах. – М.,1990 (Репринтное издание 1884 г.)
272. 23 См.: Хрестоматия музыкального материала. 1 класс. – М., Просвещение, 2001.
273. 24 Цит. По кн.: Е. А. Дьякова. Перед праздником. Рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. – М.,ЦГО, 1996 (Гуманитарное образование в России). С.9 –11.
274. 25 См. Уроки в начальной школе. Поурочные разработки. 1 класс. Музыка. – М., Начальная школа, 2002. С. 124–125.
275. 26 Пример создания музыкальной сказки «Теремок» учитель может найти в Рабочей тетради для 2 класса на развороте «Играем в музыкальный театр». – М., Просвещение, 2001. С. 50–51.
276. 27 Эти народные песни приведены с различными заданиями на усвоение элементов музыкальной грамоты в «Рабочей тетради» к учебнику «Музыка» для 2 класса. ( М.,Просвещение, 2002).
277. 28 Партитура – от лат. – делю, распределяю – принятый с XVI века способ нотной записи многоголосного музыкального произведения на более чем двух нотоносцах, расположенных один под другим.
278. 29 «Горелки» – русская народная песня-игра приведена в Хрестоматии музыкального материала. 1 класс – М., Просвещение, 2001. С. 30
279. 30 На уроках музыки по УМК «Музыка» во многих школах Московской области используется методика обучения игры детей на свирелях, разработанная А.И. Конч.
280. 31 На уроках музыки в 3 классе учащиеся познакомятся с мюзиклом А. Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, созданного по мотивам русской народной сказки.
281. 32 Напомним, что квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра изображена на развороте Учебника-тетради «Музыка» для 1 класса (с. 8), а своеобразным символом этой книги является образ Музы.
282. 33 Канон – (от греч. правило, мерило, образец) – вид музыкальной полифонической формы, в которой мелодия в каждом голосе вступает до того, как она закончиться в другом голосе.
283. 34 Сюита (франц. suite, буквально – ряд, последовательность) – инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны относительная свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла.
284. 35 Пьеса «Богатырские ворота» («В стольном граде Киеве») из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского в Фонохрестоматии для 2 класса звучит в оркестровой редакции французского композитора XIX в. Мориса Равеля. Исполнители – Государственный академический симфонический оркестр под управлением дирижера
285. Е. Светланова.
286. 36 К сожалению, по техническим причинам запись «рондо в турецком стиле» не включена в «Хрестоматию» и «Фонохрестоматию» музыкального материала для 2 класса (М.,Просвещение, 2002)
287. 37 Bach – в переводе с немецкого – ручей.
288. 38 Полифония – вид многоголосия (многоголосного музыкального склада, отличного от гомофонно-гармонического), представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий. Высшей формой полифонической музыки является фуга.
289. 39 Стиль музыкальный (от лат. stilus, stylis – палочка для письма; способ изложения, склад речи) – понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразительных средств. Различают стили: исторический (эпохальный), национальный, индивидуальный.
290. 40 См.: Приложение к журналу «Начальная школа». Уроки в начальной школе. Пособие для учителя. Поурочные разработки. 1 класс. – М.,2002. С.123.
291. 41 См.: Фонохрестоматия к учебнику-тетради «Музыка». 1 класс. 3 кассета (дополнительный материал). – М.,2001
http://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/muzyka/2-klass#/page/2