Лекция 1. Звучащее и незвучащее в музыке.

1) Парадокс музыки

2) Пение и инструментальная игра

- пение (касс. 1-4, 26, 30)

- инструментальная игра (касс. 7, 8, 10, 11, 15, 20)

3) Музыкальный звук - реальный и идеальный

- реальный звук; из истории фальцета (касс. 1 5, 9, 11, 28, 29)

- идеальный звук: шкала высот параметр длительности (касс. 9: принцип деления наиболь­ших; 15: принцип суммирования наименьших) параметр громкости (касс. 22, 23, 24: дифференциация кон­тинуума «тихо-громко») параметр тембра (касс. 33: дифференциация тембровых плотностей по массе и окраске)

различное упорядочение параметров одного звука в сериа­лизме (касс. 31)

Лекция 2. Звуковая структура как смысл и ценность

1) ЧТО и КАК в искусстве

2) Специфика музыкального языка и его понимания

3) Правила техники и качество произведения

4) Системность музыкальных норм

- в рамках одного параметра:

«если, то...»;

«зачем? — чтобы»;

«вдруг!»;

«потому, что» (касс. 22)

- метасистема норм:

отсутствие проблемы (касс. 12, 13, 16)

«рядом, но не вместе» (касс. 9, 15, 32)

«вместе» (касс. 17, 20, 23)

от «вместе» к «вместо» (касс. 24, 25)

«вместо как вместе» (касс. 31, 33)

Лекция 3. Гармония

1) Термин «гармония»

2) Лад

3) Экмелика (касс. 3, неоэкмелика - 32, 33)

4) Звукоряд

- ангемитоники (касс. 1, 2, 4)

- диатоника (касс. 5, 7, 8, 9, 13, 16.-25, 27, 30)

- миксодиатоники (касс. 10, 12, 14, 15)

- гемитоника (касс. 28, 29, 31) и микрохроматика (касс. 14, 15, 33)

- равномерная темперация

5) Интервал

- совершенные консонансы (касс. 16A)

- несовершенные консонансы (касс. 17, 18)

- мягкие и острые диссонансы (касс. 28)

6) Аккорд

- зарождение чувства аккорда (касс. 18, 19)

- аккорд как регулятор музыкальной ткани (касс. 20-25, 29, 30)

7) Ладовые системы и функции

- модальность (касс. 1, 2, 4-9, 12-18)

- тональность (касс. 19: переход от модальности к тональности; 20-27, 29, 30)

- неомодальность (касс. 10, 11, 31-35)

8) Ладовые системы и образы движения

- пребывание (касс. 1, 2, 4-6, 10, 11, 35)

- проявление (касс. 12-17)

- развитие (касс. 19: от проявления к развитию, 20-30)

- самодовлеющие трансформации (касс. 26: переход от развития к самодовлеющим трансформациям; 31-34)

9) Координатоника (касс. 1-18, 31-35) и субординатоника (касс. 19: переход от координатоники к субординатони­ке; 23: координатоника в синтезе с субординатоникой, 20-22, 24-27, 29, 30)

Лекция 4. От гармонии к форме, или как абстрактные зако­ны лада превращаются в конкретное произведение

1) Гармония и форма

2) Фактура

- монодия (касс. 3, 4, 7, 12-14)

- гетерофония (касс. 2, 5, 6, 32, 34)

- полифония: многотемная (касс. 9); однотемная (касс. 16, 17, 23);

гомофония (касс. 19, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 30)

- тема и общие формы движения (касс. 18, 19: зарождение темы из эффектного мотива; 22, 24: сонатно-симфоническая тема; 20, 21: общие формы движения)

- аккордовая и аккордово-фигурационная фактура (касс. 10, 11, 20-22, 25)

- пуантилизм (касс. 31) и сверхмногоголосие (касс. 33)

3) Ритм

- респираторный ритм (касс. 1-6, 12, 13, 16А-В)

- квантитативный ритм (касс. 14, 15, 16Г, 17, 18, 19: переход к квалитативному ритму)

- квалитативный ритм (такт) (касс. 8, 10, 11, 20-25, 26: кризис такта, 27, 29, 30)

- неореспираторный ритм (касс. 28, 32, 33, 35) и неок­вантитативный ритм (касс. 31, 34)

4) Композиционные типы

- гетерономные (текстомузыкальные и песнеплясовые: касс. 1-8, 12-15)

- ротация и периодичная ротация (касс. 7)

- автономные завершенные:

простые двух- и трехчастные (касс. 21, 25) сложные трехчастные (касс. 30)

рондо (касс. 20)

сонатная форма (касс. 22, 24)

монотемные развивающие формы серийного типа (касс. 31)

- автономные открытые: вариабельные формы (касс. 32) вариации (касс. 27)

форма-процесс постепенных изменений (касс. 34)

- функциональная дифференцированность частей: вариации (касс. 27)

главная тема Пятой симфонии Бетховена (касс. 24) открытые формы Новой музыки XX века (касс. 32, 34, 35)

Лекция 5. Типы музыки

1) Музыка и «музыки»

2) Типы музыкального творчества

- фольклорное творчество (касс. 1-6)

- профессиональная развлекательная музыка (менес­трельство) (касс. 7-11)

- каноническая импровизация (касс. 12-15)

- профессиональная европейская композиция (опус-музыка) (касс. 16-35)

3) «Обочины»(?) и «магистрали» (?) музыкальной истории. Исторически «медленное» и исторически «быстрое»

Литература к части первой

Часть 2. Традиционалистские (исторически «медленные») музыкальные культуры

Лекция 6. Музыкальный фольклор

1) Многообразие народной музыки (касс. 1. 2)

2) Общие черты фольклорного музицирования

- телесность и космичность

- жанры музыкального фольклора

3) Фольклорно-музыкальные пласты

4) Архаичный фольклор (касс. 1-3)

5) Классический фольклор (касс. 4-6)

6) Поздний и вырожденный фольклор

7) Фольклор и профессиональная музыка (касс.27)

Лекция 7. Менестрельство

1) Устойчивое и мимолетное в развлекательной музыке

- константы увеселений

- фактор моды

2) Метаисторические константы музыкальных увеселений

- танцевальность

- личное чувство

- смех

- яркость и пестрота

3) Музыкальные увеселения в Средние века

- жонглеры: тип «соттили» (касс. 7, в письменной адап­тации - касс. 9); тип «гросси» (касс. 8)

- скоморохи

4) Городская развлекательная музыка XVIII-XIX веков

- вырождение средневековых форм. Цыгане

- «демократизация» аристократических музыкальныхувеселений. Салонная лирика. Оперетта

- шантанная эстрада конца XIX века

- формирование шлягера

5) Мировые тенденции и особые варианты поп-музыки XX века

- фоноиндустрия и шлягер

- имидж

- «любовь». Сладкая пассивность и терпкая активность

- «южное» и «западное» в шлягере

- советский шлягер

- шлягер и рок-н-ролл

- проповедь, протест, кайф (касс. 11)

- бодрая дрема

6) Поп музыка в аранжировке видеоклипа

Наши рекомендации