Обратим внимание на последние слова Ф. Э. Баха Они выдает страстную натуру, которая не выносит простого ровного мелодического распевного музицирования. Для него распев был бы скучен.

До XVIII-XIX веков большинство музыкальных произведений сопровождались текстами. Музыка «создавалась» отталкиваясь от смысла.слов . Это было характерно , например для другого Баха, - И. С. Баха который отталкивался от «аффекта слов» ( по мнению М. Друскина, исследователя Баховского наследия) . Даже, нам знакомые, знаменитые хоральные прелюдии, хоралы…. были сотворены со словами, которые, в период секуляризации сознания, через пару веков стали не нужны, и воспроизводятся под любой образ, но одновременно заброшены слова о Боге, как они первоначально были написаны И.С. Бахом , например, в хоралах для Страстной недели.

Но для нашего православного древнерусского распева украшательства не нужны, украшения были отброшены Церковью ( напомним Указ Священного Синода от 19 апреля 1850г. о недопустимости партеса в церковном пении.). С наших позиций это означает недопустимость дробления ломки сверхмедленной ритмической колебательной активности психофизиологии человека.

Многие начинающие воцерковлятся православные отмечают, что трудно выстоять длинную монастырскую службу и гораздо легче в приходском храме, хотя причина здесь не во времени службы. А в форме исполнения песнопений. Распев поврежденному грехом человеку дается кратковременно как благодать, а далее, по мере погружения переживания в смысл поющих слов (если они осознанно воспринимаются), сопереживание песнопению противится поврежденному грехом человеку, и только покаяние(то, ради чего пришел человек в храм ) позволяет выдержать вначале всю службу до конца, Но по мере очищения от греха, служба становится все легче и радостнее (радость сквозь слезы, - как эмоциональное естество православия). Здесь дело только во внутренней ритмике - естественной в распевах, или в поврежденной грехом в концертах (партесе), более эмоциональной, раскованной, внешне красивой, иногда (на праздниках) экзальтированной.

Православная точка зрения на высшую форму песнопений – знаменное пение, отражена в статьях пяти регентов:

Кутузова Б. П. «О возрождении знаменного пения в церковном богослужении» http://st-jhouse.narod.ru/biblio/texts.htm и «Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия.» http://www.rus sky.com/forum/viewtopic.

На сайтах «Древний глас», (Форум любителей Древнерусской певческой культуры http://drevglas.narod.ru/public.html. «Крылошанин» (Страницы для любителей древнего православного церковного пения http://kryloshanin.narod.ru/ ) выставлены программные статьи:

Дмитрий Болгарский, регент хора Свято-Троицкого Ионинского монастыря (г. Киев) «Значение церковного пения в Православном богослужении» ;

В. П. Мельник, преподаватель Одесской духовной семинарии, «О чине богослужебного пения»;

Анатолий Гринденко, регент хора «Древнерусский распев» (г..Москва) «Пути возрождения древнерусского богослужебного пения»;

Игорь Сахно, регент хора Храма Трех святителей (г. Харьков) «Богослужебное пение и Церковное Предание» и иных авторов…

Примеры «музыкального периода» знаменного распева и партеса.

Обратим внимание на последние слова Ф. Э. Баха Они выдает страстную натуру, которая не выносит простого ровного мелодического распевного музицирования. Для него распев был бы скучен. - student2.ru

Амплитудный а частотный​ фрагмент пения «Аз зрех Господи…» из Великого славословия (Струмского) в исполнении Бориса Христова.

Усеченный временной музыкальный период около 5 секунд. ( пример партеса)

Обратим внимание на последние слова Ф. Э. Баха Они выдает страстную натуру, которая не выносит простого ровного мелодического распевного музицирования. Для него распев был бы скучен. - student2.ru

Борис Христов «Великое славословие» (Струмского) из Всенощного Бдения».

Пример певческого голоса на первых слогах, атака - повышение амплитуды на верхней певческой форманте около 3 кгц.

В спектре эта атака не везде, что отражает повествовательность, молитвенность пения с поставленным дыханием, (пел его отец и дед в церковном хоре), но и страстность , которая связанна с усеченным музыкальным периодом, заданным исполняемым произведением.

Музыкальный период составляет около 5 секунд, что отражает партесную форму пения…

-------------------------------------------------------------------------------------

Большинство записей на компакт кассетах или СД произведений знаменного распева поется в партесном психофизиологическом времени. Т. е. когда «музыкальный период» составляет менее 7-8 секунд. Это характерно, как для теоретиков истории знаменного распева, например, регента Кутузова на его СД., так и для практиков, Валаамских исполнителей, Соловецких, Киевских ,…распевов, Распевов в наших поместных патриархиях: сербские, болгарские, грузинские,… Поэтому можно обозначить современный этап исполнения знаменного распева как поисковый, неравномерный (в душе звучит зачастую, партес, как немного усеченный временной музыкальный период, Причин этому слишком много…)

Приведу нам близкий пример возможности и проблематичности исполнения знаменного распева на кафедре знаменного распева в СПб консерватории:

Обратим внимание на последние слова Ф. Э. Баха Они выдает страстную натуру, которая не выносит простого ровного мелодического распевного музицирования. Для него распев был бы скучен. - student2.ru

«Господи сил с нами будет …» регент Татьяна Швец

амплитудный и частотный фрагмент « Всякое дыхание да хвалит Господа»

Обратим внимание на последние слова Ф. Э. Баха Они выдает страстную натуру, которая не выносит простого ровного мелодического распевного музицирования. Для него распев был бы скучен. - student2.ru

«Господи сил с нами будет…» регент Татьяна Швец.

Частотный и амплитудный спектр на первый повтор : «Хвалите…»

1. Атака амплитудная с начала слова с первой секунды, что говорит о работе на связках, а не на дыхании. Т.е. основная задача ставится на произношение слов, а не на смысл слов ( дело в том, что смысл слова связан с дыханием, и перевод внимания на смысл, т. е. молитвенность пения, автоматически удлиняет период). Для главной цели - обучения - задача полностью выполнена.

2. Голоса не «полетные», а обычные, т. к. верхняя певческая форманта в районе 3 кгц не выявлена, а в потоке общей группы гармоник и обертонов, с небольшим естественным амплитудным возвышением на 1 и 2 кгц. Что говорит о доступности каждому человеку петь знаменным распевом.

3. Временной поток представляет собой усеченный музыкальный период в 4 – 5 секунд характерный для партеса ( и классической музыки)., но не для знаменного распева, где околодесятисекундный ритм. ( 9,10,11 с.). Также этот период отражает страстность (суетливость, спешку )…

----------------------------------------------------------------------------------------

Обратим внимание на последние слова Ф. Э. Баха Они выдает страстную натуру, которая не выносит простого ровного мелодического распевного музицирования. Для него распев был бы скучен. - student2.ru

«Се жених грядет в полуночи» (№1), регент Ирина Болдышева. ( СД - Детско-юношеский хор св. Иоанна Дамаскина Собора Владимирской иконы Божией Матери. СПб 2004г.)

Данный тропарь византийского распева имеет декасекундный период (как психофизиологическая норма), но с 5 секундным дыхательным полупериодом, как вспомогательным.

Обратим внимание на последние слова Ф. Э. Баха Они выдает страстную натуру, которая не выносит простого ровного мелодического распевного музицирования. Для него распев был бы скучен. - student2.ru

«Тако да погибнут грешницы…Мироносицы жены» ( №16) регент Ирина Болдышева. ( СД - Детско-юношеский хор св. Иоанна Дамаскина Собора Владимирской иконы Божией Матери. СПб 2004г.)

Здесь период составляет около 4 секунд, т.е. распев в партесном психофизиологическом периоде.

Анализ многих записей знаменного распева позволяет сделать выводы:

1. что все сушествующие записи предназначены только для научения. Но при этом, крайне необходимо сформировать банк эталонов знаменного распева по «музыкальному периоду» с «психофизиологической нормой организма», совпадающему с молитвенным содержанием пения, а для образцов пения требуется глубокий этап воцерковленности, веры, что выражается, прежде всего, в неспешности пения.

2. Всеобщая доступность знаменного распева православным христианам. Естественный диапазон голоса знаменного распева менее октавы позволяет любому верующему человеку ( вне зависимости от степени поврежденности своего голосового аппарата ) выражать свое молитвенное состояние распевами, сохраняя молитвенную непрерывность.

3. В дальнейшем для научения можно использовать дистантную акустическую аппаратную омегаметрию,которая позволяет на определенном расстоянии от человека диагностировать сверхмедленную ритмическую психофизиологическую активность человека и сигнализировать о различении партеса и распева - как в процессе пения, так и в процессе слушания и сопереживания. Как в целях обратной связи. Так и в целях контроля в процессе обучения.

4. Необходимо шире рекламировать, пропагандировать распевные формы пения для всеобщего доступа с точки зрения медицинской пользы, кроме возвращения к историческим истокам церковного пения. Экспертизы показали благотворность сопереживания знаменного распева для синхронизации асимметрии активности полушарий мозга, в кардиологии, и при большинстве заболеваний ( что отражено в наших публикациях).

Св. Григорий Синаит :

«Тем, кто не знает молитвы ( не испытывали ее силы и действия ), которая, по св. Иоанну Лествичнику, есть источник добродетели, напояющей, как произрастения, душевные силы наши, подобает много петь, без меры петь, всегда быть занятым разными деланиями и никогда не знать покоя от них, пока от многого притруднаго действования, вступят в состояние созерцания, обретши умную молитву, действующую внутри них». ( О прелести. М, 1988 г. с..219-220).

Для православных христиан ( в первые десятилетия своего воцерковления, ибо христианин - он всегда вначале…) не только пение, но и сопереживание ( молитвенное) услышанному православному пению как бы замещает молитву…. Поэтому мы и занимаемся исследованием не только «живых» песнопений, но и с помощью техники, в записях: на магнитных и цифровых носителях.

Наши рекомендации