Развитие музыкального мышления

Согласно общепедагогической концепции известного педагога М.И.Махмутова, для развития у учащихся навыков мышления проблемные ситуации могут быть смоделированы через:

а) столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

var begun_auto_pad = 202957618; var begun_block_id = 224509494; б) организацию практических работ;

в) предъявление учащимся жизненных явлений, противоречащих прежним житейским представлениям об этих явлениях;

г) формулирование гипотез;

д) побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению имеющихся у них знаний;

е) побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

ж) исследовательские задания.

Применительно к задачам музыкального обучения проблемные ситуации могут быть сформулированы следующим образом.

Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется:

- выявить в произведении главное интонационное зерно;

- определить на слух стилевые направления музыкального произведения;

- найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других;

- выявить особенности исполнительского стиля;

- определить на слух гармонические последовательности;

- подобрать к музыке вкус, запах, цвет, литературу, картину и т.д.

Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:

- сравнить исполнительский план различных редакций;

- найти ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;

- составить несколько исполнительских планов произведения;

- исполнить произведение с различной воображаемой оркестровкой;

- исполнить произведение в различном воображаемом цвете.

Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:

- мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса, бурдона, ритмо-остинато;

- подобрать на слух знакомые песни;

- импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ;

- воплощение речевых, житейских диалогов в музыкальном материале;

- импровизация на различные эпохи, стили, характеры;

- стилистическое, жанровое разнообразие одного и того же произведения.

Воображение

Воображение или фантазия – это элемент психической, творческой деятельности человека, воссоздающего новое.

Способность к воображению, фантазии одна из самых удивительных психических, творческих, познавательных особенностей высших мыслительных процессов мозговой деятельности человека. Воображение позволяет создавать образы, решать возникающие задачи, предвидеть будущее даже при отсутствии необходимой на то полноты информации и знаний. Но в этом и слабость такого решения задачи, так как результаты воображения не всегда бывают достаточно точны.

В общей психологии выделяют следующие виды воображения: пассивное и активное.

Пассивное воображение бывает: преднамеренным – грезы, мечты, и непреднамеренным – сновидения, галлюцинации.

Активное воображение бывает: воссоздающим – создание образов соответствующих описанию, и творческим – самостоятельное создание новых образов.

В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей.

Активность воображения, его творческая особенность имеют ведущее значение в деятельности композитора, исполнителя, в создании ими новых музыкальных художественных образов. Воображение, фантазия настолько близки музыкальному искусству, что в музыкальной литературе имеется большое количество произведений, которые так и называются – «фантазия», «грезы», «мечты» и т.п.

Воображение создает не только различные образы в мыслительной деятельности, но и может сильно воздействовать на органические процессы человека. Например, мы знаем к каким необратимым последствиям приводит неправильная оценка учителем ученика или ошибочный диагноз врача. В первом случае, у учащегося может развиться комплекс неполноценности, а во втором, пациент может заболеть теми болезнями, которых у него и не существовало (др. примеры: самовнушение, аутотренинг, гипноз, идеомоторные акты, биотоки).

Наши рекомендации