Альбом пьес для детей (1948 год )
Г.В. Свиридов – выдающийся русский композитор, пианист, ученик Дм. Шостаковича. Фортепианный цикл «Альбом пьес для детей» состоит из 17 пьес и представляет собой миниатюры разного характера: лирические, сказочные, танцевальные, маршевые. Среди них есть пьесы-пейзажи, игровые сценки.
№3 «Ласковая просьба»
Характер ________________________________________________________
Музыкальный образ_____________________________________________
№4 «Упрямец»
Характер _______________________________________________________
Ритм __________________________________________________________
Музыкальный образ _____________________________________________
______________________________________________________________
№8 «Перед сном»
Характер _______________________________________________________
Темп ____________________________________________________________
Динамика _____________________Темп _______________________________
№9 «Парень с гармошкой»
Характер _______________________________________________________
Лад ___________________________ Размер _________________________
Жанр танец или песня-частушка (подчеркнуть)
№11 «Колдун»
Характер ______________________________________________________
Музыкальный образ _____________________________________________
№15 «Дождик»
Характер ______________________________________________________
Регистр ____________________________ Темп ________________________
Динамика ______________________________________________________
Д\З разобрать пьесу по специальности по плану:
ПЛАН РАЗБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Автор произведения ___________________________________________
2. Название_____________________________________________________
3. Жанр________________________________________________________
4. Характер_____________________________________________________
5. Лад, тональность______________________________________________
6. Форма_____________________________________________________
7. Мелодия (речитатив, кантилена)_________________________________
8. Размер ______________________________________________________
9. Ритмические особенности_____________________________________
10. Фактура (гомофонно-гармоническая, аккордовая, полифоническая, унисон)______________________________________________________
11. Темп_____________________________________________________
12. Штрихи______________________________________________________
13. Динамика____________________________________________________
14. Тембр________________________________________________________
15. Музыкальный образ_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок по музыкальному произведению
МОЙ РИСУНОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ
__________________________________________________________________
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
ПРЕЛЮДИЯ. ТОККАТА
Музыкальный жанр – это род и вид музыкального произведения.
Формы | Инструментальные | Вокальные |
Миниатюра | Прелюдия, токката, Этюд, скерцо, ноктюрн, Экспромт, рапсодия | Песня, романс |
Крупная форма | Соната, сюита, вариации. Симфония, увертюра, концерт, квартет | Кантата, оратория |
Музыкально-театральные жанры | Балет | Опера, оперетта, мюзикл |
ПРЕЛЮДИЯ (лат. играю вступление) – инструментальная пьеса импровизационного характера или вступление к другой пьесе.
И.С. Бах Прелюдия и фуга До мажор ХТК 1 том
Особенности____________________________________________________
Знакомо вам это сочинение ? ______________________________________
В 16-17 веках прелюдия становится самостоятельной пьесой.
Ф. Шопен Прелюдия ЛяЬ мажор
Характер________________________________________________________
Самостоятельная пьеса или вступление (подчеркнуть)
А. Скрябин Прелюдия соч 11 №5 Ре мажор
Музыкальный образ _____________________________________________
_______________________________________________________________
ТОККАТА (итал.- прикосновение, удар) –виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов.
И.С. Бах Токката и фуга ре минор
Мощное звучание и смелая виртуозность.
Музыкальный образ ____________________________________________
______________________________________________________________
Особенности токкаты ____________________________________________
А. Хачатурян Токката для фортепиано
Характер ________________________________________________________
Форма _________________________________________________________
Особенности ___________________________________________________
Д/з Подобрать стихи к прелюдии Шопена и токкате Баха
Ф. Шопен Прелюдия Ляь мажор
__________________________________________________________________
И.С. Бах Токката и фуга ре минор
ЭТЮД
ЭТЮД (франц. – учение, изучение) – пьеса для развития техники. Каждый этюд посвящен какому-либо приему игры: пассажи, трели, аккорды, арпеджио и т.д. На протяжении этюда обычно выдержана одна фактура и один темп.
Этюды Карла Черни
КАРЛ ЧЕРНИ(1791-1857) – австрийский композитор, пианист и педагог. Родился в семье пианиста-педагога. Брал уроки музыки у Бетховена. Обладал феноменальной памятью. Знал наизусть все сочинения Бетховена. Унаследовал от своего учителя виртуозную технику, громадную работоспособность, беззаветную преданность музыке.
К. Черни – автор многочисленных произведений (более 1000). Этюды Черни – настоящая энциклопедия фортепианной техники.
Их играют и начинающие, и опытные пианисты. Знаменитый ученик Черни Ф. Лист говорил: «Играйте прилежно Черни»
К.Черни Этюды
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каприсы Н. Паганини
НИККОЛО ПАГАНИНИ( 1782-1840) – итальянский скрипач и композитор.
Его виртуозная игра, демонический облик и ореол тайны приводили современников в восторг. Паганини открыл новые технические возможности скрипки: быструю игру щипком и смычком, разнообразное стаккато, игру на одной струне.
Каприс или каприччио ( итал. - каприз, прихоть) – пьеса изменчивого характера. Каприсы Паганини – это инструментальные виртуозные пьесы свободной формы для скрипки.
Композитор написал 24 каприса для скрипки соло (1820 год). Современники объявили их неисполнимыми.
Н. Паганини Каприс №24 ля минор
Характер_______________________________________________________
Технические приемы _____________________________________________
_______________________________________________________________
Есть партия аккомпанемента ______________________________________
Д/З Принести ноты этюда. Определить вид техники в данном этюде.
ЭТЮДЫ ШОПЕНА И ЛИСТА
В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился: он стал этюдом –настроением. Из учебного этюда он превратился в подлинно художественное произведение.
ЭТЮДЫ ШОПЕНА
ФРИДЕРИК ШОПЕН (1810-1849) – польский композитор, пианист.
27 этюдов Шопена – это новый этап в развитии фортепианной виртуозности. В каждом своя техническая задача.
ЭТЮД №1 До мажор
Характер__________________________________________________________
Вид техники _____________________________________________________
Музыкальный образ ______________________________________________
ЭТЮД № 13 ЛяЬ мажор
Характер _________________________________________________________
Вид техники ____________________________________________________
Музыкальный образ _____________________________________________
Какому этюду соответствуют данные стихи по настроению:
Ф Тютчев «Конь морской» _______________________________________
В. Гюго «Маргаритки» __________________________________________
ЭТЮДЫ ЛИСТА
Венгерский композитор и пианист –виртуоз Ференц Лист (1811-1886) не уставал напоминать своим ученикам: «Путь к сложному лежит через простое». К вершинам виртуозности сам Лист шел через этюды: этюды-упражнения, этюды по каприсам Паганини, «Этюды высшего исполнительского мастерства»
Этюд № 12 «Метель»
Музыкальный образ _______________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________________________
Д\з: Выучить определения жанров Прелюдия, Токката, Этюд.
СКЕРЦО. ЮМОРЕСКА
У человека бывает разное настроение: иногда ему грустно, иногда хочется пошутить, посмеяться, Шутка может быть добродушной, задиристой, насмешливой и даже злой.
И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты си минор
Характер __________________________________________________________
Юмореска(от слова юмор) – пьеса веселого, шутливого характера.
П. Чайковский «Юмореска»
Характер добрый и безобидный или задиристый и дразнящий?
Форма _________________________________________________________
Средний раздел _________________________________________________
СКЕРЦО (итал. –шутка) – произведение шутливого характера. Скерцо бывают юмористические, лирические, драматические, фантастические и зловещие.
П. Чайковский «Скерцо»
Какое это скерцо? ________________________________________________
Форма __________________ Средняя часть__________________________