Раздел IV. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XVII – НАЧАЛА XVIII вв.
IV.1. Общая характеристика
1. Основные исторические события.
2. Характеристика главных стилистических направлений эпохи (барокко, классицизм). Основные тенденции развития художественной культуры.
3. Рождение оперы. Опера и крупные вокально-инструментальные жанры в Италии, Франции, Германии, Англии.
4. Инструментальная музыка. Развитие органной, клавирной, скрипичной и оркестровой музыки в Италии, Германии и Франции (композиторы и жанры).
В XVII в. наступает новый значительный этап в истории западноевропейской культуры. В это время укрепляются национальные государства Европы, коренным образом меняется экономический уклад. Средневековая сословно-иерархическая система организации общества уступает место новой власти капитала. Эти перемены сопровождались целой серией войн и социальных конфликтов. В каждой стране общие особенности эпохи приобретают своеобразный характер. Одни страны (Англия, Голландия, Франция), выдвигаются на первое место в Европе в области экономического развития. А другие (Италия, Испания, Германия), переживают явный упадок.
Италия. В стране возникает экономический кризис, связный с перемещением основных торговых путей на север. Раздробленность на мелкие княжества, усугублялась внешними вторжениями. При этом Рим остается центром католической религии. Искусство переживает новый взлет. 1600 год был юбилейным годом в Риме, когда, при огромном скоплении пилигримов из всех европейских стран, католическая церковь праздновала свой триумф. Папа заключил союз с французским королем Генрихом IV, принявшим католичество, католическая церковь укрепила свои позиции в ряде стран: Австрии, Южной Германии, Франции, Швейцарии, Польше. Наступил второй период в контрреформационном движении, когда католицизм отказывается от спиритуалистической и аскетической программы, принятой Тридентским собором, и переходит на путь более широкой, массовой пропаганды, с помощью языка художественных образов.
Франция. В конце XVI века в. в стране, истощённой длительным периодом смут и междоусобиц, был восстановлен относительный внутренний мир. С первых лет XVII в. Франция вступает в период укрепления абсолютизма, который достигает своего полного расцвета к середине столетия при Людовике XIII и особенно его преемнике Людовике XIV. К середине XVII в. Франция становится одной из крупнейших торговых держав, расширяются колониальные владения. Наступление политического мира, быстрое развитие экономики, способствовало подъему в области духовной жизни страны.
Испания. С середины XVI в. начался экономический упадок Испании, вызванный непрекращающимися войнами, неграмотной политикой королей и непомерными тратами. В войнах с Англией XVI – XVII вв. Испания утратила своё морское господство и стала терять свои территории. История же Испании XVIII в. ознаменовалась войной за Испанское наследство – борьбой европейских династий за престол этой страны. При этом, в духовной жизни наступает величайший расцвет.
Нидерланды. Длительная борьба с Испанией за независимость окончилась для северных Нидерландов победой. Образованная в 1581 году семью северными провинциями с Голландией во главе, буржуазная республика была фактически признана Испанией в 1609 г. Со второй половины века начинается постепенный экономический и политический упадок Голландии. Он был обусловлен главным образом вступлением на арену международной торговли могущественных соперников – Англии и Франции. Эта конкуренция и связанные с ней изнурительные войны нанесли материальному благосостоянию Голландии сильнейший удар и ускорили утрату ею прежнего экономического значения, что к началу XVIII в. является уже совершившимся фактом.
Германия. В начале XVI в. давно вызревавшие оппозиционные настроения охватили различные социальные слои и вылились в первые крупные социально-политические выступления. Начало им положило выступление Мартина Лютера против индульгенций в 1517 г. Далее последовало восстание имперского рыцарства (1522–1523) и Крестьянская война (1525) которые потерпели неудачу. Однако религиозно-политическая борьба продолжалась ещё несколько десятилетий. По Аугсбургскому религиозному миру 1555 г. князья получили право определять религию своих подданных. Протестантство обрело равные права с католичеством. К середине XVI в. экономическое положение Германии начало ухудшаться. Великие географические открытия изменили всемирные торговые пути в результате чего, ослабли позиции ганзейских городов. Во второй половине XVI в. немецкие города утратили свою посредническую роль. Конфессиональные и политические противоречия привели к Тридцатилетней войне (1618–1648), во время которой огромные германские территории были опустошены. По Вестфальскому миру 1648 г. часть территории Германии отошла к Франции и Швеции. Кроме того, Вестфальский мир юридически закрепил распад страны на 300 светских и духовных княжеств (не считая имперских городов), которые лишь формально входили в состав империи. Также обострились различия вероисповедной принадлежности: после Реформации большинство княжеств стали протестантскими. Среди них особо выделяется крупнейшее немецкое государство – Бранденбургско-Прусское курфюршество (с 1701 г. Прусское королевство).
Англия. В 1642 г. в Англии происходит одна из первых буржуазных революций в Европе. Затем парламентская монархия была реставрирована, однако экономическое могущество государства продолжало расти. Аграрный переворот, в частности все усиливающийся процесс огораживаний, привел к массовому обезземеливанию крестьян, и к концу XVIII в. крестьянство фактически исчезло как класс. Для достижения этих целей Англия, как и многие европейские государства, в XVII – XVIII вв. вела многочисленные торговые войны с Голландией и Францией.Участие в Семилетней войне (1756–1763) стало важным этапом в создании колониальной империи Англии, так как она вышла из войны более могучей державой. Важнейшим результатом для Англии явилось приобретение новых территорий. Так английские войска захватили Канаду, а затем Индию.Использование природных богатств Индии ускорило промышленный переворот в Англии и облегчило английской буржуазии превращение своей страны в «промышленную мастерскую» мира. Но в Северной Америке Английская колониальная политика потерпела полный крах. Англичане были вынуждены признать независимость США.
Расширение мануфактурной промышленности, рост экономики и торговли способствовал развитию точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственно-научным методам познания действительности. Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер, развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, приходят к выводу о множестве миров, о бесконечности вселенной, в которой земля является не центром, а маленькой частицей, Изобретение телескопа и микроскопа открыло перед человеком существование бесконечно далекого и бесконечно малого. Столь же решительный переворот в науке произошел в области механики и динамики. Работы Галилея над проблемами скорости, инерции, независимости действия сил и т. п. привели великого ученого к выводу, что совершенство проявляется не в неизменном, а в вечно изменяющемся. Это открытие является ключевым для понимания искусства XVII в. Также на мировосприятие и искусство эпохи огромное влияние оказали достижения в области оптики[62] и механики[63].
Развитие точных и естественных наук способствовало развитию философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Воззрения Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка Р. Декарта Б. Спинозы имели огромное значение в утверждении материализма.
В XVII в. изменяется понимание человека, его места в мире, отношение между личностью и обществом. Если личность человека Возрождения характеризуется абсолютным единством и цельностью, то в новую эпоху, человек перестал осознавать себя центром мироздания, и почувствовал всю сложность и противоречия жизни. В этом бесконечном, полном противоречий и непрерывно изменяющемся мире человек стал ощущать себя ничтожной песчинкой, и в то же время при всей сложности мироздания он проник в его тайны.
Расширение форм художественного отражения действительности и многообразие этих форм с особой остротой ставят в XVII в. проблему стиля. Стиль – это художественная система, отличающаяся единством идейно-образных принципов и приемов художественного языка. В XVII в. сложились две стилевые системы: барокко и классицизм.
Барокко возникло в Италии. Основные черты барокко: парадность, торжественность, пышность, динамизм. Для барокко характерны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Для барокко типично слияние различных искусств в едином ансамбле, большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства, стремление к синтезу искусств. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством. Барокко способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и пышными сценическими декорациями.
В изобразительных искусствах черты барокко ярко прояились в творчестве таких мастеров как: Л. Бернини, Д. Борромини Караваджо, П. Рубенс. В литературе барочное мироощущение проявляется в позднем творчестве Шекспира, поэзии Д. Мильтона и драмах Кальдерона.
Классицизм возникает параллельно с барокко. Этот стиль занял главенствующие позиции во Франции в эпоху Людовика XIV. Вместо драматических эффектов барокко выдвигается принцип соединения величавой торжественности с разумной ясностью. Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была создана система так называемого регулярного парка. Зодчие классицизма широко обращается к античному наследию, изучая общие принципы античной архитектуры и, прежде всего систему ордеров, перерабатывая отдельные мотивы и формы. В изобразительном искусстве и литературе классицизма одна из основных тем – долг, победа общественного над личным, утверждение высших этических принципов: героизма, доблести, моральной чистоты, которые находят свое художественное претворение в образах, исполненных возвышенной красоты и величия. Противоречиям и несовершенству действительности классицизм противопоставляет принцип разумности и суровой дисциплины, с помощью которых человек должен преодолевать жизненные препятствия. Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Художник в своем творчестве должен исходить из совершенных образцов, которыми считались произведения античного искусства и Высокого Возрождения. В противоположность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности.
Эстетика классицизма нашла своё яркое воплощение в трагедиях П. Корнеля и Ж. Расина, комедиях Ж. Мольера, поэтическом творчестве Буало, а также в живописи Н. Пуссена.