Лекция 1. Звучащее и незвучащее в музыке.
1) Парадокс музыки
2) Пение и инструментальная игра
- пение (касс. 1-4, 26, 30)
- инструментальная игра (касс. 7, 8, 10, 11, 15, 20)
3) Музыкальный звук - реальный и идеальный
- реальный звук; из истории фальцета (касс. 1 5, 9, 11, 28, 29)
- идеальный звук: шкала высот параметр длительности (касс. 9: принцип деления наибольших; 15: принцип суммирования наименьших) параметр громкости (касс. 22, 23, 24: дифференциация континуума «тихо-громко») параметр тембра (касс. 33: дифференциация тембровых плотностей по массе и окраске)
различное упорядочение параметров одного звука в сериализме (касс. 31)
Лекция 2. Звуковая структура как смысл и ценность
1) ЧТО и КАК в искусстве
2) Специфика музыкального языка и его понимания
3) Правила техники и качество произведения
4) Системность музыкальных норм
- в рамках одного параметра:
«если, то...»;
«зачем? — чтобы»;
«вдруг!»;
«потому, что» (касс. 22)
- метасистема норм:
отсутствие проблемы (касс. 12, 13, 16)
«рядом, но не вместе» (касс. 9, 15, 32)
«вместе» (касс. 17, 20, 23)
от «вместе» к «вместо» (касс. 24, 25)
«вместо как вместе» (касс. 31, 33)
Лекция 3. Гармония
1) Термин «гармония»
2) Лад
3) Экмелика (касс. 3, неоэкмелика - 32, 33)
4) Звукоряд
- ангемитоники (касс. 1, 2, 4)
- диатоника (касс. 5, 7, 8, 9, 13, 16.-25, 27, 30)
- миксодиатоники (касс. 10, 12, 14, 15)
- гемитоника (касс. 28, 29, 31) и микрохроматика (касс. 14, 15, 33)
- равномерная темперация
5) Интервал
- совершенные консонансы (касс. 16A)
- несовершенные консонансы (касс. 17, 18)
- мягкие и острые диссонансы (касс. 28)
6) Аккорд
- зарождение чувства аккорда (касс. 18, 19)
- аккорд как регулятор музыкальной ткани (касс. 20-25, 29, 30)
7) Ладовые системы и функции
- модальность (касс. 1, 2, 4-9, 12-18)
- тональность (касс. 19: переход от модальности к тональности; 20-27, 29, 30)
- неомодальность (касс. 10, 11, 31-35)
8) Ладовые системы и образы движения
- пребывание (касс. 1, 2, 4-6, 10, 11, 35)
- проявление (касс. 12-17)
- развитие (касс. 19: от проявления к развитию, 20-30)
- самодовлеющие трансформации (касс. 26: переход от развития к самодовлеющим трансформациям; 31-34)
9) Координатоника (касс. 1-18, 31-35) и субординатоника (касс. 19: переход от координатоники к субординатонике; 23: координатоника в синтезе с субординатоникой, 20-22, 24-27, 29, 30)
Лекция 4. От гармонии к форме, или как абстрактные законы лада превращаются в конкретное произведение
1) Гармония и форма
2) Фактура
- монодия (касс. 3, 4, 7, 12-14)
- гетерофония (касс. 2, 5, 6, 32, 34)
- полифония: многотемная (касс. 9); однотемная (касс. 16, 17, 23);
гомофония (касс. 19, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 30)
- тема и общие формы движения (касс. 18, 19: зарождение темы из эффектного мотива; 22, 24: сонатно-симфоническая тема; 20, 21: общие формы движения)
- аккордовая и аккордово-фигурационная фактура (касс. 10, 11, 20-22, 25)
- пуантилизм (касс. 31) и сверхмногоголосие (касс. 33)
3) Ритм
- респираторный ритм (касс. 1-6, 12, 13, 16А-В)
- квантитативный ритм (касс. 14, 15, 16Г, 17, 18, 19: переход к квалитативному ритму)
- квалитативный ритм (такт) (касс. 8, 10, 11, 20-25, 26: кризис такта, 27, 29, 30)
- неореспираторный ритм (касс. 28, 32, 33, 35) и неоквантитативный ритм (касс. 31, 34)
4) Композиционные типы
- гетерономные (текстомузыкальные и песнеплясовые: касс. 1-8, 12-15)
- ротация и периодичная ротация (касс. 7)
- автономные завершенные:
простые двух- и трехчастные (касс. 21, 25) сложные трехчастные (касс. 30)
рондо (касс. 20)
сонатная форма (касс. 22, 24)
монотемные развивающие формы серийного типа (касс. 31)
- автономные открытые: вариабельные формы (касс. 32) вариации (касс. 27)
форма-процесс постепенных изменений (касс. 34)
- функциональная дифференцированность частей: вариации (касс. 27)
главная тема Пятой симфонии Бетховена (касс. 24) открытые формы Новой музыки XX века (касс. 32, 34, 35)
Лекция 5. Типы музыки
1) Музыка и «музыки»
2) Типы музыкального творчества
- фольклорное творчество (касс. 1-6)
- профессиональная развлекательная музыка (менестрельство) (касс. 7-11)
- каноническая импровизация (касс. 12-15)
- профессиональная европейская композиция (опус-музыка) (касс. 16-35)
3) «Обочины»(?) и «магистрали» (?) музыкальной истории. Исторически «медленное» и исторически «быстрое»
Литература к части первой
Часть 2. Традиционалистские (исторически «медленные») музыкальные культуры
Лекция 6. Музыкальный фольклор
1) Многообразие народной музыки (касс. 1. 2)
2) Общие черты фольклорного музицирования
- телесность и космичность
- жанры музыкального фольклора
3) Фольклорно-музыкальные пласты
4) Архаичный фольклор (касс. 1-3)
5) Классический фольклор (касс. 4-6)
6) Поздний и вырожденный фольклор
7) Фольклор и профессиональная музыка (касс.27)
Лекция 7. Менестрельство
1) Устойчивое и мимолетное в развлекательной музыке
- константы увеселений
- фактор моды
2) Метаисторические константы музыкальных увеселений
- танцевальность
- личное чувство
- смех
- яркость и пестрота
3) Музыкальные увеселения в Средние века
- жонглеры: тип «соттили» (касс. 7, в письменной адаптации - касс. 9); тип «гросси» (касс. 8)
- скоморохи
4) Городская развлекательная музыка XVIII-XIX веков
- вырождение средневековых форм. Цыгане
- «демократизация» аристократических музыкальныхувеселений. Салонная лирика. Оперетта
- шантанная эстрада конца XIX века
- формирование шлягера
5) Мировые тенденции и особые варианты поп-музыки XX века
- фоноиндустрия и шлягер
- имидж
- «любовь». Сладкая пассивность и терпкая активность
- «южное» и «западное» в шлягере
- советский шлягер
- шлягер и рок-н-ролл
- проповедь, протест, кайф (касс. 11)
- бодрая дрема
6) Поп музыка в аранжировке видеоклипа