Лекция 11. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА. Бетховен и «традиция революционеров»
1. Западная модель: индивидуальное как революционное •
2. Бетховенский симфонизм: «история» и «мгновение» •
3. Мгновение как «история»: эстетика романтической миниатюры •
4. История как «мгновение»: эстетика симфонической поэмы •
5. «Гипертрофия» и «норма» в опере и симфонии •
6. Национально-музыкальные революции •
Предчувствие новой музыки.
Западная модель: индивидуальное как революционное.
В музыкальной критике XIX века при осмыслении творчества Бетховена сближались понятия новизны и творческой индивидуальности
Бетховенский стиль наследовал предшествующей традиции Но наследовал, как бы образуя дистанцию к ней Моцартовские патетические темы, послужившие отправным пунктом для героических тем Бетховена, были столько же «личным высказыванием», сколько условной звуковой лепкой идеального «характера» в оперном смысле У Бетховена подобные темы как бы лишены условности, превращены в сугубо «свое слово»1 Там же, где, как в Восьмой симфонии, написанной словно в память о Гайдне, Бетховен стремится точно соблюсти специфическую отвлеченность классических музыкальных образов, композитор не может отделаться от иронии, подавая «не свое слово» в пародийной окраске2
Дистанция по отношению к традиции, хотя и не нарушенной в чем-либо существенном, означала, что композитор в собственном сознании ~ больше неповторимый художник, чем «мастер вообще», «медиум музыкальности», «выразитель законов искусства»3 Эту-то внутреннюю позицию бетховенского творчества и почувствовали романтические философы и писатели, сформировавшие идеологию нового музыкального века - века романтизма.
Романтикам акцент на личной оригинальности стиля был близок постольку, поскольку само романтическое мировидение концентрировалось вокруг
противопоставления «Я» художника и окружающей жизненной прозы4. Художническая индивидуальность может размыкаться, сливаясь с космосом, но миру обывателей, погрязших в житейском, она неизменно чужда.
Не случайно, что именно Э Т.А.Гофман (1766-1822) - романтический писатель, оставивший в «Житейских воззрениях кота Мурра», с присовокуплением макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера» ярчайшее запечатление оппозиции «музыкант-личность - безликая толпа», первый титуловал Бетховена званием «революционер» и первым же определил идею музыкального романтизма - «характеристичного запечатления личности в музыке»5 В 1810-1815 годах Гофман (а он был не только писателем, но и композитором, - ему принадлежит одна из первых романтических опер - «Ундина», 1816) сотрудничал в Лейпцигской «Всеобщей музыкальной газете». И вот каждое новое произведение Бетховена встречало в его колонке аттестацию «новаторского», «революционного». С 1824 года в «Берлинской музыкальной газете» крупнейший музыковед и педагог А.Б Маркс не уставал напоминать о том, что Бетховен -великий новатор6.
С 1820-х годов звание «революционера» присваивалось уже каждому самобытно проявившему себя музыканту. Все романтики 40-70-х годов прошлого столетия считались ниспровергателями традиций, даже если их творчество (как шопеновское, например) по сути оставалось основанным на классических нормах композиции. Впрочем, ниспровержение традиций, и вполне сознательное, также имело место. Недаром Вагнер сам себе присвоил почетное звание новатора и революционера (и не только по музыкальным показаниям: Вагнер сражался на баррикадах дрезденского антиправительственного восстания 1849 года и мечтал о мировой революции), видя в своих операх черты «художественного произведения будущего» (так назывался его трактат 1850 года).
Взаимосопряженность индивидуального самовыражения и революционаристского самосознания привела к тому, что в романтической музыке тесно переплелись чувство «Я» и чувство Истории. Мгновенья собственной жизни композитор-романтик осмыслял как исторически-судьбоносные, и судьбы мира переживал как собственную жизнь. Слова поэта Генриха Гейне «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта» как нельзя лучше выражают парадокс прямого
сопряжения лично-мимолетного и всеобще-исторического. Музыкальный язык, способный передать этот парадокс, сформировался еще в композициях Бетховена.