Дистанционные узконаправленные микрофоны-пушки(shotgun)

В некоторых ситуациях приходится снимать звук с удаленного источни­ ка. В этом случае на помощь приходят специальные дистанционные узкона­

правленные микрофоны. Применение узконаправленных микрофонов

дальнего действия оправдано в тех случаях, когда источник звука лишен возможности перемещаться, а использование радиосистемы невозможно. Вследствие острой направленности микрофоны этого типа устойчивы к са­ мовозбуждению и легко управляются. Спады уровня узконаправленных ми­ крофонов часто порождают довольно странный звук, поэтому их лучше использовать не в качестве основных, а как вспомогательные.

P Z M (микрофоны зонного давления)

PZM-микрофоны(иногда их называют граничными микрофонами) следу­

ет отнести скорее не к специализированным, а к обычным, имеющим, одна­ ко, специальное размещение. Принцип действия микрофонов этого типа основан на том, что капсюль располагается на небольшом расстоянии от от­

ражающей поверхности, в результате чего прямой и отраженный сигналы имеют практически одинаковую амплитуду, и суммарный звук образует не­

кую зону давления, которая воспринимается микрофоном. Это означает, что отражательная поверхность становится как бы частью микрофона.

Обычно микрофоны этого типа монтируются на небольших пластинах раз­ мером 150 mm, но их размер можно существенно увеличить, установив ми­ крофон на какую-либоповерхность (пол, стена, экран).

Диаграмма направленности PZM-микрофонаимеет форму полусферы.

Микрофон не воспринимает звук, приходящий из-заповерхности, на кото­ рой он расположен, и практически с одинаковой чувствительностью соби­

рает звук, падающий с фронтальной стороны в диапазоне 180°. Это не исключает, но сильно затрудняет его использование для "живого" озвучи­

вания окружающего пространства. Можно управлять избирательностью

PZM-микрофона,используяV-образныеэкраны или даже устанавливать микрофоны на разные стороны отражающей поверхности для получения диаграммы направленности в форме восьмерки.

PZM-микрофонысобирают звук со всей окружающей их области. Это

делает их идеальными для озвучивания конференций, поскольку сама три­ буна становится как бы микрофоном. Увеличивается свобода передвиже­ ния докладчика без возникновения каких-либонежелательных звуковых эффектов.PZM-микрофоныпозволяют избежать проблем, связанных с ин­

терференцией и балансировкой, которые возникают в системах с несколь­

кими микрофонами, однако в случае их использования необходим жесткий контроль за самовозбуждением системы.

Обычно в микрофонах типа PZM используются миниатюрные емкостные капсюли (требующие фантомного питания), хотя это вовсе необязательно. Некоторые образцы немного шумноваты и имеют качество, сильно меняю­

щееся в зависимости от модели и серии, так что при покупке того или ино­

го микрофона необходимо уделять этому особое внимание. Некоторые

компании, например Electrovoice, предоставляют покупателю возможность преобразования любого микрофона в PZM-тип.

Выбор микрофона

Для начала необходимо заметить, что не существует абсолютно универ­ сальных микрофонов. Микрофон, идеальный для одного исполнителя, мо­ жет совершенно не подойти другому. Единственное, что можно

посоветовать в этой ситуации - полагайтесь на свой слух и вкус.

Однако есть общие принципы (основанные на физических явлениях), которые необходимо соблюдать при подборе микрофона для источника звука:

•Не используйте ленточный микрофон для озвучивания мощных перкус­ сионных инструментов (например, басового барабана), в противном слу­ чае вы рискуете его испортить.

•Микрофоны со встроенной ветрозащитой (наподобие плетеного мячика) обычно предназначены для вокала.

•Инструментальные микрофоны с плоской головкой вряд ли подойдут для

озвучивания вокала (из-зашумов при трении ладоней о корпус и т.п.).

•Емкостные микрофоны лучше отрабатывают высокие частоты и им­ пульсные сигналы, но им не хватает мягкости звучания.

•Выбирайте микрофон, который более всего устраивает вас по тембру воспроизводимого звука без эквализации.

•Используйте однотипные микрофоны для озвучивания всего вокала группы, что позволит проводить глобальную эквализацию общего выхо­ да системы в целях борьбы с самовозбуждением. В этом случае можно применить один графический эквалайзер, а не крутить ручки на каждом

канале.

•Изменение дистанции между источником звука и микрофоном может сильно отразиться на звуке.

При "живом" исполнении нет места эксперименту, так что займитесь этим на репетициях.

Техника владения микрофоном

И снова здесь нет строгих правил и методик - только интуитивное чув­ ство микрофона. Основное: надо знать, откуда снимать звук.

Не вызывает сомнения, что источником звука являются многие поверх­ ности инструмента. Источниками вокала, например, является не только

горло, но и грудная клетка и нос. Используя различные методики разме­ щения микрофона (обычно для преодоления проблемы самовозбуждения

и проникновения), мы невольно придаем инструменту различный характер звучания, усиливая ту или иную область частотного спектра сигнала.

Даже в очевидных ситуациях рекомендуется прослушивать инструмент

с различных точек. В студиях иногда выделяют настраиваемый микрофон из мониторного микса, для того чтобы звукоинженер мог слышать резуль­ таты того или иного размещения. Аналогичная методика может быть пе­

ренесена и на сцену, если вы установили звукорежиссерскую связь.

В студийных условиях есть возможность изменять расстояние между источником и микрофоном для получения необходимого звука. При ра­ боте на сцене единственная возможность - размещать микрофон под

различными углами, пытаясь добиться необходимого результата. Такая

методика является мощным инструментом улучшения звука и получения

сбалансированной картины. Это еще одна область применения направ ленных микрофонов. Используя их, можно перекрестно озвучить инст­рументы без риска столкнуться с проблемами самовозбуждения и про­ никновения.

Радиомикрофоны

Кабели - больное место любой системы. Они постоянно перепутыва- ются, никогда не бывают достаточной длины и являются причиной раз- личного рода недоразумений. Радиомикрофон - манна небесная, позволяющая устранить весь этот хаос и даюшая музыканту возмож- ность свободно бродить по сцене, не таская за собой шлейф микрофон- ных кабелей.

Типы радиомикрофонов

Существует три типа радиосистем: интегрированные с микрофоном (с большим корпусом и встроенным в него передатчиком), компонент- ные микрофоны (позволяют использовать любые типы микрофонов, но требуют передатчика, который закрепляется на поясе у исполнителя и соединяется кабелем с микрофоном) и компонентные инструментальные (предназначены для гитаристов и других инструменталистов).

Наши рекомендации