Раздел II. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
II.1. Общая характеристика средневековой культуры
· Термин. Периодизация. Основные исторические этапы Средневековья.
· Основные особенности средневекового мировоззрения.
Термин
Эпоха Средневековья охватывает более чем тысячелетний период в истории между Древностью и Новым временем.
Термин Medium Aevum впервые встречается в трудах гуманистов Возрождения[34]. Под ним понимается период между Античностью и Возрождением. Гуманисты считали столетия, предшествовавшие Ренессансу, временем упадка в культурной истории Европы. Негативный смысл понятия «Средневековье» был сохранен и усилен историками XVII и XVIII вв. В начале XIX века в эстетических взглядах романтиков нередко возникает идеализация определенных аспектов средневековой жизни. В современной исторической науке существует специальная отрасль, связанная с изучением данного периода – медиевистика.
Периодизация
В вопросах периодизации Средневековья отсутствует единая точка зрения, т.к. принимается во внимание своеобразие путей историко-культурного развития различных народов.
Общепринятая периодизация датирует начало эпохи крахом Западной римской империи (476 г.), а окончание – падением Константинополя (1453). Т. о., она включает в себя, по меньшей мере, три периода:
Раннее Средневековье: от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х – XI вв.);
Высокое (Классическое) Средневековье: от X – XI вв. до примерно XIV в.;
Позднее Средневековье: XIV и XV вв.
Основные исторические этапы
Византия
Византийская империя возникла в IV в. при распаде Римской империи (395 г.). Столица – Константинополь, основанный императором Константином I в 324 – 330 на месте бывшей мегарской колонии Византий (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи). Византийцы называли себя римлянами – по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской». Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса).
В истории Византии выделяются три основных периода.
Первый период (IV – сер. VII вв.) – формирование экономической и социально-политической структуры империи. С IV в. господствующей религией стало христианство. В IV – VII вв. была выработана христианская догматика, сложилась церковная иерархия. В правление императора Юстиниана I (527–565) империя достигла апогея своего политического и военного могущества.
Второй период (сер. VII – нач. XIII вв.) – интенсивное развитие империи. В результате уменьшения территории в начале этого периода Византия – преимущественно греческое, а в XI – XII вв. (когда в её состав временно входили славянские земли) – греко-славянское государство. Несмотря на территориальные потери (в связи с натиском различных племен), Византия остается одной из могущественных держав Средиземноморья. Важное событие – окончательное идеологическое расхождение с Западом, выразившееся в расколе церкви. Этому способствовали различия между западной и восточной церквами (ставшие явственными уже с VII в.) в догматике, организации служб, обрядах. Окончательное разделение церкви на западную (католическую) и восточную (православную) произошло в 1054 г. С XI в. начинается глубокий экономический кризис, обусловленный усилением раздробленности, фактической независимостью правителей провинций от центральной власти, упадком ряда городов, ослаблением армии и флота. Фактически это означало начало распада империи. В конце XII в. обострились противоречия между Византией и Западом: папство стремилось подчинить византийскую церковь римской курии. В 1204 г. под ударами крестоносцев пал Константинополь.
Третий период (1204–1453) характеризуется дальнейшим усилением феодальной раздробленности, упадком центральной власти и постоянной борьбой с иноземными завоевателями. В последний период своего существования Византия представляла собой небольшое государство, которое пало под натиском турок в 1453 году.
Западная Европа
Раннее Средневековье – время, когда в Европе происходили важные процессы. Бывшие варвары принимали христианство, которое постепенно вытесняло языческие верования.
На территории бывшей Римской империи формируются новые государственные образования. В 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме как император всего европейского Запада. Позднее (900 г.) созданная им Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, существенно замедлявшие экономическое и культурное развитие.
В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х в. сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 г. начинается эпоха крестовых походов. В конце концов, западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии; соответственно, эти государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствуя свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды – театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы такие шедевры литературы, как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». В этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья – схоластика.
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV – XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы, как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем вел к Возрождению или Ренессансу.
Особенности средневекового мировоззрения
Связующим звеном между античностью и средними веками стало христианство. Религия играла доминирующую роль в жизни средневекового человека. Религиозное мировоззрение средних веков – теоцентризм (от лат. Тео – Бог).
Церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Время было организовано с помощью цикла служб, церкви и монастыри стали очагами культуры – в них хранились древние рукописи, действовали школы и мастерские.
Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Эта картина мира, определявшая менталитет верующих, основывалась на образах и событиях, изложенных в Библии, которые воспринимались как реальные.
Христианское мировоззрение коренным образом отличается от античного[35]:
Античность | Христианство |
Ориентация на внешний мир | Ориентация на внутренний мир |
Обращено к разуму, логике, красоте, космической гармонии | Обращено к авторитету, чуду, превосходству веры над разумом |
Идея гармонии души и тела | Вера в бессмертие души, бренность тела Душа и тело противопост |
Любовь к земной жизни | Аскетизм, отрицание земных удовольствий |
Наслаждение земной жизнью | Подготовка к жизни после смерти, спасение души. |
Мир целостен и гармоничен | Дуализм. Мир делится на греховный земной и небесный идеальный. |
В самом общем плане мир виделся в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней – Бог. Ниже идут ярусы или уровни священных персонажей: сначала Апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем, еще дальше от Бога и ближе к земле, размещаются животные, потом растения и затем – сама земля, уже полностью неодушевленная. Дальше следует как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй, хтонической пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.
Главные догматы (основные концептуальные положения) христианства были утверждены Никейским Собором в 325 г. Был установлен главный символ веры – Иисус Христос и основной догмат о триединстве Бога или догмат о Троице. Главные постулаты христианского вероучения и мировоззрения были развиты в трудах отцов церкви, которые обосновали основные догматы христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего на идеи Платона. Их теолого-философское учение называется патристикой. Среди них видное место занимают представители Западной Европы и Византии. Список самых значительных отцов церкви сложился не сразу. В послании императора Юстиниана V Вселенскому собору (553 г.) в качестве величайших наставников христианства перечисляются восемь греческих отцов (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл Константинопольский) и четыре латинских (Иларий из Пуатье, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский и папа Лев Великий).
Согласно учению отцов церкви есть только одно абсолютное начало – Бог; всё остальное – его творение. Бог вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует благодаря Богу, отсюда непостоянство и изменчивость нашего мира. Христианский Бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем не менее, открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь Богопознания. Таким образом, знание о божественном бытии можно получить только сверхъестественным путём, и ключ к такому познанию – вера.
Средневековое общество имело иерархическую структуру и делилось на сословия, между которыми устанавливались отношения «господин – вассал». Человек не был обособленной личностью, а принадлежал к тому или иному сообществу. Союзы вассалов, монастырская братия, ремесленные цеха, сельская община, рыцарский орден – все эти организации должны были сплачивать людей и оказывать своим членам помощь и поддержку. Организация, наряду с религией, диктовала людям определенный тип поведения – строй мыслей и чувств.
Движение истории мыслилось следующим образом:
Сотворение мира – пришествие и мученическая смерть Христа, искупившего грехи человеческие – Страшный суд.
Ожидание конца света пронизывало всю жизнь средневекового человека. Земная жизнь, наполненная бесконечными войнами, голодом, эпидемиями, постоянным страхом за свою жизнь воспринималась как цепь страданий, которые вели или к вечному блаженству или вечным мукам.
Ведущая тема средневекового искусства – борьба добра и зла, священного и греховного, небесного и земного, души и тела. Земной порядок воспринимался как нечто незыблемое, поэтому искусство не стремилось передать процесс – оно показывало существующее, и должно было приблизить человека к постижению вечных истин.