Лекция 12. Русская музыка XIX - начала XX веков. Глинка и революции традиционалистов
1) Русская модель исторически истинное как соборное
- духовная музыка, опера и вокальная лирика до Глинки (касс. 23)
2) Синтез духовного концерта, симфонии и романса в глинкинской опере
- «Жизнь за царя»
- «Руслан и Людмила»
3) «Свое» и «чужое», картинное и психологическое в симфоническом наследии Глинки
- «Камаринская» (касс. 27) и симфоническая «география» Глинки
- «Вальс-фантазия»
4) «Старое» и «новое» в последних замыслах Глинки и неоканоническая перспектива (касс. 35)
- духовная музыка после Глинки
- Танеев
5) Хоровая соборность и сольный монолог в опере 1860-1920-х годов
- «Русалка» и «Каменный гость»
- «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»
- «Царская невеста» , «Моцарт и Сальери»
- «Женитьба»
- «Нос» (касс. 28)
- «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане»
- «Борис Годунов»
- «Хованщина»
6) Картинность и психологизм в симфонической музыке 1860-1920-х годов
- Балакирев
- Бородин, Римский-Корсаков
- Кюи
- Мусогорский
- Лядов, Глазунов, Прокофьев, Стравинский
- Чайковский. Романсовая интонация (касс. 30) «Иоланта» и «Шестая симфония»
7) «Свое» и «чужое», князь Игорь и хан Кончак; царь Дадон и Шемаханская царица
- «Князь Игорь»
- «Золотой петушок» (касс. 29)
8) Отчуждение своего и освоение чужого: начало новой музыки XX века
- Стравинский
- Шостакович
- Прокофьев
- новаторы-традиционалисты XX века
Лекция 13. Новая музыка XX века. Замедлениеистории
1) Взаимообратимость вчера и завтра в музыке XX века
2) Специфика музыкального сегодня
- эпигонство
- классики XX века
- неувядаемая новизна. Скрябин. Дебюсси
- эстетические лозунги и технологические изобретения
- «истинное сегодня» и историческое сознание
3) Календарь из сплошных «завтра»
- серийная (додекафонная) композиция, сериализм
- Шенберг. Берг. Веберн (касс. 31)
- алеаторика, вариабельная, индетермированная композиция, интуитивная музыка
- Кейдж. Штокхаузен (касс. 32)
- электронная музыка
- сонористика (касс. 33)
- метод Лигети
- минимализм, репетитивизм (касс. 34)
- инструментальный театр, хэппенинг
- мультисенсорные процессы и музыка окружающей среды
- Кейдж. «В поисках утраченной тишины»
4) Календарь из сплошных «вчера»
- дадаизм и футуризм
- Руссоло о шумах
- конкретная музыка. Шеффер и Анри
- Варез. «Электронная поэма»
- неоклассицизм
- неофольклоризм
- Барток
- география неофольклоризма
- Штокхаузен. Оперный цикл «Свет»
5) Материал может быть любым старая «мировая музыка» сегодня
- Сати, Берио, Корра, Нихаус, Тарнопольский, Штокхаузен (касс. 32)
- мироподобие музыки
6) Конструкция самоценна грядущее отношение к миру в сегодняшней музыке
- Шенберг и время серийного опуса (касс. 31)
- время вариабельной композиции
- время стохастической композиции
7) Абсурдистский смех и сакральный канон
- Суслин «Страстный джокер»
- Слонимский «Веселые песни»
- Мессиан Поздние сочинения Стравинского
- Уствольская Губайдулина
- Шнитке Четвертая симфония
- Пярт Буцко Мартынов (касс. 35)
8) Великая музыкальная деревня
- Берио Симфония
- Мифологические сюжеты музыкальных сочинений
9) Великий музыкальный поселок городского типа
10) Дороги нет, но надо идти вперед (касс. 33)
Литература к части третьей
Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Лекция 1 • Звучащее и незвучащее в музыке
Лекция 2 • Звуковая структура как смысл и ценность
Лекция 3 • Гармония
Лекция 4 • От гармонии к форме, или как абстрактные законы лада превращаются в конкретное произведение
Лекция 5 • Типы музыки
Лекция 1. ЗВУЧАЩЕЕ И НЕЗВУЧАЩЕЕ В МУЗЫКЕ
1. Парадокс музыки • 2. Пение и инструментальная игра • 3. Музыкальный звук - реальный и идеальный
Парадокс музыки.
О музыкальном искусстве говорят как о «наиболее чувственном среди искусств»1. Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических реакций. А музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться без включения интеллекта, и горизонт такого слушания и музицирования достаточно широк (условно от медитативной практики отключения рационального мышления посредством определенных напевов2 - через танцы в дискотеке - к пению больных с нарушениями речи и расстройством логического аппарата3. Нейрофизиологическое воздействие музыки издавна использовалось в медицине.
В то же время, по традиции, идущей издревле, музыку признают наиболее обобщенным, абстрактным искусством - художественным эквивалентом философии и математики. Романтический мыслитель Новалис видел в музыкальных пропорциях формулу универсума5. И в XX веке считают возможным спеть некую ключевую теорему мироустройства6.
Сами по себе критерии наиболее чувственного и предельно абстрактного исключают друг друга. В восприятии же музыки они равно релевантны. Ключом к этому парадоксу может служить констатация, казалось бы, самоочевидного музыка - это пение и игра на инструментах.