Пять принципов гармонии в композиции

Равновесие

Состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу выразительности частей композиции. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Соподчинение элементов

Соподчинение – это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е. в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней, выделяют различные степени иерархии элементов:

1) двухуровневая (доминанта и второстепенные элементы);

2) трехуровневая (например: доминанта, акценты и второстепенные элементы).

Композиционный центр определяется:

– размером;

– положением на плоскости;

– формой, которая отличается от формы других элементов;

– фактурой, которая отличается от фактуры других элементов;

– тоном и цветом;

– сложностью формы и степенью проработки по отношению к второстепенным элементам.

Соразмерность

Понятие соразмерности связано с представлением о масштабности элементов относительно друг друга и целого. В ряде случаев инструментом обеспечения соразмерности служит модульная сетка.

Повторение целого в его частях

Элементы композиции должны обладать родственными качествами между собой и со всей композицией в целом. Объединяющими могут стать различные свойства – размерные, геометрические, цветовые, фактурные и т.д.

Единство

Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности, Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

Основные черты принципа единства:

1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов;

2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции.

Задание № 1. Равновесие.

Выполнить 3 композиции:

1) отсутствие равновесия;

2) равновесие, основанное на симметрии относительно вертикальной оси,

расположенной по центру формата;

3) равновесие в ассиметричной композиции.

Задание № 2. Соподчинение: композиционный центр.

Выполнить 4 композиции:

1) композиционный центр по размеру;

2) композиционный центр по тону;

3) композиционный центр по сложности формы;

4) композиционный центр по положению на плоскости.

Задание № 2а. Соподчинение: иерархия.

Выполнить 3 композиции:

1) 2-уровневая иерархия;

2) 3-уровневая иерархия;

3) 5-уровневая иерархия.

Задание № 3. Соразмерность.

Выполнить 3 композиции на различных модульных сетках:

1) квадратная;

2) прямоугольная;

3) треугольная.

Задание № 4. Повторение целого в его частях.

Выполнить 4 композиции:

1) повторение свойств геометрической формы;

2) повторение пропорциональных свойств;

3) повторение графической фактуры;

4) по выбору автора.

Задание № 5. Единство как результат соблюдения четырех предыдущих принципов.

Выполнить 5 композиций:

1) гармоничная композиция с соблюдением 4 принципов;

2) фрагменты (кадрировки) – не менее 2-х;

3) дополнения и удаления элементов композиции – не менее 2-х.

Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.

Элементы – простые геометрические формы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.

Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: СТАТИЧНОСТЬ – ДИНАМИЧНОСТЬ

Динамичность

Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед – динамичности. Но если параллелепипед положить плашмя, исчезает односторонняя направленность формы, и мы получаем статичный объем.

Статичность

Статичность – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.

Симметрия и асимметрия

Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения.

Асимметрия – это вариант композиции, сочетание и расположение элементов которой не подчиняется точкам, осям, плоскостям симметрии.

Задание № 1. Статичность.

Выполнить несколько композиций, в которых статичность обеспечивается:

– положением основных осей;

– равновесием и симметрией;

– пропорциями элементов;

– формой элементов;

– положением элементов на плоскости;

– другими приемами.

Задание № 2. Динамичность.

Выполнить несколько композиций, в которых динамичность обеспечи-вается:

– положением основных осей;

– динамическим равновесием и асимметрией;

– пропорциями элементов;

– формой элементов;

– положением элементов на плоскости;

– другими приемами.

Композиции расположить парами «динамичность – статичность» в соот-ветствии с использованным приемом.

Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.

Элементы – простые геометрические формы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.

Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

Наши рекомендации