Обусловленность организации музыкального воспитания возрастными особенностями детей младшего школьного возраста

Каким приходит ребенок в школу? Полным предвкушения радости встречи с непознанным и доверия к миру, органической Частичкой которого он себя ощущает. Его душа, не приемлющая Однообразия и скуки, верит в чудеса. Разум уступает воображе­нию. Чувства переполняют сердце и стремятся к выражению. Правда, не всегда хватает сил. Например, пока что ребенку непод-иластно время, и потому ему трудно долго усидеть на месте. Но Это для маленьких школьников явление преходящее, ведь радость открытий способна победить даже усталость.

Всегда ли это учитывается в педагогическом процессе, когда с миром детства на уроке музыки сталкивается мир взрослого человека — учителя?

Во французской поэзии есть стихотворение:

«Лунный мальчик лунной ночью в дом

вошел и стал считать:

— Две кровати, две картины...

Два плюс два, а в сумме — пять!

Лунный мальчик влез на крышу и вос­кликнул:

— Посмотри! Слева трубы, справа трубы!

Пять плюс во­семь — двадцать три!

Лунный мальчик удивился:

— В каждом

доме окна есть!

В этом — девять, в том — тринадцать, а в

обоих — тридцать шесть!

Лунный мальчик! Ты ошибся. В чем тут дело?

Чья вина?

____________

1 Тесситура (итал. tessitura, букв. - ткань) - термин, определяющий вы­сотное положение звуков мелодии по их отношению к диапазону голоса.

Говорит он: — Все ответы подсказала мне

луна...

Ах, луна, тогда скорее пусть она ложится

спать.

Потому что всюду в мире два плюс два —

всегда четыре,

Два плюс два — всегда четыре, а не восемь

и не пять!»

За этими строками скрыто явное противостояние. Ведь мы, взрослые, привыкли все окружающее объяснять посредством суждения и понятия с точки зрения объективной реальности, это для нас непреложная истина, и потому дважды два всегда четыре, а для ребенка важно не столько нахождение сути предметов и яв­лений, сколько отношение к ним. В этом умении видеть непо­вторимость и уникальность привычных вещей как раз и кроется разгадка близости искусства детям данной возрастной группы, так как начинается искусство именно с момента отношенияк чему-либо. Вспомните утверждение русского писателя Н. Г. Чер­нышевского: «Искусство имеет свой особый предмет познания, и предмет этот — то, что интересует человека в жизни, о чем он'] думает, что его радует или печалит...»'.

Соответственно, учитывая специфическое проявление воз­растного потенциала младших школьников, а именно сенсорно-перцептивную потребность, предполагающую отзывчивость на эмоциональное воздействие образа, на впечатление вообще (Г.С.Тарасов), акцент в музыкальном воспитании учащихся на начальной стадии следует делать на развитии их чувственного потенциала. Далее, с учетом эволюции эстетических пережива­ний ребенка от 6к и годам, следует постепенно развивать мыс­лительные операции анализа, синтеза, рассуждения, сравнения и т.д. А.А.Мелик-Пашаев и З.И.Новлянская отмечают, что для детей 6 — 7лет актуально развитие способности осознанно вос­принимать «пафос» произведения, т. е. господствующее в нем на­строение. В перспективе же более отдаленной целью становится достижение способности видеть учащимися материализованную в произведении авторскую позицию и вступать в своеобразный «диалог с автором».

Музыкальной характеристикой пришедшего в школу ребенка является:

— разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;

— недостаточная вокально-слуховая и двигательно-слуховая координация;

_________________

1 Цит. по Адамян А. Вопросы эстетики и теории искусства. — М., 1978. — С. 12.

— преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;

— склонность к гедонистически окрашенным чувствова­ниям;

— потребность в смене эмоциональных состояний, свое-образная импульсивность, бесконтрольность эмоциональных состояний;

— склонность к непосредственному сопереживанию, эмоци­ональной идентификации в ситуации общения (с взрослыми, С персонажами произведений музыки);

— регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не слово;

— интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъ­ективно привлекательных, «важных» причин;

— личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах — звуковых, зрительных, дви­гательных и т. д.1

В дальнейшем от года к году музыкальное развитие младших Школьников совершенствуется за счет системной работы на уроках Музыки по формированию учебно-познавательных мотивов обре­тения музыкальных знаний и совершенствованию музыкального Мышления, развитию координации слуха и голоса, эстетических переживаний, личностных качеств.

От 1 к 4классу постепенно совершенствуются зрительные Ощущения детей в работе с учебниками на уроках музыки, речь и решении проблемных ситуаций на уроках музыки, острота слуха в различных видах музыкальной деятельности, дифферен­цируется восприятие музыкального произведения. Благодаря учебной деятельности развиваются процессы памяти — запо­минание, сохранение, воспроизведение понятий из области теории музыки, музыкознания и исполнительства, персоналий (имен композиторов и исполнителей), текстов песен и т.д. От наглядно-образного мышления ребенок постепенно переходит к понятийному. Основным источником развития понятийного мышления становятся музыкальные знания. За время обучения в начальной школе совершенствуются операции музыкального мышления, позволяющие ребенку выявлять черты сходства и раз­личия в определении индивидуального стиля письма различных композиторов. Постепенно непроизвольное внимание получает произвольный характер, что способствует качественному преоб­разованию хорового исполнительства на уроке, в силу достижения ансамбля звучания (ритмического и динамического).

1 Тарасов Г. С. Психологические особенности младших школьников / Спут­ник учителя музыки / сост. Т. В.Челышева. — М., 1993. — С. 44.

Наши рекомендации