Использование радиомикрофонов
Слабое место любой радиосистемы - батарейки, необходимые для питания передатчика. Они традиционно громоздки, поэтому передатчик прикрепляется к поясу, в то время как небольшой кабель соединяет его с обычным микрофоном. С такой радиосистемои можно использовать любой динамический микрофон. Емкостные микрофоны не годятся для подобного применения, поскольку требуют фантомного питания (неко- торые системы имеют источник питания на 5-9 V от внутренних бата- рей, но это все, чем они могут похвастаться).
Приемник представляет собой устройство, питающееся от сети, име- юшее антенну и выходные разъемы для коммутации с другими устройст- вами. Обычно он располагается неподалеку от микшера, так что звукоинженер может отрегулировать все необходимые параметры при- ема радиосигнала. Приемник имеет несбалансированные выходы линей- ного уровня, поэтому его можно коммутировать с линейными выходами консоли, минуя распределительные коробки. Однако в некоторых залах существуют проблемы с приемом радиосиг- нала. Радиосистемы работают в ультракоротком (FM) диапазоне волн, ко- торые распространяются по прямой, поэтому вы не в состоянии что-либо предпринять для подавления отражений радиосигнала от колонн и других препятствий. Не помогает и усиление мощности радиосигнала. Так как сигналы волн FM-диапазона распространяются в пределах прямой види- мости, в иелях улучшения качества радиосвязи принимающее устройство приходится располагать вблизи сиены ИЛИ на СОЛИДНОЙ высоте. БОЛЬШИНСТВО современных радиосистем называют избирательными, поскольку они имеют две антенны. Переключение между ними происхо- дит автоматически, в зависимости от того, какая из антенн принимает радиосигнал более высокого уровня. Такие устройства работают более стабильно, так как если одна из антенн закрыта каким-либо препятстви- ем, то вторая может обеспечить качественный прием радиосигнала. Исполнители, применяющие радиомикрофон, практически не огра- ничены в своих передвижениях по сиене, поэтому еше до начала пред- ставления необходимо выявить наличие и расположение на сиене "мертвых зон" (места плохого приема радиосигнала) и "горячих зон" (об- ласть устойчивой радиосвязи). При использовании радиосистем необходимо помнить, что они ра- ботают на ограниченном количестве частот, поэтому возможны ситуа- ции, когда несколько приборов вешают на одной и той же длине волны. Кроме того, на заре применения радиомикрофонов те же частоты ис- пользовали многие транспортные компании, хотя сегодня стандарт DTI несколько улучшил ситуацию. Тестирование в некоторой мере поможет сгладить проблемы, но большинство неприятностей, как известно, начинаются в самое непод- ходящее время, так что к их появлению неплохо было бы подготовиться заблаговременно. Избежать подобных коллизий помогут приборы, рабо- тающие на двух частотах (чем дальше они разнесены по частотному диа- пазону, тем лучше). Неплохая подстраховка - обыкновенный кабельный микрофон.
Методы стереофонического размещения микрофонов
В ситуациях, когда на первом плане не стоит проблема обеспечения больших мощностей сигнала, можно использовать различные методики стереофонического размещения микрофонов, позволяющие создать объемное пространство или озвучить аудиторию при "живой" записи концерта. В силу того, что при подобном размещении микрофоны охватывают большое пространство и резко увеличивается опасность самовозбужде- ния системы, эти методы не подходят для работы с серьезными мощнос- тями.
Совмещенные XY XY-совмешение - способ установки направленных (кардиоидных) ми- крофонов рядом под углом 90°. Поскольку микрофоны расположены вплотную друг к другу, проблем с их фазированием не возникает и обеспечивается хорошая монофоническая совместимость. При такой расстановке получается отличная стереокартина, но проваливается се- редина стереообраза.
Разнесенные XY Разнесение микрофонов на расстояние меньшее 30 cm улучшает сте- реокартину, но вследствие фазовых эффектов нарушается монофониче- ская совместимость.
Разнесенные АВ микрофоны Размещая два микрофона с круговой диаграммой направленности на расстоянии нескольких футов друг от друга, мы можем получить хоро- шую стереокартину и монофоническую совместимость, однако это про- исходит за счет провала середины. Аля заполнения середины можно применить совмещенные или остронаправленные микрофоны.
MS - Middle/Side (центр/сторона) (сумма и разность) MS - интересная методика, предоставляющая дополнительные воз- можности по формированию стереокартины звука. Она основана на использовании центрального микрофона с любой диаграммой направ- ленности для отбора фронтального (М) сигнала. Аля снятия бокового (S) сигнала используется микрофон с диаграммой направленности в фор- ме восьмерки. Моносовместимость сигнала обеспечивается централь- ным микрофоном. Аля декодирования стереоэффекта требуется три микшерных канала или специальное устройство. S-сигнал поступает на два канала, причем на одном из них фаза инвертируется. Они разнесе- ны по панораме в разные стороны, а затем объединяются с централь- ным М-сигналом. В результате мы получаем сумму М + S с левой стороны и разность М - S (по причине инвертированной фазы) с правой стороны. Изменяя уровень этих сигналов, можно регулировать ширину стереокартины.
Система MS требует введения в схему дополнительных узлов: суммарно-разностных преобразователей, стереорегуляторов направления и базы, но она имеет и ряд преимуществ перед системой ХY, так как позволяет легко регулировать как общую ширину базы, так и ширину отдельных участков, занятых группами исполнителей.
Overhead-стерео
(микрофоны над головой)
Размещая микрофон выше музыкальных инструментов на большом расстоянии, часто оказывается возможным получить более натуральный тембр, так как звуки от разных индивидуальных инструментов достигают микрофонов с более реальным распределением по времени, чем при их близком расположении. Кроме того, можно записать при этом несколько первых отражений в помещении, что больше соответствует естественному окружению инструментов.
– Spaced Оmni stereo – ненаправленные микрофоны устанавливаются на стойках перед исполнителем на высоте 1,2 – 2,4 м, для улучшения пространственности их иногда поднимают на 3 м или выше. Эта техника дает глубину и хороший стереообраз, но может вносить фазовые искажения.
– Decca Tree – эта техника была развита на English Decca Records-студии в середине 50-х гг.и еще до сих пор используется при записи звука. Три ненаправленных микрофона размещаются на стойках на 3 – 3,7 м выше и слегка позади головы дирижера. Они наклонены приблизительно на 30 0 вниз по направлению к оркестру и установлены под определенным углом друг к другу: один направлен в центр, два других под 450 от центра (рис.12). Расстояния между стойками правого и левого микрофонов приблизительно 2 м, центральный микрофон сдвинут на 1,5 м вперед. Кроме того, два дополнительных микрофона располагаются по краям оркестра, обычно немного сзади, чтобы записать реверберацию зала. Эта техника дает реалистический стереообраз, обеспечивает хороший баланс между инструментами оркестра и позволяет записывать отдельно центральный канал, что полезно при микшировании систем типа Surround Sound.
Стереосистемы
Типа «искусственная голова»
Два ненаправленных микрофона размещаются на твердой сфере диаметром 20 см, моделирующей акустическое поле вокруг человеческой головы. Диафрагмы микрофонов совмещены с поверхностью сферы. Геометрические размеры, используемые в этой технике, моделируют базовые пропорции человеческой головы, т.е. междуушное время задержки. Пример такой микрофонной системы показан на рис.13. Однако следует иметь в виду, что при записи источников с широким углом охвата боковые источники будут записываться слишком подчеркнуто для ближайшего микрофона и слишком слабо для дальнего, поэтому предпочтительнее использовать сферу для расположения источников с углом охвата 900 или меньше.
Микрофонные системы Surround Sound
Начавшийся в 70-е гг. переход на четырехканальные (квадрофонические) системы, а затем с 90-х гг. широкое внедрение в домашнюю звукотехнику различных типов систем типа Surround Sound (Dolby Surround 5.1,Pro-Logic, Digital и др.) потребовали пересмотра требований к микрофонным системам. Главная цель всех систем типа Surround Sound – это улучшенная передача пространственной атмосферы зала, недоступная для стереофонических систем. В связи с этим изменились требования к технологии микрофонной записи, к числу основных из них можно отнести следующие:
– точная запись прямого звука со сцены с сохранением натурального баланса и естественности звучания;
– запись достаточного количества ранних отражений от сцены и припортальных боковых стен, приходящих в первые 25 – 60 мс, для передачи в последующем воспроизведении размеров первичного зала;
– запись реверберационного процесса и его некоррелированное представление во всех громкоговорителях воспроизводящей системы во вторичном помещении.
Для обеспечения этих требований стали использоваться новые микрофонные системы, обеспечивающие формирование четырех и более каналов, которые затем кодировались в два кAudio-Technica AT 895, Microtech Gefell KEM 970 и др. – возможности цифровой обработки сигналов позволили создать новые микрофонные системы, представляющие собой своего рода микрофонные антенны, в которых с помощью цифровых фильтров синтезируются диаграммы направленности различной управляемой формы, ширины и ориентации, адаптированные к различным условиями окружающего пространства и задачам обработки. Такие системы находят себе все большее применение в системах звукозаписи и озвучения. Пример системы Audio-Technica AT 895, состоящей из центрального остронаправленного микрофона и четырех кардиоидных микрофонов, с последующей цифровой фильтрацией их характеристик,анала и декодировались в 5.1 (или более) каналов воспроизведения.