Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы
2.1. Тема: Натурная зарисовка. Эскизное изучение натурного объекта. Выполнение зарисовок на листе формата А4.
Для художественного осмысления предлагаются простые объекты. Например:
· кора или спил дерева;
· камень;
· срез граната и т.д.
Акцент изучения переносится с внешнего контура на внутреннюю художественную значимость предмета.
Подача графическая, формат А4. Задания выполняются на белом или тонированном листе. Используются разные графические материалы.
Самостоятельная работа: зарисовки природных форм.
2.2. Тема: Орнаментально-художественная выразительность природной формы. Развитие умения видеть и выявлять:
· главные темы ритмических повторов;
· скрытую орнаментальность предмета (с помощью многократного увеличения).
Развитие умения передавать:
· характер предмета в условном рисунке известными графическими средствами.
Разработка темы орнаментальности в нескольких графических вариантах.
Подача графическая. Все задания выполняются на белом или тонированном листе формата А4. Используются разные графические материалы.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов стилизации растительных форм на разных этапах работы, продолжение работы по утвержденному варианту.
2.3. Тема: Декоративная выразительность природной формы. Выполнение художественно опоэтизированного образа изображаемого объекта с помощью:
· создания гиперболизированного образа предмета, дополненного фантазией; обострения образной выразительности изображаемого объекта;
· наложения фантазийного фактурного образа на простой условный внешний контур стилизуемого объекта (дерево, камень, гранат);
· введения разномасштабности в художественное изображение (в контуре дерева - крупно - кора).
Подача графическая. Все задания выполняются на белом или тонированном листе формата А4. Используются разные графические материалы.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов стилизации растительных форм, продолжение работы по утвержденному варианту.
Раздел 3. Цветоведение
Колористическая композиция
Одним из важных разделов цветоведения является колористическая композиция. Колористическая композиция - это предложенное художником цветовое построение предмета. В прикладном искусстве она непосредственно зависит от природных и технологических возможностей конструкционного материала. Но цветовое решение должно исходить также из эстетических закономерностей цвета, создающих его художественную выразительность, и охватить специфические вопросы цветосочетаний и цветов.
Чтобы изучить эту тему учащиеся будут создавать заданные «колориты». «Колориты» - это упражнения с особой задачей, которые помогут научиться чувствовать цветовую объединенность сочетаемых элементов. Учащимся предстоит научиться целенаправленным набором цветов создавать определенно выраженный характер колорита.
3.1. Тема: Колорит монохромный. Создание монохромного колорита на заданную колористическую тему: исходный цвет как акцент.
Подача цветовая. Гуашь. Формат листа А4. Размещение на одном листе нескольких композиций. Создание коллекции сочетаний гармоничных цветов. Задание может выполняться традиционно в виде таблиц.
Творческое решение темы приветствуется.
Самостоятельная работа: выполнение графической разметки листов для работы в классе, выполнение «колоритов» на заданную тему (по аналогии с работой в классе).
3.2. Тема: Колорит в двухцветной гамме.Создание двухцветного колорита на заданную тему: «доминантный колорит с акцентом второго цвета (нюансный по светлоте, контрастный по светлоте)».
Подача цветовая – гуашь, формат листа А4. Размещение на одном листе нескольких «колоритов». Создание коллекции сочетаний гармоничных цветовых пар. Задание может выполняться традиционно в виде таблицы. Творческое решение темы приветствуется.
Самостоятельная работа: выполнение графической разметки листов для работы в классе, выполнение «колоритов» на заданную тему (по аналогии с работой в классе).
3.3. Тема: Колорит в полихромной гамме.Выполнение ряда упражнений на заданную колористическую тему.
Упражнения являются соединительным звеном между абстрактными композициями и композиционной разработкой эскиза. При составлении колоритов условия группировки элементов обеспечивают свободу в подборе цвета и его можно связать с идеей и образами задуманной композиции.
Упражнения дают цветовой материал, который можно использовать в творческом задании и применить в разработке эскизов.
Варианты« колоритов»:
· полихромный, аналогичный, нюансный;
· полихромный, аналогичный, контрастный;
· полихромный с психологической окраской (весело – грустно, спокойно - беспокойно, празднично – буднично);
· полихромный с определенной физической аналогией («легко – тяжело», «тепло – холодно», «быстро – медленно», «далеко – близко», «сухо – влажно»).
Подача цветовая, гуашь, формат листа А4. Размещение на одном листе нескольких композиций. Создание коллекции тематических «колоритов».
Задание может выполняться традиционно в виде таблицы.
Творческое решение темы приветствуется
Самостоятельная работа: выполнение графической разметки листов для работы в классе, выполнение «колоритов» на заданную тему (по аналогии с работой в классе)
Раздел 4. Орнамент