Мимические и пантомимические этюды

Этюд «Под дождиком»

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

-учить имитировать простейшие движения.

- развивать ориентировку в пространстве.

-развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.

Ход этюда.

Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.

Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги( разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.

Этюд « Капельки»

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

- развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.

Ход этюда.

Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих.

Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.

Этюд «Ежи».

Цели:- формировать умение управлять куклой- бибабо.

- учить имитировать движения, характерные для ежа.

- воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.

Ход этюда.

Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых».

Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.

Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.

Этюд «Идем по лесу»

Цели:- формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога.

- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.

Оборудование: декорации осеннего леса- листья, шишки, грибы, пеньки.

Ход этюда.

Идем по густому лесу

( дети выпрямляются, идут осторожно).

Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).

Надо перешагнуть через поваленное дерево

( высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),

обойти пень ( останавливаются и обходят по кругу).

Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),

Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).

Этюд «Летящие листья»

Цели:- уточнять представления об осени.

- учить имитировать движения, подражая действиям педагога.

- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.

- обогащать двигательный опыт детей.

Оборудование: осенние листочки.

Ход этюда.

Последний листок ( ребенок берет один листок),

Унеси меня в лесок

(держит его перед собой двумя руками).

Ветер дунул(дует на листок и бежит,

Держат листок перед собой)-

Я лечу, лечу, лечу…

Этюд «Дождь идет»

Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

- развивать умение отвечать на вопросы.

- развивать умение рассказывать сказку с использованием плоскостного театра.

- развивать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых.

- развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.

Ход дождя.

Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя, открывают воображаемые зонтики над головой.

Дети рассаживаются на ковре и вспоминают , в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В.Г.Сутеева «Под грибом».Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя- стучат пальцами по ковру; полет бабочки- взмахивают руками; голос лягушки- квакают; уши зайца- показывают руками; движения лапок лисы- семеняще двигают руками по полу; солнце- обводят руками круг.

Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных, объяснить, почему , почему все животные и насекомые поместились под грибком.

Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.

Этюд «Радость и грусть»

Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.

Ход этюда.

Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.

Этюд «Кто как ходит»

Цели:- закреплять представления детей о животных и домашних птицах.

- учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение.

- развивать выразительность движений.

- учить детей дружно играть всем вместе.

Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха, лягушку; костюмы героев.

Ход этюда.

Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К.И.Чуковского «Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения цыпленка, курочки и т. д.

В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной музыки, имитируя движения.

Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.

Этюд «Айболит в пути»

Цели:- развивать у детей образные представления.

- развивать эмоциональность и выразительность движений.

Ход этюда.

Педагог просит детей изобразить деревья ( дети поднимают руки и раскачиваются, шевеля пальцами-листочками), потом - ветер (дуют), град (стучат пальцами по полу).

Этюд «Как Огурчик стал смелым!?»

Цели:- развивать у детей образные представления.

- развивать выразительность и эмоциональность движений.

- воспитывать у детей смелость.

Оборудование: костюм Огурчика, покрывало-листочек.

Ход этюда.

Педагог (ребенок)надевает костюм Огурчика, ложится на ковер. Дети накрывают его с головой покрывалом-листочком. Ребенок изображает страх, дрожит. Дети сужают круг, гладят Огурчика, обнимают его, говорят ласковые слова: «Не бойся, мы с тобой, ты- смелый» и т. д. Огурчик встает, скидывает листочек, говорит бодрым, громким голосом: «Я - смелый! Я – не боюсь темноты!» После этого роль Огурчика исполняют другие дети. Этюд разыгрывается каждым ребенком.

Этюд «На рыбалке»

Цели:- развивать у детей образные представления.

- учить имитировать движения.

- познакомить детей с выражением эмоций(радость, досада, огорчение, разочарование).

Ход этюда.

Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния ( радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.

Этюд «Земляничка растет»

Цели:- развивать у детей образные представления.

- учить имитировать движения в соответствии с картинками.

- закреплять представления детей о растениях.

- развивать выразительность движений.

- учить детей играть дружно.

Оборудование: набор картинок с изображением этапов развития растения, костюмы для персонажей сказки «Земляничка».

Ход этюда.

Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения, и предлагаем им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток( дети сидят сжавшись в комок); затем вытягивается стебель(дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка(дети отводят в сторону одну руку); распускается цветок(дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает( ладонь опускается); образуется маленькая ягодка(ладонь сжимается в кулачок).

Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».

Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».

Этюд «Хорошая - плохая погода»

Цели:- развивать у детей творческое воображение.

- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение».

Ход этюда.

Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу, на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки(можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).

Педагог спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм.

Педагог говорит детям о том , что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей , какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его соответствующей пиктограммой.

Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.

Сказки с заместителями

Набор заместителей вначале предлагается ребенку взрослым.

Ребенок из предложенных заместителей выбирает наиболее подходящие для конкретного персонажа. Заместители (треугольники, квадраты, кружочки) могут различаться формой, величиной и цветом.

С замещенными персонажами разыгрываются сначала известные сказки, а потом и рассказываются свои. Это развивает творческие способности ребенка, закрепляет умение соотносить предметы по форме, по величине, по расположению в пространстве.

«Репка.»

Попробуй представить заключительную сцену сказки «Репка» при помощи заместителей-овалов.

Возможный вариант ответа:

 
  Мимические и пантомимические этюды - student2.ru

Репка   Дедка     Бабка     Внучка   Жучка   Кошка     Мышка
Мимические и пантомимические этюды - student2.ru

           
    Мимические и пантомимические этюды - student2.ru
 
  Мимические и пантомимические этюды - student2.ru
 
    Мимические и пантомимические этюды - student2.ru
 
    Мимические и пантомимические этюды - student2.ru

«Курочка Ряба.»

Попробуем представить сказку «Курочка Ряба» заместителями, используя такие фигурки:

Мимические и пантомимические этюды - student2.ru

«Сказочник.»

А теперь задача обратная. Перед тобой фигурки. Нужно сочинить про них любую сказку. Каждая фигурка станет персонажем твоей сказки.

               
  Мимические и пантомимические этюды - student2.ru
    Мимические и пантомимические этюды - student2.ru
      Мимические и пантомимические этюды - student2.ru
        Мимические и пантомимические этюды - student2.ru
 
 

Нарисуй или запиши сказку.

Взаимодействие с родителями

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей.

Союз педагогов и родителей способствует развитию детей:

· интеллектуальному,

· эмоциональному,

· эстетическому.

Формы работы с родителями:

1. Тематические консультации по вопросам художественно-эстетического развития.

2. Папки-передвижки «Из истории театра», «Театр на кухне», «Артисты с грядки», «Играем в кукольный театр».

3. Литературные викторины для детей и родителей по народным сказкам.

4. Совместные походы в театр.

5. Оформление фотовыставки с моментами драматизации детей.

6. День открытых дверей с привлечением родителей в театрализованную деятельность.

7. Совместное участие в драматизациях детей и родителей.

8. Привлечение родителей к изготовлению разных видов театров.

9. Привлечение родителей к изготовлению декораций и элементов костюмов для драматизаций.

10. Создание фильмотеки силами родителей сцен драматизаций с праздников и развлечений.

11. Творческий конкурс поделок руками детей и родителей «Карнавальная маска».

Перспективный план работы с родителями

Месяц Формы работы с родителями  
Сентябрь Консультации для родителей «Игрушки, развивающие творческую фантазию детей», «Театральные игры детям»  
Октябрь Папка-передвижка для родителей «Играем в кукольный театр»  
Ноябрь Изготовление вязаных игрушек родителями для кукольного настольного театра  
Декабрь Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки» Показ кукольного театра «Теремок» с привлечением родителей  
Январь Совместный поход в Областной театр кукол  
Февраль Познавательно-тематический вечер «Зимушка-зима» Папка-передвижка для родителей «Театр на кухне»  
Март Совместный спектакль родителей и детей «Волк и семеро козлят»  
Апрель Оформление фотовыставки «Мы – артисты» Папка-передвижка для родителей «Артисты с грядки»  
Май День открытых дверей для родителей с просмотром театрализованной деятельности «Мы, веселые ребята, любим петь и танцевать»  

Консультации для родителей

«Влияние театрализованной игры на формирование

Наши рекомендации