Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы
2.1. Тема: Рисунок с натуры.Рисунок с натурыцветка со стеблем из гербария или копирование ботанического рисунка.
Формат А4, карандаш, гелиевая ручка. Рисунок занимает ½ листа.
Подача графическая.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок растительных форм.
2.2. Тема: Силуэт.Плоскостное изображение выбранного объекта. Передача характерных особенностей цветка. Отсекание лишнего и незначительного.
Подача графическая (использование пятна).
Формат А4, карандаш, тушь, фломастер, белая бумага. Рисунок занимает ½ листа.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов силуэтного решения растительных форм.
2.3. Тема: Трансформация формы.Изменение силуэтной формы предмета за счет изменения пропорций объекта:
§ относительно вертикальной оси (расширение, сжимание);
§ изменение пропорций предмета относительно горизонтальной оси (вытягивание, сплющивание);
§ изменение пропорций между основными конструктивными элементами внутри изображаемого объекта.
Подача графическая (использование пятна и линии).
Формат А4, кисть, фломастер, белая бумага.
Самостоятельная работа: выполнение дополнительных вариантов трансформации растительных форм.
2.4. Тема: Геометризация формы.Приведениеизмененного по форме растительного объекта (цветка) к простейшим геометрическим формам:
§ кругу (овалу);
§ квадрату (прямоугольнику);
§ треугольнику.
Подача графическая.
Формат А4, фломастер, белая бумага.
Самостоятельная работа: выполнение дополнительных вариантов геометризации растительных форм.
Полученные в результате стилизации мотивы рекомендуется использовать далее в разделах «Цветоведение» и «Орнамент».
Раздел 3.Цветоведение
Характеристики цвета
Учащиеся должны усвоить такие характеристики как цветовой тон, светлота и насыщенность. Этими знаниями они овладевают в процессе практической работы.
Наряду с цветовым тоном, светлотой и насыщенностью цвет может вызывать не только цветовые ощущения, а, например, ощущения свежести, легкости.
Каждое задание включает себя создание колористической шкалы из 7- 9 оттенков заданного диапазона (основные группы цветов: теплые и холодные, насыщенные и ненасыщенные, выступающие и удаляющиеся и т.д.).
3.1. Тема: Цветовой круг. Знакомство учащихся с цветовым кругом и с цветом как художественным материалом. Выполнение цветового круга на восемь цветов.
Формат А4, гуашь, бумага, кисти.
Самостоятельная работа: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе на следующем уроке.
3.2. Тема: Основные группы цветов.Выделить основные группы цветов по зрительному впечатлению:
· красный,
· желтый,
· синий,
· зеленый.
Составить оттенки основных групп цветов.
Учитывая возраст учащихся, цветовая шкала может выполняться в необычной форме, например, в форме листа дерева, разделенного полосками.
Задания выполняются на формате А4 гуашевыми красками.
Самостоятельная работа: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе, выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).
3.3. Тема: Насыщенные и ненасыщенные цвета.Изменение насыщенности цвета на три ступени за счет добавления белой и черной красок (для основной группы цветов).
Формат А4, гуашь, кисти, белая бумага.
Самостоятельная работа: выполнение графической разметки формата для быстрой работы в классе, выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).
3.4. Тема: Темные и светлые цвета.Разделение цветов на темные и светлые: вырезать все имеющиеся оттенки цветов и разложить на средне - сером фоне, при этом:
· все цвета, которые на глаз будут казаться светлее фона, являются светлыми;
· все цвета, которые на глаз будут казаться темнее фона, можно назвать темными.
Задания выполняются на формате А4, аппликативно.
Самостоятельная работа: выполнение графической разметки формата, для быстрой работы в классе, выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).
3.5. Тема: Теплые и холодные цвета.Определение теплых и холодных оттенков цвета:
· все имеющиеся цвета разложить на средне - сером фоне;
· разделить на две группы - теплую и холодную;
· среди цветов можно выделить тепловые полюса (голубой - холодный, а оранжевый – теплый).
Задания выполняются на формате А4 аппликативно.
Получение тепло-холодных оттенков цвета: любой цвет (кроме «полюсных») растянуть в теплую и холодную стороны.
Формат А4. Подача цветовая. Гуашь, бумага, кисти.
Самостоятельная работа: выполнение заданных колористических композиций (по аналогии с работой в классе).
3.6. Тема: Декоративная выразительность цвета. Использование полученных знаний по цветоведению в творческой работе или выполнение стилизованного природного объекта (цветка) в цвете.
Формат А4, подача цветовая - гуашь, бумага, кисти.
Самостоятельная работа: продолжение работы по утвержденному варианту.
Все выполненные цветовые упражнения собираются в портфолио и используются на протяжении всего периода обучения как индивидуальное методическое пособие.
Раздел 4. Орнамент
Линейный орнамент
4.1. Тема: Виды орнамента.Знакомство учащихся с видами орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный), национальными признаками и символикой.
Самостоятельная работа: изучение литературы по истории и видам орнамента.
4.2. Тема: Орнаментальная полоса. Знакомство с принципами построения линейного орнамента:
· повторение;
· инверсия (обратное расположение);
· чередование;
· симметрия.
Освоение приемов получения орнамента:
· зеркальная симметрия;
· переносная симметрия;
· переносная симметрия с добавлением ритма в пределах ряда;
· сдвиг рядов;
· зеркальное отражение рядов;
· зеркальное отражение «зеркальной» пары;
· комбинация сдвига рядов и зеркального отражения.
Учащиеся фиксируют основные схемы построения орнамента. Выполнение схем построения орнамента условно.
Подача графическая - карандаш, фломастер. Размещаются на одном формате А4.
Самостоятельная работа: выполнение эскизов линейного орнамента по схеме
4.3. Тема: Орнаментальный мотив.Создание мотива для орнамента. Мотив выбирается из ранее стилизованных растительных форм. Мотив цветка корректируется и масштабируется для данной работы.
Формат А4, подача графическая.
Самостоятельная работа: продолжение работы над мотивом орнамента по утвержденному варианту.
4.4. Тема: Орнамент в полосе. Создание орнаментальной композиции. Выбор схемы для построения орнамента. Соответствие схемы мотиву.
Формат А4, работа выполняется в цвете, графике или аппликативно по выбору педагога.
Самостоятельная работа: продолжение работы над орнаментом по утвержденному варианту.
Созданный орнаментальный мотив может быть использован на уроках ремесла.
Второй год обучения
Раздел 1. Стилизация