Раздел 3. Структура музыкальной речи

Лекция «Музыкальная форма»

Что же та­кое«музыкальная форма»?

Это понятие в музыке имеет два значения.

В широком понимании этого слова – совокупность средств музыкальной выразительности ,воплощающих содержание музыкального произведения.

В узком же смысле - фор­ма — это определенный распорядок частей и характер отношений между собой.

Не только широкое, но и узкое определение музыкальной формы связано с содержанием: ведь последовательность частей есть нечто иное ,как последовательность музыкальных мыслей, музыкальных образов, а взаимоотношение частей формы говорят о том или ином виде связи между образами.

Форма как совокупность художественных средств и как структура произведения важна и существенна в каждом искусстве. Но в музыке особенности ее временной и звуковой природы с особой настойчивостью требуют ясной, тщательно разработанной, безупречно логичной форы.

.Установление форм, их историческая кристаллизация происходили отнюдь не без влияния жанров. Так, например, не существует единой формы вальса.

Любое музыкальное сочинение состоит из различных частей. Если бы этого не было, произ­ведение представляло бы собой бессмысленный по­ток музыкальных звуков. Каким же бесформен­ным было бы тогда произведение, в котором все время появляются новые и новые мелодии и их сочета­ния.

Итак, мы будем знакомиться с наиболее общими и простыми формами музыкального произведения.

Применение самого простейшего принципа - повторность позволит создать музыкальное произведение в разных формах

.Какие же формы связаны с этим принципом?

Период– это простейшая форма законченного изложения музыкально -- тематического материала ( музыкальной мысли). Признаком законченности является наличие полной каденции, которая обозначается в конце определенного музыкального построения.

Период может представлять собой вполне определенное, самостоятельное, законченное произведение. Простейший тип периода состоит из 8 тактов.

Строение «период» характерно для песенно – танцевальных жанров. Свое широкое распространение форма получила в XXII – XXIII вв. Рождению ее поспособствовала неожиданно возникшая потребность со стороны дворцовой знати в создании такого мелодико - ритмического построении, которое бы легко воспринималось, запоминалось и узнавалось.

Период состоит из двух мелодически сходных построений – предложений АА1 , где

предложение А - рассматривается как начальное, повествующее

А1 – ответное, заключительное.

Предложение в свою очередь делится на два более мелких построения, называемых фразами.

В музыке встречаются предложения ,в которых фразы отделены друг от друга цезурой, и предложения, в которых фразы сливаются почти в сплошную мелодическую линию.

Каждая фраза в свою очередь делится на мотивы. Мотивом называется построение, содержащее в себе один метрический акцент.

.

. Для периода существенны два момента:

  1. повторяемость определенного мелодико – ритмического построения, которое как бы утверждает построение, закрепляет его в сознании слушателей;
  2. законченность, за счет взаимодействия двух различных каденций.

В музыкальной практике встречаются два вида периода:

  1. период повторного строения;
  2. период не повторного строения.

Общая кульминация в периоде, чаще всего приходится на конец второго предложения в произведении.. Период может быть

- частью музыкального произведения;

- самостоятельным сочинением. Это связано прежде всего с воплощением одного эмоционального состояния, что в свою очередь послужило основанием к

развитию жанра «миниатюра»

Для музыки характерна еще одна особенность – чередование уже знакомых музыкальных мыслей с новыми. На этом принципе основаны следующие виды музыкальной формы :

Простая 2-ухчастная форма

Поскольку «период», господствующий в песенно – танцевальных жанрах, не давал широких возможностей для развития или контрастных сопоставлений, появилась необходимость в создании более сложной формы, способствующей более полному раскрытию содержания произведения

2-ух частная форма – такая форма, каждая часть, которой составлена в форме периода или по крайней мере первая часть, а вторая не содержит структуры более сложной, чем период.

Музыкальная мысль, изложенная в первом предложении периода - во втором – только доказывает и закрепляет ее.

В музыкальной практике очень часто используется 2-ухчастная форма.

2-ухчастная форма представляет собой сопоставление 2 периодов повторной структуры:

АА1 ВВ1

Истоки развития 2-ухчастной формы коренятся в народной музыке и тесно связаны с характерным для народной музыки принципом оттеняющего или развивающего сопоставления 2 частей:

- куплет – припев

- сольное исполнение – коллективное исполнение

- песня – инструментальный наигрыш

В данной форме функция второй части не сводится только к оттеняющему контрасту, она может развивать и продолжать мысль первого периода, а может ее подытоживать, резюмировать. Вторая часть этой формы так и называется - «продолжающий период».

Существует 2 основных типа 2-ухчастной формы:

  1. Безрепризная форма – АА1 ВВ1
  2. Репризная - АА1 ВА1

2-ух частная форма может иметь Вступление и Заключение.

Одной из самых распространенных форм вокальной музыки является куплетная форма.

Куплетная форма – форма вокального произведения, которая состоит из нескольких проведений подряд одного и того же музыкального построения с различным словесным текстом.

Повторяемые с различным текстом сходные музыкальные построения называются куплетами. Собственно повторение куплета может быть:

- точным совершенно;

- с некоторыми изменениями (вариациями).

Куплетная форма чаще всего находит применение в народном песенном творчестве, в советской массовой песне, в романсах. В народной песне, вариантные изменения в музыку куплетов иногда вносятся импровизационным путем, во время исполнения.

Куплет песни может быть представлен в форме:

- периода;

- простой двухчастной форме (в романсах).

Для куплетной формы характерно запевно - припевная структура. Так, например, в русской песне «запев» всегда исполняет «запевала» (или часть голосов), «припев» – хор. «Запев» выступает обычно в качестве вступления к основной части песни – хоровой.

Для советской массовой песни характерно коллективное исполнение, как «запева», так и «припева». При этом «припев» всегда остается неизменным, а в «запеве» меняется только текст. «Запев» и «припев» всегда равны по протяженности. У куплетной формы, в сравнении с другими формами, есть преимущества:

- простота и ясность формы;

- легкая запоминаемость музыки вследствие ее многократного повторения.

Но при этом отмечаются и недостатки:

- однообразие развития мелодической линии;

- замкнутость частей, их ограниченность друг от друга.

В профессиональной музыке композиторы зачастую создают песенные куплеты с нарушением традиционных канонов, а именно, уходят от замкнутости формы.

Повторение в музыке не может быть беско­нечным. Это утомляет наш слух. Поэтому в музыке часто используется варьирование, видо­изменение.

Вариационная форма тоже уходит своими корнями в народное творчество, особенно в хоро­вое пение с инструментальным сопровождением. В таких песнях певцы пели все куплеты одина­ково, а исполнители на инструментах варьирова­ли сопровождение. Такая форма нашла примене­ние в профессиональной музыке.

Сло­во «вариация» — латинского происхождения и означает «изменение». Мы пользуемся этим сло­вом и близкими к нему: «вариант», «варьировать» не только в музыке. Но здесь они имеют общее значение.

Большое распространение вариационная форма получила в музыке инструментальной. Мы называем вариациями определенную фор­му произведения или его части, которая состо­ит из изложения темы и ряда ее видоизменен­ных повторений. Это и есть собственно вариа­ции. То что композитор опирается на тему или ее элементы, дает нам нить для запоминания и узнавания музыки. А ее варьирование обогаща­ет, расширяет, углубляет, а иногда даже меня­ет основную мысль.

Вариационная форма имеет долгую историю. Уже к XVI в. сложилась определенная вариационная компози­ция. Она имела разные названия: «вариации на выдер­жанный бас» (basso ostinato), «пассакали», «чакон»а. Тема баса излагалась в нижнем голосе и повторялась неиз­менно, а на нее наслаивались другие голоса, создавая ощущение непрерывности, текучести музыки. В то же время присутствие неизменного басового голоса прида­вало музыке характер оцепененья, статики. Не случай­но, эту форму часто употребляли для выражения скор­би, безысходности, неотвратимости.

Форма вариаций на basso ostinato была любима мно­гими композиторами XVII и XVIII вв.

К ней часто обра­щался И.С. Бах и в самостоятельных произведениях, и в частях крупных сочинений - концертов, кантат, месс. Эту форму в старинной музыке часто называли «пассакалией».

Вариационной формой – называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений – вариаций.

Вариационная форма получила свое развитие на основе куплетной формы. И предполагает постоянное видоизменение того или иного музыкального построения. Число вариаций в произведении может быть различно: от двух, до нескольких десятков. Вариации обычно нумеруются. Основная тема вариации обычно излагается в начале произведения, и размеры ее встречаются порой – от четырех тактов, до простой трехчастной формы.

Нередко тема заимствуется из народной музыки или произведения другого композитора. Если тема сочинена самим автором вариации, то тема называется оригинальной. Изложению основной темы вариации иногда предшествуют Вступления, а Кода (заключение) – обычно заканчивает вариационный цикл.

Многие из произведений, написанных в вариационной форме, называются:

- «Вариации на тему …» (указывается тема). Например, романс А. Алябьева «Соловей».

- «Тема с вариациями»

- «32 вариации»(когда фиксируется количество вариаций)

- «Блестящие вариации», «Серьезные вариации»(фиксируется характер вариаций).

Вариации могут представлять собой:

- отдельное музыкальное произведение;

- часть более крупного циклического произведения.

Принято различать вариационные формы:

- строгие, когда в вариациях сохраняется общая структура темы, ее протяженность, ритм, метр. В таких вариациях варьируются только сопровождение или другие голоса;

- свободные, в такого рода вариациях возможно применение собственной интерпретации.

Трехчастная форма

Принцип чередования знакомого с новым лежит в основе еще одной, очень популярной формы — трехчастной.

Само название формы гово­рит о том, что состоит она из трех разделов, причем третий является повторением первого. Если записать этобуквами, получится:

АА1 В АА1

Видите, она симметрична. Этот принцип симметрии - искусство восприняло из приро­ды. Симметричны мы с вами, цветы и листья. Очень часто отклонение от симметрии мы вос­принимаем как нарушение естественной красо­ты. Поэтому и в живописи, и в архитектуре, и в музыке симметрия очень важна.

В музыке она проявляется в принципе «об­рамления». Ведь люди могут слышать музыку не только последовательно, но и охватывая все про­изведение целиком. Поэтому мы можем запомнить и повторяющийся на расстоянии третий раздел этой формы, отделенный новой средней частью. Этот повторяющийся раздел называется репризой (от французского слова reprise - повторение).

Трехчастная форма -форма, первая часть которой представляет собой период, а остальные части не содержат структур, более сложных, чем период.

Простая трехчастная форма по своему развитию близко примыкает к простой двухчастной репризной форме: АА1 ВА1.

Если следующая после первой части (т.е. начального периода АА1), развивающая середина (В) и завершающая репризная часть (А1) превращаются в два вполне самостоятельных эпизода, то это форма оказывается трехчастной.

Для трехчастной формы характерно:

  1. после развивающей середины В, реприза воспроизводит не одно предложение (А1), а весь начальный период (АА1):

АА1 В АА1

  1. на границе между АА1 и В ощущается цезура или ярко выраженный контраст, а вот между В АА1 музыка звучит сглажено;
  2. часть В по размерам обычно не уступает части А, а порой и намного превосходит.

Существует два типа трехчастной формы. Это зависит от того:

  1. развивает ли середина В тему начального периода (функция развития);
  2. содержит ли часть В новую тему, новый музыкальный материал (контраст).

Следует отметить, что контрастирующая средняя часть В, в силу своей неустойчивости, встречается реже, чем середина развивающего типа. Контрастирующая часть обычно выступает в роли «промежуточного звена», как бы опирается на крайние основные части произведения.

В трехчастной форме возможно повторение частей буквальное или варьированное , как

АВ АВ АА1

Трехчастная форма может иметь Вступление и Заключение.

Общая кульминация в данной форме приходится, как правило, на конец части В, т.е. перед самой репризой, либо в самой репризе А А1.

Трехчастная форма, обычно применяется в романсах, во многих танцах, пьесах для отдельных инструментов. И способствует более яркой, выразительной передаче определенных чувств, настроений, более многостороннему развитию образов.

Наши рекомендации