Преемственность содержания и форм организации музыкального воспитания детей предшкольного и младшего школьного возраста
Идея преемственности нашла отражение в трудах видных классиков педагогики Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д.Ушинского, П. Ф. Каптерева и др. Рассматривая; преемственность как принцип образования и условие успешности обучения, ученые отмечали, что необходимо соблюдать последовательность и согласованность при обучении и воспитании детей от ступени к ступени, поскольку изложение последующего материала с опорой на предыдущий есть залог осознанности и прочности знаний.
Проблеме обеспечения непрерывности, взаимосвязи и преемственности различных ступеней образования уделяется значительное внимание и сегодня. Более того, по мнению видных педагогов-исследователей (В. И. Андреева, В. Л. Матросова, М. И. Махмутова, Ф. Л. Ратнера и др.), проблема преемственности в условиях современности есть одно из решающих направлений модернизации педагогической системы образования.
Анализируя различные подходы ученых и педагогов-практиков к выявлению сущности преемственности как категории педагогики, несложно заметить, что в основе их лежит философское видение проблемы и, в частности, понимание преемственности как перехода количественных изменений в качественные, возможность чего обусловлена связью между явлениями в процессе развития.
Небезынтересен тот факт, что программы развития старших дошкольников и, в частности, программы «Истоки» (авт.-сост. Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др.) и «Радуга» (авт.-сост. Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева и др.) декларируют задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста аналогично программам для младших школьников. Между тем, учителя начинают музыкальное воспитание младших школьников «с нуля». Тем самым, «образование, которое получает ребенок в детском саду, остается невостребованным начальной школой в полной мере», — отмечается в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). И далее уточняется, что «в первую очередь это касается художественно-эстетического развития» (Письмо Министерства образования РФ от 9.08.2000 г. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»).
Рассмотрим реализацию преемственности как общепедагогического принципа, охватывающего различные стороны учебно-воспитательного процесса. С этой целью сравним содержание Музыкального занятия с уроком музыки:
— музыкальное занятие как основная форма музыкального Воспитания детей предшкольного возраста традиционно включает в себя аналогично уроку музыки в школе следующие виды Музыкальной деятельности: музыкально-ритмическое движение, слушание, пение, игру на музыкальных инструментах;
— для занятия, как и для урока музыки в начальной школе, характерна контрастная смена видов деятельности детей, а также Образные и жанровые контрасты музыкальных произведений, что объяснимо непродолжительностью произвольного внимания детей предшкольного и младшего школьного возраста;
— психолого-возрастные параметры особенностей детей определяют отличие в продолжительности музыкального занятия от продолжительности урока в школе. При этом музыкальные занятия с детьми предшкольного возраста проводятся два раза в неделю, в то время как в школе урок музыки проводится один раз в неделю.
Анализируя музыкальные занятия с детьми предшкольного Возраста, нетрудно заметить, что в них:
— исключено дублирование учебных материалов и программ начального обучения по предмету «Музыка». Вместе с тем прослеживается преемственность цели и задач музыкального воспитания детей предшкольного и младшего школьного возраста;
— как и в проведении урока, сбалансированы образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
— аналогично уроку музыки в начальной школе прослеживается адекватность закономерностям педагогического процесса;
— в отличие от учебной деятельности на уроке в занятии признан приоритет игры как ведущего вида деятельности в развитии ребенка предшкольного возраста.
Учитывая, что учебная деятельность как ведущий вид деятельности младших школьников является для пришедших в школу учащихся новообразованием, на уроках музыки позитивно обращение к игровым формам подачи и закрепления учебного материала. Неслучайно вопросы игры в образовательно-воспитательных целях рассмотрены в трудах видных ученых — Я. А. Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ж. Пиаже, П.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других. Педагоги-практики, использующие игру на своих уроках и во внеклассной музыкальной работе с детьми, отмечают, что игра максимально содействует комфорт-ному состоянию ребенка. Объяснением тому является сочетание в игре действия и возможности проявления своего отношения к предметам и явлениям, что для ребенка младшего школьника составляет сущность возрастной характеристики. Поэтому, к примеру, учащиеся с неподдельной радостью и деловитостью играют буквально с первых уроков музыки в композитора. «Конечно, — отмечают Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева и Т. С. Шмагина, — не все первоклассники смогут сочинить и тем более выразительно спеть собственные мелодии песенок. <...> Главное в том, чтобы мелодекламация стихотворных строчек побудила детей задуматься над тем, какую мелодию нужно сочинять: медленную, напевную, тихую или оживленную, радостную, энергичную»1. Безусловно, оживляет урок и игра в исполнителя, музицирующего на воображаемых музыкальных инструментах — барабане, фортепиано, скрипке, балалайке, а также игра в самого внимательного слушателя, способного уловить на слух изменения темпа, тембра, регистра и т.д.
Игровое начало лежит и в инсценировке песен, предлагаемых детям для разучивания. Причем приемы разыгрывания изначально подсказаны детям событийной канвой песенных текстов.
Адекватным детской психике оказывается и инициирование учителем музыки перевоплощения своих воспитанников в персонажей музыкальных произведений, предназначенных для слушания. Так, например, предлагаемые детям фрагменты из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, по справедливому замечанию Критской, Сергеевой, Шмаганой, прежде всего, связаны со сценическим действием. Поэтому логично дать возможность учащимся посильным образом участвовать в исполнении музыки, а не ограничиваться только интонационно-образным анализом произведения.
Следует отметить, что, будучи увлекательным занятием, игра способствует релаксации нервной системы детей. При этом, в силу того, что учителем в игре устанавливаются определенные правила, регулирующие поведение учащихся, игра обретает дидактические функции, способствуя развитию музыкальных способностей детей. Остается лишь напомнить педагогам мудрые слова А. С. Макаренко, изучавшего в свое время роль воспитателя в организации детской игры: «Я, как педагог, должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть»2.
Идеями преемственности объясняется позитивность обращения к сказке на уроках музыки. Ведь, как известно, сказка не
__________
1 Критская Е.Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Методика работы с учебниками «Музыка» 1 — 4 классы: Пособие для учителя. — М., 2010. — С. 11.
2 Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т.: Книга для родителей / ред.: И. А. Каиров, Г.С.Макаренко, Е. Н. Медынский. — М., 1957. — Т. 4. — С. 375.
торопит детей взрослеть, ориентирует деятельность высшей нервной системы учащихся на поиск объекта гармонии. В условиях урока музыки сказка к тому же создает атмосферу возвышенного отношения к музыкальному искусству, способствует творческому восприятию музыки как проявления эстетического, а также мотивирует интерес к эстетически значимым явлениям музыкального мира. Неслучайно шире использовать сказку в развитии личности советовал Д. Родари. И если мы обратимся к педагогическому наследию прошлого, то аналогичные утверждения найдем в трудах видных отечественных педагогов. Так, в частности, В.А.Сухомлинский утверждал, что особенно сильные эстетические эмоции рождаются у детей 6— 10-летнего возраста в тех случаях, когда понятная, волнующая идея доносится до сознания детей в сказочной форме. Аллегория усиливает впечатление»1.
Следует также вспомнить публикации известного врача и психолога В. Леви, отмечавшего, что психика ребенка неизбежно сопротивляется всему обязательному. Сказка же всегда привлекает внимание ребенка. Объяснение тому кроется в ее эстетической проникновенности, с одной стороны, и предрасположенности к чувственному познанию мира и искусства детей младшего школьного возраста, с другой.
Авторы современных программ «Музыка» с первого класса ведут детей к знакомству с основными музыкальными жанрами через мифологические образы «китов», держащих на себе Землю; с серьезной музыкой Н. А. Римского-Корсакова через былинный сказ «Садко»; с творениями П.И.Чайковского через сказку о Щелкунчике Т. Гофмана; к становлению творческого состояния как потребности самовыражения младших школьников через перевоплощение в героев детских любимых сказок — козлят и Волка, Комара и Мухи-Цокотухи, Бременских музыкантов.
Нельзя не отметить и тот факт, что преемственность в организации предшкольного и начального школьного образования проявляется, в частности, в реализации стратегических направлений модернизации образования и, в частности, интеграции знаний детей в образовательной области «Искусство».
Комплексный характер освоения музыки в контексте других видов искусств отличает многие действующие программы «Музыка» 1—4 классы, а также программы для детей дошкольного возраста («Радуга», «Истоки», «Детство», «Детский сад — дом радости» и др.). Направленность образования детей на интеграцию в освоении различных видов искусств выражена в указанных программах в самой формулировке задач работы с детьми старшего дошкольного возраста:
___________
1 Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника.- М., 1967. –С.75.
— воспитывать у детей уважение к искусству как ценному! общественно признанному делу;
— продолжать учить детей пониманию содержания произведений искусства, выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам искусства;
— формировать интерес к искусству и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.
Наряду с преемственностью в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста непрерывное образование предполагает преемственность в музыкальном воспитании детей начальной и основной школ.
Преемственность между начальным и основным образованием • предполагает качественное преобразование уже имеющихся у учащихся музыкальных знаний, их дополнение и дифференциацию, дальнейшее развитие познавательного интереса к миру высокохудожественной музыки, а также совершенствование и расширение творческих навыков и умений музыкально-слушательской деятельности. В результате восприятие младшими школьниками музыкального искусства как волшебства и некой тайны к окончанию основной школы трансформируется в сознании учащихся , в понимание музыки как сокровенного средства общения с миром общечеловеческих ценностей — Истиной, Красотой, Добротой и Вдохновением творчества.