Теория музыкального воспитания
ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Глава 1
СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Глава 2
СУБЪЕКТЫ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: УЧИТЕЛЬ, УЧАЩИЕСЯ, РОДИТЕЛИ
Музыкальные способности младших школьников: сущность, особенности выявления
В психологии под способностями человека как индивида принято понимать «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности»1. Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности универсальны и характерны для любого вида деятельности. В.П.Анисимов относит к числу общих способностей моторные (двигательные, тактильно-кинестетические) и познавательные способности психики человека (невербальные, психоэмоциональные). Музыкальные способности являются разновидностью специальных способностей.
Музыкальное воспитание направлено на развитие у учащихся общих способностей творческой деятельности — внимания, воли, воображения, памяти, а также основных музыкальных способностей — комплекса индивидуальных природных задатков, необходимых для успешной деятельности в области музыки. В. И. Петрушин к природным задаткам относит такие особенности нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, которые в процессе музыкальной деятельности могут совершенствоваться.
Совокупность музыкальных способностей образует музыкальность.
Условно компоненты музыкальности можно изобразить следующим образом (см. схему 2).
Как видно из схемы, музыкальность образует взаимосвязь эмоционального и слухового компонентов. Аналогично размышляет А. В. Торопова, определяя музыкальность как единство сознательных и бессознательных процессов, чувственной и интеллектуальной составляющих музыкального творчества.
Оба компонента музыкальности — эмоциональный и слуховой равны по своей значимости и взаимосвязаны, что в свою очередь определяет взаимосвязь комплекса сенсорных способностей и музыкального мышления как дифференциации внешних акустических проявлений музыкальной информации посредством мыслительных операций анализа и синтеза. В совокупности сенсорные способности и способности музыкального мышления образуют музыкальный слух.
________________
1Шадриков В. Д. Способности человека. — М., 1998. — С. 12.
В зависимости от направленности слухового внимания на отдельные качественные характеристики музыкального звука различают музыкальный слух
— ладовый,
— звуковысотный,
— динамический,
— тембровый и т.д.
Соответственно дифференцируются музыкальные способности. Из целого комплекса музыкальных способностей Б. М.Теплов выделил те, которые образуют ядро музыкальности:
— ладовое чувство (способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения);
— способность к слуховому представлению (способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение);
— музыкально-ритмическое чувство (способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его).
Наряду с развернутой характеристикой музыкальных способностей Б. М. Тепловым была доказана позитивность деятельности в развитии музыкальных способностей детей, а также возможность изолированного развития отдельных способностей, связанных с конкретным видом музыкальной деятельности.
ГЛАВА 3
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
3.1. Стандарт начального общего образования: обязательный минимум содержания музыкального воспитания и планируемые результаты освоения предмета «Музыка» выпускником начальной школы
Содержание образовательной области «Искусство», к которой in носится предмет «Музыка», представляет триединство блоков.
Содержание искусства: оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений и образах, в осознании добра и зла;
Язык искусства: художественный образ. Зависимость восприятия содержания от знания языка искусства;
Творческая потенция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности1.
Обозначенные блоки, направленные на формирование метапредметных результатов в образовательной области «Искусство», и музыкальном воспитании конкретизируются как:
— опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности;
— музыкальные знания;
— музыкальные умения и навыки творческой самореализации в различных видах музыкальной деятельности школьников.
Содержательные блоки музыкального воспитания отражены н Основной образовательной программе начального общего образования.
Музыка
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров
_________
1 Согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского.
и стилей. Песня, ганец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита,, кантата, мюзикл.
Отечественные народные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизаипи Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композитором о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор —исполнитель—слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык1.
_____________
1 Основная образовательная программа начального общего образования.
Результаты освоения основной образовательной программы по предмету «Музыка» утверждены ФГОС начального общего обзаравания:
— сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
— сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
— использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации1.
Основная образовательная программа определяет планируемые результаты музыкального воспитания более подробно, с учетом динамики картины развития младших школьников на основе Выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребенка.
В структуре планируемых результатов по музыкальному воспитанию в Основной образовательной программе начального общего образования выделены следующие уровни описания:
— цель-ориентир, определяющая ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты;
— цели, характеризующие систему учебных действий (блок «Выпускник научится»);
— цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему музыкального воспитания или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета «Музыка» (блок «Выпускник получит возможность научиться»).
Музыка
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной
___________
1 ФГОС начального общего образования.
ее народов; начнутразвиваться образное и ассоциативное мышление воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности,
Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять О ней, открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.
У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представления об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
Музыка в жизни человека Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
— реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные пенные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
— организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
— соотносить выразительные и изобразительные интонации, у знавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
— наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
— общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
— реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
— использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
— владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
— исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
— определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
— оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
— адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессиональною и музыкально-поэтического творчества народов мира;
— оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)1.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Проанализируйте дифференциацию требований планируемых результатов по музыкальному воспитанию Основной образовательной программы начального общего образования, сопоставив блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Глава 4
4.2.
ЧАСТЬ II
Гл а в а 5
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Проанализируйте объяснение младшим школьникам механизма певческого дыхания в сравнении его с дыханием разговорным:
«Вспомни, ведь когда ты хочешь произнести какую-нибудь фразу, ты делаешь вдох, набирая воздух, и говоришь до тех пор, пока воздух не кончится. Тогда ты снова делаешь вдох и продолжаешь говорить. Чтобы
спеть музыкальную фразу, нужно тоже побольше набрать воздуха и постараться как можно дольше задержать его. Ты, наверное, подумал: «А зачем? Буду делать вдохов столько, сколько надо». Секрет в том, что музыкальная фраза должна быть плавной, а если ты будешь делать много вдохов, то мелодия будет разорванной на кусочки, как будто песня бежала, спотыкаясь по булыжной мостовой и «запыхалась»1.
2. Как вы думаете, с какой целью известный хормейстер Н. М.Данилин рекомендовал: «В партии спеваться парами, потом маленькой группой. Спеться с соседом, чувствовать его дыхание, биение его сердца. Если у него кончается дыхание, тянуть, пока он берет дыхание. Это и есть цепное дыхание. Отсюда начинается ансамбль»2.
3. Прокомментируйте с позиции учителя музыки рекомендации хормейстеру К.Б. Птицы.
«Ни в один из ответственных моментов дирижирования дирижер не должен оставлять исполнителей вне поля своего зрения. Его взгляд должен быть быстр, открыт, прям и энергичен. Взгляд должен охватывать в общем весь исполняющий коллектив и одновременно — наблюдать за каждым певцом. Дирижер должен чувствовать все исполнительские действия отдельных певцов»3.
МИКРОПРАКТИКУМ
1. Важная задача певческого развития школьников — достижение унисона. На практике, работая над каким-либо произведением, используйте не только фронтальную форму работы, но и индивидуальную. Выявив детей с чистой интонацией, предложите им пропеть ансамблем, что для других детей явится эталоном и ориентиром в певческой деятельности.
Имитируя со студентами организацию вокально-хоровой деятельности учащихся на уроке, поработайте над унисоном, разучив латышскую народную песню «Ай-я, жу-жу» в гармонизации В. Шипулина4.
2. Разучите с сокурсниками песню Л.Книппера «Почему медведь зимою спит»5. Добиваясь ритмического и динамического ансамбля, обратите внимание на собственный дирижерский жест. В пении обратите внимание на освобождение нижней челюсти от напряжения, утрированность произношения «р» («раз», «морозною», «берлоге» и т.д.), четкость произнесения последних согласных в слове («шел», «медведь», «мост» и т.д.), специфическую особенность певческой дикции: перенесения согласного в начало следующего слога, что способствует максимальному
_____________
1 Абелян Л. Как Рыжик научился петь. — М., 1989. — С. 4.
2 Памяти Н.М.Данилина. Письма. Воспоминания //сост. и ред. А.Наумов. — М., 1987. - С. 51.
3 Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. — М., 1948. — С. 11.
4 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл. : Пособие для учителя / сост. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. — М., 2002. - С. 37.
5 Там же.
звучанию во времени гласных («Ра-змо-ро-зну-ю», «вдо-льо-пу-шки» и т.д.).
3. С целью развития навыков двухголосного пения позитивно использовать в работе каноны. В этой связи разучите с сокурсниками песню «Дед Андрей»' (слова И.Сорику, русский текст Ю.Хазанова, музыка М.Ионеску). В методических пояснениях по работе над данным произведением Алиев отмечает: «Необходимо тщательно выучить мелодию песни в медленном темпе и лишь потом петь ее подвижно. Обратите внимание на то, чтобы стремительное «гоп, гоп, гоп» учащиеся успевали проговаривать»2.
4. Используя в работе рабочую тетрадь к учебнику «Музыка» 3 класс В.В.Алеева, Т. Н.Кичак, разучите a cappella с сокурсниками швейцарскую народную песню «Кукушка»3. Для работы используйте нотную запись, чтобы способствовать осознанному восприятию детьми интонационных и ритмических трудностей.
Предварительно:
— определите темп репетиционной работы;
— детализируйте конкретные творческие задачи;
— спрогнозируйте коммуникативные проблемы, определяющие успешность проведения вокально-хоровой работы с детьми, качественный результат выучивания произведения;
— спланируйте работу над песней на 2 — 3 уроке с учетом значимости видения перспективы в работе над вокально-хоровым репертуаром.
5. Разучите с сокурсниками одну из песен для младших школьников, продумав использование ритмических движений или музыкальных инструментов. Предварительно познакомьтесь с пособием Е. М.Попляновой «А мы на уроке играем»4.
Взаимодействия искусств
Слово «музыка» греческого происхождения, производное от «музы». В искусствоведческой литературе под музыкой понимается вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований. Из формулировки музыкального искусства прослеживаются общие черты музыки с другими видами искусства и, в частности, с искусством слова. Состояние внутреннего мира человека выражается в речевой интонации аналогично музыкальной посредством изменения высоты, динамики и других характеристик. Неслучайно Асафьев полагал речевую и музыкальную интонации двумя «ветвями одного звукового потока».
Обозначенная взаимосвязь искусства музыки и слова имеет глубокие исторические корни, обусловленные их происхождением. Художественная литература зародилась как изустное творчество в форме песни, эпического сказа и выступала в тесной связи с музыкой. В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет
_______________
1 Методика А.В. Зарубы.
здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной... А на язык и струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься... Если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания»1.
Со временем искусство слова и музыки обособились друг от друга, но тем не менее общие черты2, сближающие два вида искусства, сохранились.
1. Общественный характер.
2. Историческое осмысление действительности и опосредованное отражение ее в художественном образе, представляющем единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типичного и характерного.
3. Процессуальность (существование во времени).
4. Значимость эстетических функций.
5. Самоочевидность выразительной потенции.
6. Общность жанров — песня («Песня о буревестнике» М. Горького и «Песни без слов» Ф. Мендельсона-Бартольди), поэма («Поэма» З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (баллады Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К. Метнера, оркестровая «Сказка» Н. А. Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина и др.).
7. Восприятие литературы и музыки посредством слуха. Слово «литература», в буквальном смысле означает произведения письменности (лат. lit(t)eratura — написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слухом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.
8. Воплощение эмоции и мысли, что вызывает у воспринимающего эмоциональную реакцию и процесс мышления.
9. Существование устойчивых и целенаправленных видоизменений языка музыкального и языка литературного, что определяет индивидуальность стиля композитора, неповторимость слога писателя (поэта).
10. Интонационная природа. Б.Л.Яворский полагал в этой связи, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и гласность, оставив лишь одно звучание, то в таком фонографе
___________
1 Музыкальная эстетика стран Востока. — М., 1967. — С. 101.
2 Общие черты музыки и литературы выделены на основе трудов В. А. Васиной-Гроссман, а также исследований М.Ш.Бонфельда, П.С.Волковой, Л.П.Казанцевой, В.И.Шаховского.
оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи — музыкальное произведение»1. Особенно близка музыке стихотворная речь, содержащая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область (т. е. музыку)»2.
При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материальной стороной взаимосвязи поэзии и музыки являются некоторые приемы структурирования текста:
— ритмическая организация стихотворной строки на основе стопы аналогичной метру в музыке;
— временная организация фразового единства в четырехстрочной строфе подобная синтаксическим фигурам в музыке;
— особенности формообразования, в частности, форма строфы, выражающая законченную мысль, сопоставимую с периодом в музыке, цикличность, репризность, варьирование.
Более того, литература подчас заимствует у музыки сугубо музыкальные средства воплощения содержания. Например, в стихотворении «Бал» Н. П. Огарева части предваряются иноязычными обозначениями темпов, принятыми в музыке. Первая часть — Introductione. Adagio поп troppo, вторая часть — Tempo del galoppo, центральный раздел — Trio, четвертый раздел — Galoppo da capo, последний раздел — Finali tempo primo. He менее интересно другое стихотворение Огарева — «Crescendo aus der Symphonie meines lchs im Verhaltnisse zu seinen Freunden» («Крещендо из симфонии моего Я в отношении к моим друзьям»), где названия частей есть некоторое подобие сонатно-симфонического цикла — 1-я часть — Tempo ad libitum, 2-я часть — Adagio doloroso, 3-я часть — Allegro, 4-я часть — Agitato forte-fortissimo.
Существует и обратное влияние литературных форм на музыку. В отличие от строгих музыкальных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу развертывания.
Связь музыки и литературы, существовавшая первоначально, обусловила постоянство устремленности двух искусств кдруг другу после из разделения. Некоторые литературные произведения имеют музыкальную тематику, например, «Квартет» И. А. Кры-
____________
1 Цит. по изд.: Баевский В. С. Яворский и некоторые тенденции культуры его времени // Советская музыка. — 1978. — № 5. — С. 85.
2 Чайковский П. И. Поли.собр. соч.: в 63 т. Литературные произведения и переписка. — М., 1974. — Т. 24. — С. 514.
лова, «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого, «Певцы», «Песнь торжествующей любви» И.С.Тургенева, «Певчие», «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова.
Некоторые писатели не выносили в название своих произведений музыкальной терминологии, но их произведения отличались удивительной музыкальностью языка. Проникнуты музыкой страницы произведений Н. В.Гоголя, А.А.Блока, С.А.Есенина. Музыкально по мировосприятию творчество М. А. Шолохова, его финал «Поднятой целины» наполнен звуковыми образами подобно элегической музыке, «где перемежаются траурные оттенки со светлыми аккордами»1.
Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процессу музицирования. А.К.Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые сложнейшие, самых тончайших оттенков я могу передать словами. Получается так, как будто бы в человеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами играет на этой клавиатуре мозга, и в голове воспринимающего возникает та же самая симфония»2.
Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), игру героев на разных музыкальных инструментах: дудочке, скрипке, гуслях. Музыкальные иллюстрации являются неотъемлемой частью драм. В драме А.Н.Островского «Бесприданница» дважды по замыслу автора звучит романс М. И. Глинки «Не искушай меня без нужды» как характеристика внутреннего мира героини.
Ярким свидетельством стремления к взаимодействию музыки и литературы является программная музыка. Словесная программа, предпосланная музыкальным произведениям, способна сделать восприятие музыки конкретнее ввиду того, что музыкальное развитие следует контурам сюжета либо прообраза. При этом программой может служить название, указывающее на какое-либо явление или предмет («Шествие гномов» Э. Грига) либо на литературное произведение, вдохновившее композитора («Тассо» Ф. Листа). В некоторых случаях программа бывает изложена более подробно («Фантастическая симфония» Г. Берлиоза).
Способность музыкального искусства к изобразительности, красочной передаче света и тени, многоплановости роднит музыку с живописью. Общими чертами музыкального и изобразительно-
_____________
1 Машенко Н. М. Использование музыки на уроках литературы. — М., 1978. - С. 49.
2 Толстой А. Собр. соч.: в 10 т. - М, 1961. - Т. 10. - С. 132.
го видов искусства являются эстетическое отношение к жизни; общественный характер; доминирование воображения как основы художественно-образного мышления как художника, так и музыканта; отражение действительности в художественном образе, одновременность эмоциональной реакции и процесса мышления при восприятии произведений музыкального и изобразительного искусства; оперирование художниками и музыкантами единой терминологией (композиция, фактура, динамика и т.д.).
Образцом «музыкальной живописи» является «Рассвет на Москва-реке» М. П. Мусоргского (вступление к опере «Хованщина»). Музыковед В. А. Васина-Гроссман в этой связи отмечала: «Мы слушаем эту музыку и словно видим, как загорается на небе розовая полоска зари, как первые лучи солнца золотят сначала кресты колоколен и верхушки теремов старой Москвы, а потом радостный утренний свет заливает весь пробуждающийся город»1. Другим показательным примером является «Цветовая симфония» английского композитора А. Блисса, где первая часть имеет название «Пурпурная», вторая — «Красная», третья — «Голубая», четвертая — «Зеленая».
Помимо живописи с другими видами искусства — танцем, театром, кино — музыку сближает развернутость во времени, потребность в исполнителях как связующим звене между актом создания и восприятия.
Близость музыки другим видам искусства обусловливает возникновение в современном педагогическом процессе явление интеграционного освоения искусства школьниками.
Интеграционный подход к освоению искусства рассматривается в современной педагогической литературе с двух позиций. Одной из них является понимание интеграционного подхода как средства обучения. Механизмом в данном случае является нахождение общей платформы сближения предметных знаний. Другая позиция — понимание интеграционного подхода как цели обучения на уроках музыки, изобразительного искусства и литературного чтения. М. С. Каган, в частности, полагает, что «в школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной (при всей его разноликости) сфере художественного освоением человека мира»2.
С позиции понимания интеграционного подхода как средства обучения интеграция близка межпредметным связям. Обуслов-
___________
1 Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. - М., 1976 — С 13
2 Каган М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. — 1987. — № 4. — С. 31.
ленные общей логикой построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла на основе единых этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения человека к миру, межпредметные связи явились составляющей программы по музыкальному воспитанию Кабалевского. В содержание программы включены синтетические формы и жанры музыкального искусства — песня, опера, в основе которых лежит связь музыки и поэтического слова. В процессе музыкального обучения детей предусматривается связь музыки и изобразительного искусства. Авторы-составители программы рекомендуют иллюстрировать русскую народную песню «Эй, ухнем» картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге», а восприятие песни «Сурок» Бетховена предварять просмотром картины «Савояр с сурком» А. Ватто и т.д. Дальнейшее углубление учебного предмета «Музыка» с другими дисциплинами Э. Б.Абдуллин определил с направленностью на установление общности учебных предметов с позиции цели, основных принципов обучения; включение опыта эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, заключенного в произведениях искусства, в содержание любого предмета художественного цикла в качестве его ведущего элемента; разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства и успешному усвоению школьниками его содержания1.
Межпредметные связи явились специальным разделом учебной программы «Музыка» под общей редакцией Ю.Б.Алиева. Авторам и-составителя ми программы предполагалось, что хоровое пение, ритмические упражнения, а также слушание музыкальных произведений с их последующим разбором должно быть сопряжено со знаниями и умениями, формируемыми у учащихся на других уроках.
Например, межпредметные связи музыки и уроков русского языка (чтения и развития речи), согласно авторам программы, могут проявляться при работе над текстами. В этом смысле учителя музыки могут опираться на полученные учащимися на уроках чтения обобщенные представления о сказке, о произведениях народного творчества, умения выразительно декламировать текст.
Другой моделью функционирования межпредметных связей сегодня является модель, основанная на «вертикальном тематизме» нескольких учебных предметов. Вертикальные темы в данной модели понимаются автором концепции «Межпредметные связи в начальной школе» И. В. Кошминой как нравственно-
______________
1 Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983. — С. 39.
эстетические ориентиры («Что такое красота?», «Человек — ли путник на дороге жизни», «Все вместе», «Сообщи радость» и т.д.). Предлагая соединить в восприятии младшего школьника локальные знания, Кошмина рекомендует в течение недели педагогам, ведущим различные предметы (чтение, природоведение, музыку, технологию, изобразительное искусство), выходить на единую вертикальную тему и раскрывать ее через содержание своего предмета.
К примеру, тема «Я берегу...» (2 класс, первая четверть) может быть разработана средствами искусства слова, музыки и живописи следующим образом:
Чтение: К. Паустовский «Первый снег». (От художественного восприятия текста перекинуть мостик к «Покрову» — покрывалу, хранящему «матушку-землю» от стужи.)
Музыка: А.Аренский «Марш памяти Суворова» (я берегу память о моих предках, боевой славе русских воинов).
Изобразительное искусство: Рисование эскиза воинского шлема. Покров Пресвятой Богородицы оберегает Россию от бед и напастей. Шлем бережет голову воина — воин бережет свою Родину. Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье». Прослушивание фрагмента «Богатырской симфонии» А. П. Бородина. Чтение отрывков из русских былин1.
Как видно из вышеуказанной концепции, в современном педагогическом процессе межпредметные связи все очевиднее тяготеют к интеграции. Хотя следует отметить, что в педагогическом плане сложно однозначно определить существующую взаимосвязь различных видов искусств. Потому ряд исследователей предлагают одновременно пользоваться следующими терминами: взаимодействие, интеграция, синтез, синкретизм, в каждый из которых вкладывает свой смысл. Согласно Б.П.Юсову, «взаимодействие искусств отличается от их интеграции. Взаимодействие может строиться на разном уровне и в разных формах, например как взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия. Это может быть также соединение общедоступных занятий искусством с углубленным изучением одного из них. Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином заняти<