Основ музыкальной культуры детей
Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. В программе "Музыкальные шедевры" предложена системаформирования основ музыкальной культуры дошкольников (содержание, принципы, методы и формы). Предложены новые методы формирования основ музыкальной культуры дошкольников: метод контрастного сопоставления произведений и метод уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательное уподобление, тактильное уподобление, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное уподобление, интонационное, цветовое, полихудожественное уподобление) (Эти методы формирования основ музыкальной культуры дошкольников рассматриваются, в программе «Музыкальные шедевры»).
В одной, из общепринятых распространенных в педагогике классификаций различают наглядный, словесный и практический методы.
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картин, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой— важнейший метод формирования основ музыкальной культуры детей. Применение зрительной, наглядности имеет вспомогательное значение.
Музыка, в силу специфики этого искусства, требует посредника между композитором и слушателями. Этот посредник — исполнитель. Только он может вдохнуть жизнь в музыкальное произведение, оживить, озвучить его. Такое соучастие в процессе воссоздания произведения, написанного композитором, накладывает на исполнителя большую ответственность за качество прочтения авторского текста! Как часто, к сожалению, можно услышать в практике работы дошкольных учреждений невыразительное, безграмотное исполнение музыки детям! И хотя затем педагог методически верно строит беседу, применяет разнообразные дидактические приемы, все это не принесет пользы, если сама музыка не вызвала в детях эмоционального отклика, сопереживания.
А.Рубинштейн называл исполнение вторым творением, сравнивал исполнителя с актером.
По мнению Б.Асафьева, именно исполнительская интонация привносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актерском сценическом искусстве. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью, наличием небольших пауз, акцентов, повышением высоты. Музыка, передающая взволнованность, смятение, обычно отличается теми же чертами: она льется "на одном дыхании", почти без пауз или с короткими паузами, в быстром темпе, с акцентами. Скорбная речь человека тиха, прерывается возгласами, паузами. Музыка скорбного, печального характера обычно тоже медленная, тихая, с остановками, интонациями вздоха, плача.
Б.Асафьев употребляет понятие интонация в двух значениях: первое - "зерно-интонация" — наименьшая выразительно-смысловая частица, "клеточка" образа (например, интонация малой секунды с акцентом на первом звуке обычно выражает боль, вздох, плач; интонация восходящей кварты) с акцентом на втором звуке — активное начало).
Второе значение интонации — интонирование, равное протяженности музыкального произведения. Создавая музыку, композитор интонирует внутри себя или импровизируя за фортепиано. Слушатель интонирует "на память", напевая или наигрывая то, что оставило впечатление.
Индивидуальность каждого исполнения исходит из своеобразия интонирования музыкального образа (в пределах выполнения всех указаний композитора). Одно и то же музыкальное произведение звучит по-разному в зависимости от избранной исполнителем интонации. Например, "Вальс" Д.Кабалевского ре минор (в пределах указанных композитором ремарок) можно сыграть спокойно, просветленно, лирично, нежно, а можно — чуть-чуть более
Взволнованно, трепетно. Дети воспринимают произведение в выбранной исполнителем интерпретации, поэтому необходимо учитывать возможности их восприятия. При исполнении вальса в старшей группе детского сада, вероятно, приемлемы оба варианта трактовки — дети этого возраста в состоянии прочувствовать и осознать и то и другое настроение музыки.
Исполнение на пределе технических возможностей музыканта не всегда достигает желаемого результата, так как дети могут воспринять пьесу, сыгранную в предельно быстром темпе, как сумбурное, неясное звучание, не почувствовать выразительности музыки. Необходимо увлечь их игрой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы оно было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмыслено, прочувствовано им.
Большое значение имеет выбор темпа, сохранение свежести, : неувядаемости исполнительских красок, несмотря на то, что большая часть репертуара звучит на протяжении ряда лет.
На занятиях широко используются грампластинки и магнитофонные записи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с "живым" исполнением. Так, музыкальное произведение в интерпретации педагога (фортепиано) можно сравнить с грамзаписью (оркестр, хор). Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения (метод контрастных сопоставлений).
Симфоническую музыку лучше слушать в записи (или давать в сравнении с фортепианным звучанием), чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Кроме этого, у педагога появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, разумеется, не со всеми сразу, а постепенно — с теми, роль которых в создании музыкального образа наиболее значительна.
Применение зрительной наглядностиимеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.
Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) будут рассмотрены ниже.
Значение словесного методав процессе формирования основ музыкальной культуры детей также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки (занятие действительно бессмысленное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми, сделать его эмоционально-осознанным. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.
Остановки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми. Умением увлечь детей беседой о музыкальном произведении, не вульгаризируя и не упрощая его содержания, владеет далеко не каждый музыкальный руководитель. Иногда беседа сводится к сообщению названия произведения, показу портрета композитора, игрушки, олицетворяющей персонаж пьесы или песни, а затем, при повторных прослушиваниях, к поискам изобразительных моментов и сюжетности. Нередко бывает и так — музыкальный руководитель не сообщает детям название пьесы и ее автора, а предлагает ответить на вопросы типа: "Что вы представляете себе, слушая это музыкальное произведение?", "Как бы вы назвали данную пьесу?"
Оба варианта беседы, несмотря на кажущееся различие, имеют общий недостаток: музыка предстает перед детьми как изображение конкретных явлений действительности и вне опоры на эмоционально-образное содержание.
В первом случае ребята ищут в музыке конкретные жизненные ситуации, во втором — ставятся в положение угадывателей названия пьесы. Это рождает у них неуверенность в своих способностях понимать музыку, так как, не зная названия произведения, угадать его очень трудно.
Видный музыкант-психолог Б.М. Теплов указывал на недопустимость применения такого "методического приема", так как "вместо того, чтобы слушать музыку как выражение определенного содержания (под содержанием подразумевается выражение чувств, эмоций, настроений), дети начинают тщетно искать в ней изобразительные намеки, подлежащие расшифровке на манер ребуса. Неудивительно, если в результате вырабатывается взгляд на музыку, как на язык темный, двусмысленный, неопределенный, если не вовсе бессодержательный".
Б.М. Теплов подчеркивал, что угадывание программы — занятие праздное и, в сущности, антимузыкальное, так как в основе его лежит стремление подойти к музыке не как к искусству выражения, а как к искусству изображения или обозначения. Но знание программы есть необходимое условие полноценного и адекватного восприятия программной музыки. Название пьесы (если оно имеется у композитора) необходимо сообщить детям перед ее слушанием.
Беседа может включить в себя: сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Не отрицая важности этих знаний, хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений и чувств, которые выражены в музыкальном произведении. В силу специфики музыки как вида искусства именно это направление должно являться ядром беседы о ее содержании (словесное уподобление характеру звучания музыки). Пояснения, которые характеризуют эмоциональную сферу музыки, следует считать важнейшими, углубляющими ее восприятие, развивающими эмоционально-оценочное отношение детей к музыке.
В детском саду предлагается использовать на занятиях взаимосвязанные между собой темы: "Какие чувства передает музыка?" (первый квартал), "О чем рассказывает музыка?" (второй квартал) и "Как рассказывает музыка?" (третий квартал). (См.: Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.)
Эта последовательность тем может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению, изобразительных моментов (если они имеются), и, далее, средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом каждый раз беседу следует начинать с
определения характера произведения в целом (или его частей) и расширением определений, применяемых детьми.
Музыкальное искусство содержательно. Что мы понимаем под содержанием музыки? В своей книге "Психология музыкальных способностей" Б.М. Теплов пишет, что в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. Основа содержания музыки — выражение настроений, чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного — определения эмоционально-образного содержания музыки. Ярко выраженная изобразительность репертуара детского сада объясняется стремлением сделать, музыку доступнее детям, приблизить ее к знакомым им жизненным явлениям. Однако, если дети привыкнут всегда наблюдать в музыке только изобразительные моменты, то впоследствии, слушая классическую музыку (в которой программность и изобразительность представлены далеко не всегда) и не находя ее, они думают, что не понимают этой музыки.
В чем же выход? Отказаться от программности и изобразительности? Безусловно, нет (хотя непрограммной музыки в репертуаре детского сада все-таки очень мало). Важно дать детям понять, что, и изображая какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Шум ветра может быть передан в музыке ласкающим, нежным, приветливым, а может быть грозным, страшным, злым, сметающим все на своем пути. Такая изобразительная картина передает душевное смятение, тревогу, беспокойство.
Даже отдельное звукоподражание, например, мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым. Различение же этих эмоциональных состояний является чрезвычайно важным для понимания ребенком сущности музыкального искусства как искусства, выражающего чувства, переживания, настроения, существующие в реальной жизни, а не только изображающего конкретные явления действительности (что зачастую принимается за основу в беседе).
Не следует навязывать ребенку представление о музыке как о звуковой иллюстрации каких-либо явлений. Моменты изобразительности должны отмечаться в опоре на различение характера музыки, чувств, настроений, выраженных в ней.
Беседа направляется на то, чтобы восприятие музыки становилось более дифференцированным. При повторных прослушиваниях произведения дети могут выделять выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ.
Необходимо заострить внимание на очень важном моменте: дети сдостаточной легкостью различают отдельные выразительные средства музыки — определяют темп(музыка быстрая, медленная), динамику(тихая, громкая), регистр(высокий, низкий, средний). Но этого мало. Важна не просто констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального - образа.Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками. Чтобы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в ее звучание, все время меняющееся.
Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации,если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.
Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Важно, чтобы они поняли, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, не громко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто, создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания.
То же можно сказать и об определении количества частей в произведении (музыкальной формы). Сам по себе этот вопрос не существен без связи его с изменением характера музыки. В самом деле, какая разница, сколько частей в произведении (две, три или более), если вслед за этим вопросом мы не зададим еще один. "Почему мы определили такое количество частей, а не другое?", не дадим детям высказаться о характере каждой части. Ведь содержание музыки разворачивается во времени, и необходимо прочувствовать и осознать эти изменения, осмыслить соподчиненность "чувственной программы" произведения.
Усложнение беседы о музыкальном произведении от занятия к занятию может проводиться в опоре на три названные темы: "Какие чувства передает музыка?" (характеристика эмоционально-образного содержания), "О чем рассказывает музыка?" (выделение черт программности и изобразительности при их наличии) и "Как рассказывает музыка?" (характеристика средств музыкальной выразительности). Причем темы эти используются не поочередно, а наслаиваются одна на другую на каждом последующем занятии. Первая тема является ведущей, стержневой на протяжении всех занятий и связана с двумя последующими.
При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагается различить настроения, чувства, выраженные в музыке. Педагог сообщает название пьесы, говорит, кто автор, предлагает детям определить ее характер, исполняет произведение целиком, дополняет ответы, исполняет его повторно. (В работе с младшими детьми педагог определяет характер произведения, если дети затрудняются это сделать сами.)
На втором занятии педагог может исполнить фрагмент произведения. Дети вспоминают его название и автора. Затем дается повторная установка на определение характера произведения в целом, а также отдельных частей. Изобразительные моменты (при их наличии) связываются с характером, настроением музыки. Произведение исполняется во фрагментах и целиком. Ответы детей уточняются, дополняются.
На третьем занятии предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определить их роль в создании музыкального образа. Характеристика эмоционально-образного содержания уточняется, дополняется. Произведение исполняется во фрагментах и целиком.
Эта схема может быть растянута на большее количество занятий или сжата, в зависимости от сложности изучаемого произведения дополняться разнообразными приемами, которые будут рассмотрены ниже.
Таким образом, определение эмоционально-образного содержания произведения является важной частью беседы, в процессе которой дети связывают моменты программности и изобразительности, а также средства музыкальной выразительности с характером музыки.
Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности ("здесь как будто падают листочки", "журчит ручеек", "капает дождик", "чирикает птичка"), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на веселую и грустную примитивизирует, обедняет ее восприятие.
Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной и нежной, танцевальной, а грустная — и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.
Что представляют собой слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки, и каково их место в лексиконе детей?
Характеристики "нежная", "задумчивая", "тревожная", "взволнованная", "веселая", "радостная" являются словами-образами. Это затрудняет применение их детьми, так как слова употребляются в непривычных для дошкольников значениях (сравним словосочетания: "светлая" бумага и "светлая" музыка, "решительный" человек и "решительная" музыка и т.д.).
Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает, не к бытовой, а кобразной речи.
Вспомним замечательные слова В.Сухомлинского: "Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке" (О воспитании. — М., 1985. — С. 174).
Как показывает опыт работы, при применении предлагаемой ниже методики словарь детей, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки, существенно обогащается. Музыкальные руководители должны осознать важность применения этих характеристик для развития основ музыкальной культуры детей.
Практический методтакже очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями,помогающими ему как бы "пропустить музыку через себя", выразить во внешних проявлениях свои переживания.
Б.М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями(вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движенияуспешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать {моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовать подпевание(вокальное уподобление характеру звучания музыки).
Музыкальная культура формируется с помощью всех видов музыкальной деятельности — детского исполнительства, творчества, музыкально-образовательной деятельности. Важно отметить, что в исполнительской и творческой деятельности развиваются все необходимые навыки и умения детей. Но речь идет не только о выработке умений и навыков исполнительства, а о возможностях выразить переживания музыкис помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Так, оркестровка музыкальных произведений (темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки) используется не только для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, а и для творческогоприменения их. Оркестровать произведение — значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятия — выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов. Оркестровка побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.
Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер — мягкий, нежный тембр колокольчика или арфы. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки росинок, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут шуршащие погремушки. Педагог напоминает детям, что необходимо играть ритмично, в характере музыки, но негромко, прислушиваясь к общему звучанию и не заглушая его. Одни инструменты используются один раз в такт, другими можно отмечать все сильные доли. Предварительно дети прохлопывают ритмический рисунок и отмечают места вступления разных инструментов.
Оркестровку целесообразно применять после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки; выделят изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности.
Тембровые особенности музыкальных инструментов придают звучанию образность. Их применение повышает интерес детей к музыкальному произведению. Этот прием углубляет представления дошкольников о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности.
Применение оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы — слушание музыки и игру на детских музыкальных инструментах.
Оркестровка используется и в пении, и в музыкально-ритмических движениях.
Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей, основ музыкальной культуры, является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений — моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки).
Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.).
Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.
Приемы развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом.Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен (дети делятся на группы — одни оркеструют, другие инсценируют песню). В этом случае объединяются разделы занятия — слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения (принцип синкретизма программы). Такие варианты, отход от стереотипной структуры, придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии.
Целесообразно предварять инсценировку песен приемом оркестровки, чтобы дети яснее, глубже вслушались в музыку, различили в ней и характер, и изобразительные моменты, и средства музыкальной выразительности. На заключительных занятиях эти приемы могут применяться одновременно. Они хорошо сочетаются, взаимо дополняют друг друга. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыкального произведения, становятся активными. Их интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется.
Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой. Так, наглядно-слуховой метод развития музыкального восприятия во всех приведенных приемах сочетается с другими Методами.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов {наглядный, словесный и практический) должен применяться в проблемной форме,с нарастанием проблемности. Важно создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности. В старшем возрасте возможности детей выполнять задания самостоятельно возрастают. Но в младшем и в среднем возрасте дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий.
Известно, что различного рода сопоставления, сравнения активизирует процесс восприятия (в том числе музыкального), делают его более дифференцированным, осмысленным, глубоким.
Контрастные сопоставления музыкальных произведений — метод и принцип программы — позволяют в проблемной формепоказать музыкальные произведения, обостряют слуховое внимание, заинтересовывают детей. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша), пьесы с одинаковым названием (например, два разных "Дождика"), контрастные произведения в пределах одного настроения (например, два разных веселых) и др.
Наряду с вновь разучиваемыми можно использовать уже знакомые произведения. Полезно сравнивать предназначенную для исполнения песню с близкой по названию пьесой или песней, даваемой детям для слушания. Для уяснения характера музыкального произведения, предназначенного для слушания, можно привлекать знакомые детям или новые для них песни. Так, перед пением песни В.Витлина "Дед Мороз" дети слушают пьесу Р.Шумана "Дед Мороз" и высказываются о характере обоих произведений. Песня В.Витлина "спокойная, добрая, нежная, ласковая" (запев), "веселая, праздничная, шутливая, сверкающая, звонкая, радостная" (припев). Пьеса Р.Шумана "тревожная, страшная, злая, суровая, сердитая, грозная. Дед Мороз нагоняет метели, вьюги".
Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в ее звучание, а также понимать, что одним словом, например "веселая", можно лишь очень приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов-образов, например, при сравнении пьес Г.Свиридова "Парень с гармошкой" (веселая, плясовая, бойкая) и П.Чайковского "Мужик на гармонике играет" (веселая, маршевая, удалая, важная, тяжелая).
Остановимся на характеристике наглядного приема "цвет — настроение " (цветовое уподобление характеру музыки). Он позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.
Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат решительную музыку (это слово новое для детей), а темно-коричневую — если услышат тревожную музыку. Педагог поднимает сначала одну карточку, потом другую, дети проговаривают новые для них слова, затем во время звучания произведения они поднимают соответствующую настроению музыки цветную карточку.
Проблемные ситуации создаются при сравнении произведений различных видов искусства — музыки, поэзии, живописи (полихудожественное уподобление характеру музыки). Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера.
Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправданно. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились определенные представления о музыкальном образе.
Задание усложняется, если использовать несколько контрастных произведений. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбирать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произве
дений — одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично можно сопоставлять и музыкальные произведения со стихотворениями.
Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет выразительное значение.
Дети часто непроизвольно используют выразительные возможности цвета. Злого колдуна большинство рисуют темными красками, а добрую Золушку — яркими и светлыми. Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему.
Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться; найти вариант выполнения задания. Прямое сообщение педагогом необходимых знаний и показ способов действий быстрее достигает цели. Но если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.
Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. Внекоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его. Но возможно и создание проблемной ситуации. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сопоставление "живого" звучания и записи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку. Дети старшего возраста способны различать варианты исполнения педагогом одного и того же произведения.
Словесный методтакже не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснения, рассказ), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности и т.д.).
Практический метод,как и другие методы, может содержать в себе элементы проблемности и не иметь их. Иногда требуется прямой показ способов действий, передача практического опыта детям.
Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.
Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движений.