СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: ПРОСТОТА – СЛОЖНОСТЬ

Членение и группировка

Известный композиционный прием – членение целого, т.е. разбивка его на ограниченное число групп, группировка элементов, – необходим, потому что при восприятии методом последовательного приближения осваивается целое. Этот метод обусловлен наличием физиологического порога восприятия, наш мозг одновременно может воспринять не более 5-7 элементов или групп одновременно. При большом количестве элементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «сгруппировать», чтобы опознать объект, является свойством человеческой психики. Закон группировки заключается в том, что, чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть воспринята и отделена от других элементов.

Группировка зависит от:
– пространственной близости элементов по отношению друг к другу;
– близости элементов друг другу по свойствам;
– стремления к «продолжению», «следованию законам», логически вытекающим из положения элемента;
– стремления к замкнутым фигурам (разрозненные элементы, разорванные линии стремятся визуально замкнуться и образовать фигуру).

Задание № 1. Простое – сложное.

Выполнить несколько композиций, в которых свойства обеспечиваются:

– количеством элементов;

– формой элементов;

– степенью сложности связей между элементами;

– симметрией – асимметрией;

– группировкой;

– другими приемами.

СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: ТЯЖЕСТЬ – ЛЕГКОСТЬ

Закон гравитации и его роль в восприятии композиции

В композиционном построении находят свое отражение основопо-лагающие физические законы природы. Одним из основополагающих законов природы, играющим важную роль в формообразовании органической и неорганической материи, а также проявляющимся во всех областях челове-ческой деятельности, является закон гравитации. Он проявляется во всем, начиная с расположения и движения планет, и кончая строением тела насекомого. Законом гравитации, т.е. всемирного тяготения, объясняется, например, симметричность строения живых организмов (необходимость равновесия), обосновываются законы движения (законы механики) и законы небесной механики.

В искусстве закон гравитации определяет роль вертикали, горизонтали и диагонали в композиции, им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха и низа в композиции.

Задание № 2. Тяжелое – легкое.

Выполнить несколько композиций, в которых свойства обеспечиваются:

– степенью заполнения плоскости элементами;

– размерами элементов;

– тональными свойствами элементов;

– размещением элементов на плоскости;

– другими приемами.

Композиции расположить парами «простое – сложное» и «тяжелое – легкое» в соответствии с использованным приемом.

Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.

Элементы – простые геометрические формы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.

Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

СОЧЕТАНИЕ СВОЙСТВ КОМПОЗИЦИИ

Задание № 1. Сочетание свойств.

Выполнить несколько композиций, в которых сочетаются свойства:

а) статичность, сложность, легкость;

б) динамичность, простота, тяжесть;

в) динамичность, сложность, легкость...

Элементы – простые геометрические формы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.

АССОЦИАТИВНОЕ РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ КОМПОЗИЦИИ

Задание № 1. Выставочная афиша.

Выполнить несколько ассоциативных композиций – выставочных афиш на контрастные темы (например: «Природа», «Техника»...)

Задание № 2. Выставочная афиша с использованием шрифта и его выразительных возможностей.

Выполнить несколько ассоциативных композиций – выставочных афиш с использованием шрифта.

Задание №3. Композиция, ассоциативно раскрывающая смысл поэтической фразы.

Выполнить несколько ассоциативных композиций с использованием поэтической фразы. При выборе поэтического источника стремиться к максимально широкому диапазону тематики и образных характеристик содержания.

Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.

Элементы – сложные графические элементы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.

Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

Наши рекомендации