Развитие без переключения функций (развитие как таковое)
Известны четыре вида развития как такового. Обозначаем их знаком т во всех разноуровневых вариантах.
Существенное значение имеет здесь соотношение тенденций к уподоблению и обновлению. В некоторых случаях, требующих детализации видов развития, при знаке т воспроизводятся соответствующие индексы.
В продолжающем развитии преобладает обновление. Его антагонист (уподобление) играет при этом сдерживающую роль, обеспечивая естественность возникновения нового, где в той или иной степени наблюдается связь с предшествующим ().
В вариантном развитии обратное соотношение. При преобладании уподобления его антагонист (обнов-
ление) стимулирует развитие, вносит нечто отличное, новое в следующие друг за другом варианты ( ).
Подвижное соотношение продолжающего и вариантного развития вызывает к жизни промежуточную форму вариантно-продолжающего развития, наиболее распространенную ( ).
В разработочном развитии уподобление и обновление находятся в неустойчивом, подвижном равновесии. Отличие его от вариантно-продолжающего заключается в структуре. Если вариантно-продолжающее развитие предполагает слитность целостных построений, то разработочное основано на дробности и расчлененности. Вычленение части из музыкального целого и самостоятельное ее существование — основа этой формы развития (←m→).
Н. Метнер в книге «Повседневная работа пианиста и композитора» (в разделе «К форме») делает ряд интереснейших замечаний, относящихся к разбираемому вопросу.
«Практические соображения о развитии мелодических семян:
1) Самое краткое предложение может иметь дополнение. Дополнение же есть большой двигатель в форме. Вся форма Скарлатти — ряд дополнений.
2) Повторение, по существу, есть наиболее нежелательный множитель формы. Но и оно, взятое вариационно, то есть в развитии, в сокращении, в изменении, способно... содействовать развитию и росту формы...
3) Выбор из сказанного33 есть до известной степени также форма повторения... но так как в таком случае выбирается только ничтожная часть сказанного, как бы одно слово, то подобный прием еще свободнее и потенциальнее, нежели просто вариация. Это уже есть свободное рассуждение по поводу сказанного. Выделенное слово, освещая по-новому уже сказанное, в то же время способно приобрести и самостоятельное тематическое значение.
4) Идеальнейшим фактором роста формы есть присоединение нового к уже сказанному. Оно отличается от дополнения независимостью значения. Но эта же независимость делает этот прием наиболее трудным в смысле сохранения цельности и единства с предыдущим материалом» 34.
Подразумевая под понятием «множитель формы» все возможные виды тематического развития, Метнер создает их классификацию, почти совпадающую с той, которая предлагается в данной книге.
__________________________________________
33 Здесь Метнер имеет в виду разработочную форму собственного развития. «Слово» в данном случае как бы аналогично мотиву, фразе. — В. Б.
34 Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора М., 1963, с. 69—70.
Обновление как основа развития ведет к контрасту в самых разных его видах. Возникновение контраста — этой существенно важной композиционно-логической категории — рассматривается в данном исследовании как один из полюсов музыкального развития (другой полюс — точное повторение).
Развитие в любой его форме обязательно заключает в себе элемент различия, обновления, а то новое, что вносит каждый последующий момент, неминуемо чем-то отличается от предшествовавшего. Различие же в свою очередь заключает в себе зерно контраста, усиление различия между теми или иными двумя компонентами увеличивает возможность перехода в контраст, то есть «противополагания одного другому» (термин Ю. Тюлина)35. Переход от различия к контрасту — диалектический скачок. Речь идет не о конкретных проявлениях развития и контраста, а о самих этих понятиях как принципах формообразования. В реальном же их осуществлении момент перехода от развития к контрасту может быть и ясно обозначен (например, вторжение «темы рока» в финале Четвертой симфонии Чайковского), и быть совершенно незаметным (например, движение к драматической кульминации в главной партии первой части Десятой симфонии Шостаковича). Форма возникновения контраста и его вид зависят от художественной идеи. Кроме того, решающую роль играет уровень и радиус действия сопоставляемых элементов. Одно и то же сочетание, скажем для примера, двух гармоний в одних случаях можно определить как отличие слабое, в других — существенное, в третьих — как слабый контраст и т. д. В прелюдии № 7 Шопена, в такте 12, доминантсептаккорд ко II ступени звучит очень ярко и образует контраст, который воплощает в себе сущность внутритематического развития произведения. Но в рамках шопеновской баллады или сонаты подобное отличие было бы минимальным.
Различие, тяготеющее к контрасту, может быть воплощено в радиусе действия отдельных выразительных средств — мелодической линии, гармонии, ритма, громкостной динамики, фактуры, инструментовки и пр. Такое отличие и вытекающий из него контраст самой разной
_________________________________________
35 «Музыкальная форма» под ред. Ю. Тюлина, с. 26.
степени можно назвать контрастом выразительных средств или нетематическим контрастом.
Различие, тяготеющее к контрасту, может быть воплощено и в радиусе действия тематических сопоставлений. Такое отличие и вытекающий из него контраст можно назвать тематическим контрастом.
Оба вида контраста, но особенно тематический, представляют собой контраст как существенно различных явлений, так и разных сторон одного явления. Например, обе темы увертюры Глинки к опере «Руслан и Людмила» на уровне оперы в целом выражают две контрастные стороны единой сущности — образа народа. Но на уровне самой увертюры этот контраст дорастает до существенного противопоставления — устремленной динамичности и широко развертываемой лиричности. Напротив, обе темы первой части Шестой симфонии Чайковского выражают антагонизм самих сущностей, противоположных душевных состояний.
Контраст различных сторон единой сущности во многих случаях можно назвать дополняющим контрастом, поскольку обе темы или оба ее тематических элемента (либо интонационные построения тематической функции), воплощая разные стороны единой сущности, естественно дополняют друг друга, одинаковы по функциональному значению.
Дополняющий контраст следует отличать от оттеняющего контраста, при котором оба элемента (темы, построения) различны по функциональному значению; таковы соотношения фоновых и рельефных элементов, промежуточных и основных.
Итак, контраст — высшая форма обновления. Всякое развитие заключается в той или иной степени обновления, новое же — то зерно, из которого вырастает отличное, а из последнего и противоположное. Следовательно, сходство и контраст — два конца одной цепи. Но само понятие «контраст» не абсолютно, одно и то же соотношение может быть по-разному оценено в зависимости от содержательного наполнения.
Приведенная выше условная классификация совпадает с классификацией, предложенной И. Рыжкиным. Согласно ей, образные сопоставления бывают следующих видов: 1) дополняющее сопоставление внутренне близких образов, 2) сопоставление оттеняюще-контрастирующих образов и 3) конфликтное противопоставление
образов36. Первые две формы — две ступени контраста разных сторон единой сущности.
Для определения видов контраста необходимо, как было сказано, знать радиус его действия. Так, например, слабый контраст двух сторон единой сущности, воплощенный в двух темах медленной части Пятой сонаты Бетховена, взятой вне цикла (радиус действия — вторая часть сонаты), становится слабым отличием в плане существенного контраста трех частей цикла (радиус действия — соната в целом).
Виды контрастных смен создают две известные формы — коренной и производный контрасты, или же, говоря другими словами, контрасты сопоставления и развития.
На уровне общих и специальных композиционных функций контраст — общее понятие, он рассматривается как одна из форм всеобщего развития. Контрастная тема или ее элемент могут возникать в порядке и переключения, и отключения функции, а также принимать различные нетематические формы.
Выразительная роль контраста, его идейно-образное значение определяются на уровне формы как данности. .То или иное соотношение типов выразительности и связанных с ними контрастов создает основу драматургии музыкального произведения, существенно влияя на трактовку композиционной формы.
Итак, контраст в своем композиционно-логическом значении — одна из форм развития, предельное выражение тенденции к обновлению.
Контраст в его идейно-художественном значении — одна из форм действия экспрессивно-драматургических функций.