Пять принципов гармонии в композиции
Равновесие
Состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу выразительности частей композиции. Выделяют статическое и динамическое равновесие.
Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.
Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.
Соподчинение элементов
Соподчинение – это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е. в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней, выделяют различные степени иерархии элементов:
1) двухуровневая (доминанта и второстепенные элементы);
2) трехуровневая (например: доминанта, акценты и второстепенные элементы).
Композиционный центр определяется:
– размером;
– положением на плоскости;
– формой, которая отличается от формы других элементов;
– фактурой, которая отличается от фактуры других элементов;
– тоном и цветом;
– сложностью формы и степенью проработки по отношению к второстепенным элементам.
Соразмерность
Понятие соразмерности связано с представлением о масштабности элементов относительно друг друга и целого. В ряде случаев инструментом обеспечения соразмерности служит модульная сетка.
Повторение целого в его частях
Элементы композиции должны обладать родственными качествами между собой и со всей композицией в целом. Объединяющими могут стать различные свойства – размерные, геометрические, цветовые, фактурные и т.д.
Единство
Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности, Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.
Основные черты принципа единства:
1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов;
2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции.
Задание № 1. Равновесие.
Выполнить 3 композиции:
1) отсутствие равновесия;
2) равновесие, основанное на симметрии относительно вертикальной оси,
расположенной по центру формата;
3) равновесие в ассиметричной композиции.
Задание № 2. Соподчинение: композиционный центр.
Выполнить 4 композиции:
1) композиционный центр по размеру;
2) композиционный центр по тону;
3) композиционный центр по сложности формы;
4) композиционный центр по положению на плоскости.
Задание № 2а. Соподчинение: иерархия.
Выполнить 3 композиции:
1) 2-уровневая иерархия;
2) 3-уровневая иерархия;
3) 5-уровневая иерархия.
Задание № 3. Соразмерность.
Выполнить 3 композиции на различных модульных сетках:
1) квадратная;
2) прямоугольная;
3) треугольная.
Задание № 4. Повторение целого в его частях.
Выполнить 4 композиции:
1) повторение свойств геометрической формы;
2) повторение пропорциональных свойств;
3) повторение графической фактуры;
4) по выбору автора.
Задание № 5. Единство как результат соблюдения четырех предыдущих принципов.
Выполнить 5 композиций:
1) гармоничная композиция с соблюдением 4 принципов;
2) фрагменты (кадрировки) – не менее 2-х;
3) дополнения и удаления элементов композиции – не менее 2-х.
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы – простые геометрические формы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: СТАТИЧНОСТЬ – ДИНАМИЧНОСТЬ
Динамичность
Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед – динамичности. Но если параллелепипед положить плашмя, исчезает односторонняя направленность формы, и мы получаем статичный объем.
Статичность
Статичность – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.
Симметрия и асимметрия
Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения.
Асимметрия – это вариант композиции, сочетание и расположение элементов которой не подчиняется точкам, осям, плоскостям симметрии.
Задание № 1. Статичность.
Выполнить несколько композиций, в которых статичность обеспечивается:
– положением основных осей;
– равновесием и симметрией;
– пропорциями элементов;
– формой элементов;
– положением элементов на плоскости;
– другими приемами.
Задание № 2. Динамичность.
Выполнить несколько композиций, в которых динамичность обеспечи-вается:
– положением основных осей;
– динамическим равновесием и асимметрией;
– пропорциями элементов;
– формой элементов;
– положением элементов на плоскости;
– другими приемами.
Композиции расположить парами «динамичность – статичность» в соот-ветствии с использованным приемом.
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы – простые геометрические формы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.