Сущность понятия «композиция»
ПРОПЕДЕВТИКА
(ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ)
Методические указания по выполнению упражнений
студентами 1 курса по направлению подготовки 072500 «Дизайн»
Челябинск
Издательский центр ЮУрГУ
УДК 72.04(075.8)
Л55
Одобрено
учебно-методической комиссией
архитектурного факультета
Рецензент:Одношовина Ю.В., канд. культурологии, зав. кафедрой дизайна РБИУ
Пропедевтика (основы композиции): методические указания
Л55 по выполнению упражнений студентами 1 курса по направлению подготовки 072500 «Дизайн» / сост.: И.С. Ли. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. — 16 с.
Целью методических указаний является оказание помощи студентам архитектурного факультета в выполнении упражнений по дисциплине «Пропедевтика (основы композиции)» разработанных на основе требований ФГОС ВПО по направлению 072500 «Дизайн», профили подготовки дизайн среды, промышленный дизайн, графический дизайн (степень «бакалавр»). В методических указаниях отражены состав и требования к выполнению упражнений; рассмотрены основные понятия дисциплины; даны необходимые теоретические положения; приведены необходимые справочные материалы.
УДК 72.04(075.8)
© Издательский центр ЮУрГУ, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Сущность понятия «композиция»
Композиция – это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые, вместе взятые, составляют определенную форму. Термин «композиция» применяется в двух аспектах:
– целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением;
– важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения (рис. 1).
Рис. 1. Структура основных композиционных понятий
Сущность понятия «гармония»
Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.
Сущность понятия «формальная композиция»
Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:
– характеристики и свойства элементов композиции;
– структурную организацию элементов композиции.
ТИПЫ КОМПОЗИЦИЙ: ОТКРЫТАЯ, ЗАКРЫТАЯ
Задание № 1. Степень связи между элементами и ее влияние на открытость или замкнутость (закрытость) композиции.
Выполнить 4 композиции с участием одного набора элементов:
1) полное (подчеркнутое) отсутствие связей между элементами, независимость;
2) намеченные визуальные связи между элементами;
3) визуальный («физический») контакт элементов – касание, соприкосновение, наложение;
4) «монолит», т.е. слияние элементов в группу – врезка, спайка, сборка.
Задание № 2. Влияние композиционного центра на открытость/закрытость композиции.
Выполнить 4 композиции с участием одного набора элементов,
но с изменением одного из них, играющего роль композиционного центра:
от «сильного» центра, подчиняющий себе «беспрекословно» до «слабого» центра, едва выделяющийся среди остальных элементов и «разброд» последних.
Элементы – простые геометрические фигуры.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ГАРМОНИИ В КОМПОЗИЦИИ
Равновесие
Состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу выразительности частей композиции. Выделяют статическое и динамическое равновесие.
Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.
Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.
Соподчинение элементов
Соподчинение – это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е. в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней, выделяют различные степени иерархии элементов:
1) двухуровневая (доминанта и второстепенные элементы);
2) трехуровневая (например: доминанта, акценты и второстепенные элементы).
Композиционный центр определяется:
– размером;
– положением на плоскости;
– формой, которая отличается от формы других элементов;
– фактурой, которая отличается от фактуры других элементов;
– тоном и цветом;
– сложностью формы и степенью проработки по отношению к второстепенным элементам.
Соразмерность
Понятие соразмерности связано с представлением о масштабности элементов относительно друг друга и целого. В ряде случаев инструментом обеспечения соразмерности служит модульная сетка.
Единство
Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности, Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.
Основные черты принципа единства:
1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов;
2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции.
Задание № 1. Равновесие.
Выполнить 3 композиции:
1) отсутствие равновесия;
2) равновесие, основанное на симметрии относительно вертикальной оси,
расположенной по центру формата;
3) равновесие в ассиметричной композиции.
Задание № 2. Соподчинение: композиционный центр.
Выполнить 4 композиции:
1) композиционный центр по размеру;
2) композиционный центр по тону;
3) композиционный центр по сложности формы;
4) композиционный центр по положению на плоскости.
Задание № 2а. Соподчинение: иерархия.
Выполнить 3 композиции:
1) 2-уровневая иерархия;
2) 3-уровневая иерархия;
3) 5-уровневая иерархия.
Задание № 3. Соразмерность.
Выполнить 3 композиции на различных модульных сетках:
1) квадратная;
2) прямоугольная;
3) треугольная.
Задание № 4. Повторение целого в его частях.
Выполнить 4 композиции:
1) повторение свойств геометрической формы;
2) повторение пропорциональных свойств;
3) повторение графической фактуры;
4) по выбору автора.
Задание № 5. Единство как результат соблюдения четырех предыдущих принципов.
Выполнить 5 композиций:
1) гармоничная композиция с соблюдением 4 принципов;
2) фрагменты (кадрировки) – не менее 2-х;
3) дополнения и удаления элементов композиции – не менее 2-х.
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы – простые геометрические формы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
Динамичность
Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед – динамичности. Но если параллелепипед положить плашмя, исчезает односторонняя направленность формы, и мы получаем статичный объем.
Статичность
Статичность – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.
Симметрия и асимметрия
Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения.
Асимметрия – это вариант композиции, сочетание и расположение элементов которой не подчиняется точкам, осям, плоскостям симметрии.
Задание № 1. Статичность.
Выполнить несколько композиций, в которых статичность обеспечивается:
– положением основных осей;
– равновесием и симметрией;
– пропорциями элементов;
– формой элементов;
– положением элементов на плоскости;
– другими приемами.
Задание № 2. Динамичность.
Выполнить несколько композиций, в которых динамичность обеспечи-вается:
– положением основных осей;
– динамическим равновесием и асимметрией;
– пропорциями элементов;
– формой элементов;
– положением элементов на плоскости;
– другими приемами.
Композиции расположить парами «динамичность – статичность» в соот-ветствии с использованным приемом.
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы – простые геометрические формы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
Членение и группировка
Известный композиционный прием – членение целого, т.е. разбивка его на ограниченное число групп, группировка элементов, – необходим, потому что при восприятии методом последовательного приближения осваивается целое. Этот метод обусловлен наличием физиологического порога восприятия, наш мозг одновременно может воспринять не более 5-7 элементов или групп одновременно. При большом количестве элементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «сгруппировать», чтобы опознать объект, является свойством человеческой психики. Закон группировки заключается в том, что, чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть воспринята и отделена от других элементов.
Группировка зависит от:
– пространственной близости элементов по отношению друг к другу;
– близости элементов друг другу по свойствам;
– стремления к «продолжению», «следованию законам», логически вытекающим из положения элемента;
– стремления к замкнутым фигурам (разрозненные элементы, разорванные линии стремятся визуально замкнуться и образовать фигуру).
Задание № 1. Простое – сложное.
Выполнить несколько композиций, в которых свойства обеспечиваются:
– количеством элементов;
– формой элементов;
– степенью сложности связей между элементами;
– симметрией – асимметрией;
– группировкой;
– другими приемами.
Задание № 2. Тяжелое – легкое.
Выполнить несколько композиций, в которых свойства обеспечиваются:
– степенью заполнения плоскости элементами;
– размерами элементов;
– тональными свойствами элементов;
– размещением элементов на плоскости;
– другими приемами.
Композиции расположить парами «простое – сложное» и «тяжелое – легкое» в соответствии с использованным приемом.
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы – простые геометрические формы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
Задание № 1. Сочетание свойств.
Выполнить несколько композиций, в которых сочетаются свойства:
а) статичность, сложность, легкость;
б) динамичность, простота, тяжесть;
в) динамичность, сложность, легкость...
Элементы – простые геометрические формы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.
Задание № 1. Выставочная афиша.
Выполнить несколько ассоциативных композиций – выставочных афиш на контрастные темы (например: «Природа», «Техника»...)
Задание № 2. Выставочная афиша с использованием шрифта и его выразительных возможностей.
Выполнить несколько ассоциативных композиций – выставочных афиш с использованием шрифта.
Задание №3. Композиция, ассоциативно раскрывающая смысл поэтической фразы.
Выполнить несколько ассоциативных композиций с использованием поэтической фразы. При выборе поэтического источника стремиться к максимально широкому диапазону тематики и образных характеристик содержания.
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы – сложные графические элементы, цветность – градации серого, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
Статический ритм – метр
Состоит из элементов, повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными (рис. 2).
Динамический ритм
Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно (рис. 3). Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число) прогрессии (рис. 3).
Рис. 3. Динамический ритм.
Задание № 1. Метр и ритм.
Выполнить ряд композиций:
– метр как повтор элементов и интервалов между ними без изменений;
– ритм, как закономерное изменение свойств:
а) размеров элементов;
б) интервалов между ними;
в) тона;
г) цвета;
д) положения элементов в пространстве.
Элементы – простые геометрические формы, цвет, формат в пределах А6.
Задание № 2. Ассоциативное раскрытие темы композиции с помощью ритма.
Выполнить несколько тематических композиций, в которых ритм являлся бы ведущим средством раскрытия темы.
Варианты тем: «Город», «Завод», «Прогресс», «Джаз», «Вальс»...
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы –сложные графические элементы, цвет, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
КОНТРАСТ – НЮАНС
Контраст
Контраст – резкое различие элементов, предметов, форм и их свойств по следующим параметрам: размер, форма, тон, цвет, положение в пространстве и т.д. Выделяют:
– одномерный контраст – противопоставление по одному параметру;
– многомерный контраст – противопоставление по нескольким параметрам.
Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.
Нюанс
Нюанс – незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, чем различия.
Тождество
Тождество – повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...).
Композиция, лишенная контрастов, невыразительна. Композиция, лишенная нюансов, груба.
Задание № 1. Контраст и нюанс.
Выполнить 7 пар композиций, построенных на контрасте или нюансе:
а) размера элементов;
б) геометрической формы элементов;
в) пропорциональных отношений;
г) положения элементов в пространстве;
д) тона;
е) цвета;
ж) фактуры.
Элементы – простые геометрические формы, цвет, формат в пределах А6.
Задание № 2. Контраст свойств.
Выполнить 3 композиции, в которых главным выразительным средством
является контраст следующих свойств:
а) простое – сложное;
б) тяжелое – легкое;
в) статичное –динамичное;
Стремиться к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы – сложные графические элементы, цвет, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Композиционное построение художественного произведения – одно из важнейших средств искусства. «Подражая отдельным принципам строения органической и неорганической природы, человек делает композицию основой художественного творчества, средством выражения, своего отношения к действительности», – писал М. Алпатов.
В художественном произведении мы видим преображенную действительность. Условность – язык искусства. Но эта условность отражает реальность, объективно существующую в природе и в сознании человека и являющуюся материалом для искусства.
Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием.
Цель композиции в дизайне – утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.
Структура вещи, формируемая по законам композиции, получает такие функциональные и конструктивные особенности, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи. Композиционный поиск в художественном проектировании направлен на придание форме свойств, обеспечивающих получение потребителем полезных эффектов.
Композицию понимают в области искусства как систему построения художественного произведения. Это понятие применимо к процессу проектирования, к проекту и самому изделию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Голубева, О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
2. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория [Текст]: учеб. пособие для вузов архитектур. и дизайн. специальностей / Н.А. Ковешникова. – М.: Омега-Л, 2008. – 223 с.
3. Михайлов, С.М. Основы дизайна: учеб. пособие для вузов / С.М. Михайлов, Л.М. Кулеева. – М.: Союз дизайнеров, 2002. – 240 с.
4. Паранюшкин, Р.В. Композиция / Р.В. Паранюшкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 80 с.
5. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композици-онно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности "Дизайн" / В.Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 239 с.
6. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: Основы теории: учеб. пособие / В.Т. Шимко; Моск. архитектур. ин-т (Гос. акад.). – М.: Архитектура-С, 2004. – 296 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................................................................... 3
1. Типы композиций: открытая, закрытая................................................... 5
2. Пять принципов гармонии в композиции................................................ 5
3. Свойства композиции: статичность – динамичность............................... 8
4. Свойства композиции: простота – сложность.......................................... 9
5. Свойства композиции: тяжесть – легкость............................................... 9
6. Сочетание свойств композиции.............................................................. 10
7. Ассоциативное раскрытие темы композиции........................................ 10
8. Ритм и его роль в композиции................................................................ 11
9. Контраст – нюанс.................................................................................... 13
Заключение.................................................................................................. 14
Библиографический список......................................................................... 15
ПРОПЕДЕВТИКА
(ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ)
Методические указания по выполнению упражнений
студентами 1 курса по направлению подготовки 072500 «Дизайн»
Челябинск
Издательский центр ЮУрГУ
УДК 72.04(075.8)
Л55
Одобрено
учебно-методической комиссией
архитектурного факультета
Рецензент:Одношовина Ю.В., канд. культурологии, зав. кафедрой дизайна РБИУ
Пропедевтика (основы композиции): методические указания
Л55 по выполнению упражнений студентами 1 курса по направлению подготовки 072500 «Дизайн» / сост.: И.С. Ли. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. — 16 с.
Целью методических указаний является оказание помощи студентам архитектурного факультета в выполнении упражнений по дисциплине «Пропедевтика (основы композиции)» разработанных на основе требований ФГОС ВПО по направлению 072500 «Дизайн», профили подготовки дизайн среды, промышленный дизайн, графический дизайн (степень «бакалавр»). В методических указаниях отражены состав и требования к выполнению упражнений; рассмотрены основные понятия дисциплины; даны необходимые теоретические положения; приведены необходимые справочные материалы.
УДК 72.04(075.8)
© Издательский центр ЮУрГУ, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Сущность понятия «композиция»
Композиция – это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые, вместе взятые, составляют определенную форму. Термин «композиция» применяется в двух аспектах:
– целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением;
– важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения (рис. 1).
Рис. 1. Структура основных композиционных понятий
Сущность понятия «гармония»
Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.