Мимические и пантомимические этюды
Этюд «Под дождиком»
Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
-учить имитировать простейшие движения.
- развивать ориентировку в пространстве.
-развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда.
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.
Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги( разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.
Этюд « Капельки»
Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда.
Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих.
Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.
Этюд «Ежи».
Цели:- формировать умение управлять куклой- бибабо.
- учить имитировать движения, характерные для ежа.
- воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.
Ход этюда.
Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых».
Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.
Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.
Этюд «Идем по лесу»
Цели:- формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога.
- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
Оборудование: декорации осеннего леса- листья, шишки, грибы, пеньки.
Ход этюда.
Идем по густому лесу
( дети выпрямляются, идут осторожно).
Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).
Надо перешагнуть через поваленное дерево
( высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),
обойти пень ( останавливаются и обходят по кругу).
Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),
Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).
Этюд «Летящие листья»
Цели:- уточнять представления об осени.
- учить имитировать движения, подражая действиям педагога.
- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
- обогащать двигательный опыт детей.
Оборудование: осенние листочки.
Ход этюда.
Последний листок ( ребенок берет один листок),
Унеси меня в лесок
(держит его перед собой двумя руками).
Ветер дунул(дует на листок и бежит,
Держат листок перед собой)-
Я лечу, лечу, лечу…
Этюд «Дождь идет»
Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
- развивать умение отвечать на вопросы.
- развивать умение рассказывать сказку с использованием плоскостного театра.
- развивать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых.
- развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.
Ход дождя.
Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя, открывают воображаемые зонтики над головой.
Дети рассаживаются на ковре и вспоминают , в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В.Г.Сутеева «Под грибом».Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя- стучат пальцами по ковру; полет бабочки- взмахивают руками; голос лягушки- квакают; уши зайца- показывают руками; движения лапок лисы- семеняще двигают руками по полу; солнце- обводят руками круг.
Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных, объяснить, почему , почему все животные и насекомые поместились под грибком.
Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.
Этюд «Радость и грусть»
Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.
Ход этюда.
Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.
Этюд «Кто как ходит»
Цели:- закреплять представления детей о животных и домашних птицах.
- учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение.
- развивать выразительность движений.
- учить детей дружно играть всем вместе.
Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха, лягушку; костюмы героев.
Ход этюда.
Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К.И.Чуковского «Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения цыпленка, курочки и т. д.
В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной музыки, имитируя движения.
Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.
Этюд «Айболит в пути»
Цели:- развивать у детей образные представления.
- развивать эмоциональность и выразительность движений.
Ход этюда.
Педагог просит детей изобразить деревья ( дети поднимают руки и раскачиваются, шевеля пальцами-листочками), потом - ветер (дуют), град (стучат пальцами по полу).
Этюд «Как Огурчик стал смелым!?»
Цели:- развивать у детей образные представления.
- развивать выразительность и эмоциональность движений.
- воспитывать у детей смелость.
Оборудование: костюм Огурчика, покрывало-листочек.
Ход этюда.
Педагог (ребенок)надевает костюм Огурчика, ложится на ковер. Дети накрывают его с головой покрывалом-листочком. Ребенок изображает страх, дрожит. Дети сужают круг, гладят Огурчика, обнимают его, говорят ласковые слова: «Не бойся, мы с тобой, ты- смелый» и т. д. Огурчик встает, скидывает листочек, говорит бодрым, громким голосом: «Я - смелый! Я – не боюсь темноты!» После этого роль Огурчика исполняют другие дети. Этюд разыгрывается каждым ребенком.
Этюд «На рыбалке»
Цели:- развивать у детей образные представления.
- учить имитировать движения.
- познакомить детей с выражением эмоций(радость, досада, огорчение, разочарование).
Ход этюда.
Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния ( радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.
Этюд «Земляничка растет»
Цели:- развивать у детей образные представления.
- учить имитировать движения в соответствии с картинками.
- закреплять представления детей о растениях.
- развивать выразительность движений.
- учить детей играть дружно.
Оборудование: набор картинок с изображением этапов развития растения, костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Ход этюда.
Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения, и предлагаем им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток( дети сидят сжавшись в комок); затем вытягивается стебель(дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка(дети отводят в сторону одну руку); распускается цветок(дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает( ладонь опускается); образуется маленькая ягодка(ладонь сжимается в кулачок).
Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».
Этюд «Хорошая - плохая погода»
Цели:- развивать у детей творческое воображение.
- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение».
Ход этюда.
Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу, на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки(можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).
Педагог спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм.
Педагог говорит детям о том , что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей , какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его соответствующей пиктограммой.
Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.
Сказки с заместителями
Набор заместителей вначале предлагается ребенку взрослым.
Ребенок из предложенных заместителей выбирает наиболее подходящие для конкретного персонажа. Заместители (треугольники, квадраты, кружочки) могут различаться формой, величиной и цветом.
С замещенными персонажами разыгрываются сначала известные сказки, а потом и рассказываются свои. Это развивает творческие способности ребенка, закрепляет умение соотносить предметы по форме, по величине, по расположению в пространстве.
«Репка.»
Попробуй представить заключительную сцену сказки «Репка» при помощи заместителей-овалов.
Возможный вариант ответа:
|
«Курочка Ряба.»
Попробуем представить сказку «Курочка Ряба» заместителями, используя такие фигурки:
«Сказочник.»
А теперь задача обратная. Перед тобой фигурки. Нужно сочинить про них любую сказку. Каждая фигурка станет персонажем твоей сказки.
Нарисуй или запиши сказку.
Взаимодействие с родителями
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей.
Союз педагогов и родителей способствует развитию детей:
· интеллектуальному,
· эмоциональному,
· эстетическому.
Формы работы с родителями:
1. Тематические консультации по вопросам художественно-эстетического развития.
2. Папки-передвижки «Из истории театра», «Театр на кухне», «Артисты с грядки», «Играем в кукольный театр».
3. Литературные викторины для детей и родителей по народным сказкам.
4. Совместные походы в театр.
5. Оформление фотовыставки с моментами драматизации детей.
6. День открытых дверей с привлечением родителей в театрализованную деятельность.
7. Совместное участие в драматизациях детей и родителей.
8. Привлечение родителей к изготовлению разных видов театров.
9. Привлечение родителей к изготовлению декораций и элементов костюмов для драматизаций.
10. Создание фильмотеки силами родителей сцен драматизаций с праздников и развлечений.
11. Творческий конкурс поделок руками детей и родителей «Карнавальная маска».
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Формы работы с родителями |
Сентябрь | Консультации для родителей «Игрушки, развивающие творческую фантазию детей», «Театральные игры детям» |
Октябрь | Папка-передвижка для родителей «Играем в кукольный театр» |
Ноябрь | Изготовление вязаных игрушек родителями для кукольного настольного театра |
Декабрь | Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки» Показ кукольного театра «Теремок» с привлечением родителей |
Январь | Совместный поход в Областной театр кукол |
Февраль | Познавательно-тематический вечер «Зимушка-зима» Папка-передвижка для родителей «Театр на кухне» |
Март | Совместный спектакль родителей и детей «Волк и семеро козлят» |
Апрель | Оформление фотовыставки «Мы – артисты» Папка-передвижка для родителей «Артисты с грядки» |
Май | День открытых дверей для родителей с просмотром театрализованной деятельности «Мы, веселые ребята, любим петь и танцевать» |
Консультации для родителей
«Влияние театрализованной игры на формирование