И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор
__________________________________________________________________
Определите виды фактур в музыкальных примерах:
П. Чайковский «Итальянская песенка»
________________________________________________________
П. Чайковский «Утренняя молитва»
Л.Моцарт Менуэт __________________________________________
Д/З запомни названия трех видов музыкальной фактуры. Послушай и запиши вид фактуры в следующих пьесах:
1. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя»
__________________________________________________
2. И.С.Бах. Инвенция Фа-мажор
__________________________________________________
3. Р.Шуман. Северная песня
__________________________________________________
(слушаем музыку в группе Домик Дилидона в vk)
МЕТР. РИТМ
МЕТР(греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке.Пульс сердца. Маятник часов.
А. Островский «Есть часы во всех домах»
С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов
Метроном – это устройство, которое отстукивает ____________ в определенном ____________________.
РИТМ ( греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.
Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.
У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, музыка народов Кавказа и Закавказья)
Лезгинка (зурна, барабан)
____________________________________________________________
Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»
Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:
Д/З Записать длительностями музыкальные шаги: слона, лисицы и синички (длительности выберите сами):
Слон______________________________________________________________Лисичка___________________________________________________________Синичка___________________________________________________________
ТЕМП
Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.
Медленные темпы Очень медленные темпы
Andante -спокойно Largo - широко
Sostenuto - сдержанно Lento - медленно
Умеренные темпы Adagio - медленно
Moderato - умеренноБыстрые темпы
Andantino – скорее, чем анданте Allegro- скоро
Vivo – очень скоро
Presto- очень скоро
А.Петров Балет «Сотворение мира»
«Сотворение Адама» ______________________________________
«Веселая погоня» _________________________________________
ТЕМБР
ТЕМБР(фр. – колокольчик, метка) – окраска звучания голоса или инструмента.
Певческие голоса разделяются на три группы, в зависимости от высоты звучания.
Женские голоса | Мужские голоса | |
Высокий | Сопрано | Тенор |
Средний | Меццо-сопрано | Баритон |
Низкий | Контральто | Бас |
Викторина. Определяем тембры голосов:
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________
6.____________________________________________________________
Д/З Выучить тембры певческих голосов
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
В симфоническом оркестре 4 группы инструментов.
Деревянные духовые | Медные духовые | Ударные | Струнные |
Флейта Гобой Кларнет Фагот | Труба Валторна Тромбон Туба | Литавры Барабаны Ксилофон Тарелки Гонг Бубен Колокола | Скрипки Альты Виолончели Контрабасы |
В оркестр могут быть включены фортепиано и арфа.
Руководит оркестром дирижер. На пульте перед дирижером лежит партитура. Партитура – это полная запись всех партий инструментов.
Рабочий инструмент дирижера– дирижерская палочка.
Викторина:определить тембры музыкальных инструментов
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________
6.____________________________________________________________
Сергей ПРОКОФЬЕВ «ПЕТЯ И ВОЛК»
Чтобы познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра, Сергей Прокофьев в 1936 году написал музыкальную сказку «Петя и волк». Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, исполняемый одним и тем же инструментом.
Пионер Петя – струнные инструменты
Птичка –флейта
Утка – гобой
Кошка – кларнет
Дедушка – фагот
Волк – три валторны
Охотники – ударные (литавры, барабаны)
ШТРИХИ. ДИНАМИКА. РЕГИСТР
ШТРИХИ– (нем. – линия, черта) или артикуляция– способ извлечения звука.
1. Легато – связно
2. Нон легато – не связно
3. Стаккато – отрывисто
Викторина. Определить штрихи в следующих произведениях
П. Чайковский «Старинная французская песенка» _____________________
Р. Шуман Солдатский марш ________________________________________
Д. Кабалевский Ёжик»____________________________________________
ДИНАМИКА или динамические оттенки (нюансы) (фр. оттенки) – громкость исполнения музыки.
ff f mf mp p pp
Диминуэндо _________________или постепенное уменьшение силы звука
Крещендо ___________________ или постепенное увеличение силы звука
Акцент (лат. – присоединение к пению) – громкое выделение звука или аккорда
Разобрать динамические оттенки в пьесе Э.Грига «Шествие гномов»
________________________________________________________________
РЕГИСТР (лат. – список, перечень) – часть инструмента или певческого голоса. Различают высокий, средний и низкий регистры.
Викторинка. Определить регистр в следующих произведениях:
К. Дебюсси Колыбельная Джимбо ____________________________________
М. Глинка «Жаворонок»__________________________________________
А. Островский «Спят усталые игрушки» _______________________________
М. Мусоргский «Картинки с выставки» «Два еврея»
Регистры: _________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)