Преемственность содержания и форм организации музыкального воспитания детей предшкольного и младшего школьного возраста

Идея преемственности нашла отражение в трудах видных классиков педагогики Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д.Ушинского, П. Ф. Каптерева и др. Рассматривая; преемственность как принцип образования и условие успешно­сти обучения, ученые отмечали, что необходимо соблюдать по­следовательность и согласованность при обучении и воспитании детей от ступени к ступени, поскольку изложение последующего материала с опорой на предыдущий есть залог осознанности и прочности знаний.

Проблеме обеспечения непрерывности, взаимосвязи и пре­емственности различных ступеней образования уделяется зна­чительное внимание и сегодня. Более того, по мнению видных педагогов-исследователей (В. И. Андреева, В. Л. Матросова, М. И. Махмутова, Ф. Л. Ратнера и др.), проблема преемственности в условиях современности есть одно из решающих направлений модернизации педагогической системы образования.

Анализируя различные подходы ученых и педагогов-практиков к выявлению сущности преемственности как категории педаго­гики, несложно заметить, что в основе их лежит философское видение проблемы и, в частности, понимание преемственности как перехода количественных изменений в качественные, воз­можность чего обусловлена связью между явлениями в процессе развития.

Небезынтересен тот факт, что программы развития старших дошкольников и, в частности, программы «Истоки» (авт.-сост. Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др.) и «Радуга» (авт.-сост. Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева и др.) декларируют задачи музыкального воспитания детей дошколь­ного возраста аналогично программам для младших школьников. Между тем, учителя начинают музыкальное воспитание млад­ших школьников «с нуля». Тем самым, «образование, которое получает ребенок в детском саду, остается невостребованным начальной школой в полной мере», — отмечается в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). И далее уточняется, что «в первую очередь это касается художественно-эстетического развития» (Письмо Министерства образования РФ от 9.08.2000 г. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»).

Рассмотрим реализацию преемственности как общепедагоги­ческого принципа, охватывающего различные стороны учебно-воспитательного процесса. С этой целью сравним содержание Музыкального занятия с уроком музыки:

— музыкальное занятие как основная форма музыкального Воспитания детей предшкольного возраста традиционно вклю­чает в себя аналогично уроку музыки в школе следующие виды Музыкальной деятельности: музыкально-ритмическое движе­ние, слушание, пение, игру на музыкальных инструментах;

— для занятия, как и для урока музыки в начальной школе, характерна контрастная смена видов деятельности детей, а также Образные и жанровые контрасты музыкальных произведений, что объяснимо непродолжительностью произвольного внимания детей предшкольного и младшего школьного возраста;

— психолого-возрастные параметры особенностей детей определяют отличие в продолжительности музыкального заня­тия от продолжительности урока в школе. При этом музыкаль­ные занятия с детьми предшкольного возраста проводятся два раза в неделю, в то время как в школе урок музыки проводится один раз в неделю.

Анализируя музыкальные занятия с детьми предшкольного Возраста, нетрудно заметить, что в них:

— исключено дублирование учебных материалов и программ начального обучения по предмету «Музыка». Вместе с тем прослеживается преемственность цели и задач музыкального воспитания детей предшкольного и младшего школьного воз­раста;

— как и в проведении урока, сбалансированы образователь­ные, воспитательные и развивающие задачи;

— аналогично уроку музыки в начальной школе прослежи­вается адекватность закономерностям педагогического про­цесса;

— в отличие от учебной деятельности на уроке в занятии признан приоритет игры как ведущего вида деятельности в раз­витии ребенка предшкольного возраста.

Учитывая, что учебная деятельность как ведущий вид деятель­ности младших школьников является для пришедших в школу учащихся новообразованием, на уроках музыки позитивно обра­щение к игровым формам подачи и закрепления учебного материа­ла. Неслучайно вопросы игры в образовательно-воспитательных целях рассмотрены в трудах видных ученых — Я. А. Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ж. Пиаже, П.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других. Педагоги-практики, использующие игру на своих уроках и во внеклассной музыкальной работе с детьми, отмечают, что игра максимально содействует комфорт-ному состоянию ребенка. Объяснением тому является сочетание в игре действия и возможности проявления своего отношения к предметам и явлениям, что для ребенка младшего школьника составляет сущность возрастной характеристики. Поэтому, к при­меру, учащиеся с неподдельной радостью и деловитостью играют буквально с первых уроков музыки в композитора. «Конечно, — отмечают Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева и Т. С. Шмагина, — не все первоклассники смогут сочинить и тем более выразительно спеть собственные мелодии песенок. <...> Главное в том, чтобы мело­декламация стихотворных строчек побудила детей задуматься над тем, какую мелодию нужно сочинять: медленную, напевную, тихую или оживленную, радостную, энергичную»1. Безусловно, оживляет урок и игра в исполнителя, музицирующего на воображаемых му­зыкальных инструментах — барабане, фортепиано, скрипке, бала­лайке, а также игра в самого внимательного слушателя, способного уловить на слух изменения темпа, тембра, регистра и т.д.

Игровое начало лежит и в инсценировке песен, предлагаемых детям для разучивания. Причем приемы разыгрывания изначально подсказаны детям событийной канвой песенных текстов.

Адекватным детской психике оказывается и инициирование учителем музыки перевоплощения своих воспитанников в персо­нажей музыкальных произведений, предназначенных для слушания. Так, например, предлагаемые детям фрагменты из балета «Щелкун­чик» П.И.Чайковского, по справедливому замечанию Критской, Сергеевой, Шмаганой, прежде всего, связаны со сценическим дей­ствием. Поэтому логично дать возможность учащимся посильным образом участвовать в исполнении музыки, а не ограничиваться только интонационно-образным анализом произведения.

Следует отметить, что, будучи увлекательным занятием, игра способствует релаксации нервной системы детей. При этом, в силу того, что учителем в игре устанавливаются определенные правила, регулирующие поведение учащихся, игра обретает дидактические функции, способствуя развитию музыкальных способностей де­тей. Остается лишь напомнить педагогам мудрые слова А. С. Ма­каренко, изучавшего в свое время роль воспитателя в организации детской игры: «Я, как педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду по­сторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть»2.

Идеями преемственности объясняется позитивность обра­щения к сказке на уроках музыки. Ведь, как известно, сказка не

__________

1 Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Методика работы с учебни­ками «Музыка» 1 — 4 классы: Пособие для учителя. — М., 2010. — С. 11.

2 Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т.: Книга для родителей / ред.: И. А. Каиров, Г.С.Макаренко, Е. Н. Медынский. — М., 1957. — Т. 4. — С. 375.

торопит детей взрослеть, ориентирует деятельность высшей нерв­ной системы учащихся на поиск объекта гармонии. В условиях урока музыки сказка к тому же создает атмосферу возвышенного отношения к музыкальному искусству, способствует творческому восприятию музыки как проявления эстетического, а также моти­вирует интерес к эстетически значимым явлениям музыкального мира. Неслучайно шире использовать сказку в развитии личности советовал Д. Родари. И если мы обратимся к педагогическому на­следию прошлого, то аналогичные утверждения найдем в трудах видных отечественных педагогов. Так, в частности, В.А.Сухомлинский утверждал, что особенно сильные эстетические эмоции рождаются у детей 6— 10-летнего возраста в тех случаях, когда понятная, волнующая идея доносится до сознания детей в ска­зочной форме. Аллегория усиливает впечатление»1.

Следует также вспомнить публикации известного врача и пси­холога В. Леви, отмечавшего, что психика ребенка неизбежно со­противляется всему обязательному. Сказка же всегда привлекает внимание ребенка. Объяснение тому кроется в ее эстетической проникновенности, с одной стороны, и предрасположенности к чувственному познанию мира и искусства детей младшего школьного возраста, с другой.

Авторы современных программ «Музыка» с первого класса ведут детей к знакомству с основными музыкальными жанрами через мифологические образы «китов», держащих на себе Землю; с серьезной музыкой Н. А. Римского-Корсакова через былин­ный сказ «Садко»; с творениями П.И.Чайковского через сказку о Щелкунчике Т. Гофмана; к становлению творческого состояния как потребности самовыражения младших школьников через перевоплощение в героев детских любимых сказок — козлят и Волка, Комара и Мухи-Цокотухи, Бременских музыкантов.

Нельзя не отметить и тот факт, что преемственность в органи­зации предшкольного и начального школьного образования про­является, в частности, в реализации стратегических направлений модернизации образования и, в частности, интеграции знаний детей в образовательной области «Искусство».

Комплексный характер освоения музыки в контексте других видов искусств отличает многие действующие программы «Му­зыка» 1—4 классы, а также программы для детей дошкольного возраста («Радуга», «Истоки», «Детство», «Детский сад — дом ра­дости» и др.). Направленность образования детей на интеграцию в освоении различных видов искусств выражена в указанных про­граммах в самой формулировке задач работы с детьми старшего дошкольного возраста:

___________

1 Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника.- М., 1967. –С.75.

— воспитывать у детей уважение к искусству как ценному! общественно признанному делу;

— продолжать учить детей пониманию содержания произведений искусства, выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам искусства;

— формировать интерес к искусству и способность про­никаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.

Наряду с преемственностью в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста непрерывное образование предполагает преемственность в музыкальном воспитании детей на­чальной и основной школ.

Преемственность между начальным и основным образованием • предполагает качественное преобразование уже имеющихся у учащихся музыкальных знаний, их дополнение и дифференциацию, дальнейшее развитие познавательного интереса к миру высоко­художественной музыки, а также совершенствование и расши­рение творческих навыков и умений музыкально-слушательской деятельности. В результате восприятие младшими школьниками музыкального искусства как волшебства и некой тайны к окон­чанию основной школы трансформируется в сознании учащихся , в понимание музыки как сокровенного средства общения с миром общечеловеческих ценностей — Истиной, Красотой, Добротой и Вдохновением творчества.

Наши рекомендации