П. Чайковский Шарманщик поет
Мелодия
Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.
Итальянская песня «Санта Лючия»
В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.
Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы, фразы, предложения, кульминацию, каданс.
ГАРМОНИЯ
ГАРМОНИЯ(греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.
Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»
Мелодия _____________________________________________________
Аккомпанемент ________________________________________________
Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»
______________________________________________________________
В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.
Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику
ФАКТУРА
Фактура (музыкальный склад) – способ изложения музыкального материала.
ВИДЫ ФАКТУР
1.Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме.
Роберт Шуман Хорал
__________________________________________________________________
2.Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.
П. Чайковский Шарманщик поет
__________________________________________________________________
3.Полифонический склад или фактура – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.
И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор
__________________________________________________________________
Определите виды фактур в музыкальных примерах:
П. Чайковский «Итальянская песенка»
________________________________________________________
П. Чайковский «Утренняя молитва»
Л.Моцарт Менуэт __________________________________________
Д/З запомни названия трех видов музыкальной фактуры. Послушай и запиши вид фактуры в следующих пьесах:
1. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя»
__________________________________________________
2. И.С.Бах. Инвенция Фа-мажор
__________________________________________________
3. Р.Шуман. Северная песня
__________________________________________________
(слушаем музыку в группе Домик Дилидона в vk)
МЕТР. РИТМ
МЕТР(греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке.Пульс сердца. Маятник часов.
А. Островский «Есть часы во всех домах»
С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов
Метроном – это устройство, которое отстукивает ____________ в определенном ____________________.
РИТМ ( греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.
Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.
У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, музыка народов Кавказа и Закавказья)
Лезгинка (зурна, барабан)
____________________________________________________________
Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»
Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:
Д/З Записать длительностями музыкальные шаги: слона, лисицы и синички (длительности выберите сами):
Слон______________________________________________________________Лисичка___________________________________________________________Синичка___________________________________________________________
ТЕМП
Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.
Медленные темпы Очень медленные темпы
Andante -спокойно Largo - широко
Sostenuto - сдержанно Lento - медленно
Умеренные темпы Adagio - медленно
Moderato - умеренноБыстрые темпы
Andantino – скорее, чем анданте Allegro- скоро
Vivo – очень скоро
Presto- очень скоро
А.Петров Балет «Сотворение мира»
«Сотворение Адама» ______________________________________
«Веселая погоня» _________________________________________
ТЕМБР
ТЕМБР(фр. – колокольчик, метка) – окраска звучания голоса или инструмента.
Певческие голоса разделяются на три группы, в зависимости от высоты звучания.
Женские голоса | Мужские голоса | |
Высокий | Сопрано | Тенор |
Средний | Меццо-сопрано | Баритон |
Низкий | Контральто | Бас |
Викторина. Определяем тембры голосов:
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________
6.____________________________________________________________
Д/З Выучить тембры певческих голосов
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
В симфоническом оркестре 4 группы инструментов.
Деревянные духовые | Медные духовые | Ударные | Струнные |
Флейта Гобой Кларнет Фагот | Труба Валторна Тромбон Туба | Литавры Барабаны Ксилофон Тарелки Гонг Бубен Колокола | Скрипки Альты Виолончели Контрабасы |
В оркестр могут быть включены фортепиано и арфа.
Руководит оркестром дирижер. На пульте перед дирижером лежит партитура. Партитура – это полная запись всех партий инструментов.
Рабочий инструмент дирижера– дирижерская палочка.
Викторина:определить тембры музыкальных инструментов
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________
6.____________________________________________________________
П. ЧАЙКОВСКИЙ
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
№8 «Вальс»
Характер ______________________________________________________
Образ _________________________________________________________
Размер ___________________Фактура ________________________________
Лад ______________________
№9 «Новая кукла»
Характер _______________________________________________________
Образ_________________________________________________________
Темп____________________ Размер ___________
№10 «Мазурка»
Мои впечатления ________________________________________________
_______________________________________________________________
№11 «Русская песня» - обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка»
Образ: звучание удалого мужского хора.
Фактура: подголосочная полифония.
Лад то мажор, то минор – ладовая переменность
№12 «Мужик на гармонике играет»
Это маленькая музыкальная сценка.
Что вы представили? ___________________________________________
______________________________________________________________
Чайковский подражает звучанию ливенской гармоники (г. Ливны, Орловской губернии). Д7 звучит 30 раз!
№13 «Камаринская»
В основе пьесы знаменитый плясовой наигрыш. Образец варьирования.
№14 «Полька»
Характер_____________________________________________________
Размер _______________Форма___________Регистр _________________
№15 «Итальянская песенка»
Мелодию этой песенки Чайковский услышал в Италии в исполнении мальчика 10-11 лет и записал.
Характер _______________________________________________________
Фактура _______________________________________________________
П. ЧАЙКОВСКИЙ
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
№16 «Старинная французская песенка»
Композитор использовал в этой песенке напев 16 века «Куда вы ушли». Воссоздается колорит средневековой Франции.
Знакома ли вам эта пьеса? Штрих ____________________________
№17 «Немецкая песенка»
Жанр крестьянского танца лендлера.
Плавное движение мелодии сочетается со скачками, которые называются йодлями. Они распространены среди жителей Альп.
Характер______________________________________________________
Размер _________________________
№18 «Неаполитанская песенка»
Образ веселого итальянского карнавала. Чайковский использовал эту мелодию в балете «Лебединое озеро»
№19 «Нянина сказка»
Штрихи__________________________________________________________
Образ__________________________________________________________
№20 «Баба-Яга»
Характер ______________________________________________________
№21 «Сладкая грёза»
Характер______________________________________________________
Мелодия _____________________________________________________
Ваши мечты ____________________________________________________
_______________________________________________________________
№22 «Песня жаворонка»
Регистр ___________________________________________________________
№23 «Шарманщик поет» Подлинная мелодия.
№24 «В церкви»
Характер_______________________________________________________
Фактура _________________________________________________________
Это переложение для фортепиано православной молитвы «Царю небесный»
РОБЕРТ ШУМАН (1810-1856)
«АЛЬБОМ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» (1848 год)
Р.Шуман- немецкий композитор –романтик, музыкальный писатель, пианист.
Для детей Р.Шуман написал «Детские сцены» (13 пьес), «Лесные сцены» (9 пьес), «Альбом для юношества» (43 пьесы)
Рассмотрим некоторые из пьес цикла:
№2 «Солдатский марш»
Что общего с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского? ________________________________________________________________________________________________________________________________
№16 «Первая утрата»
Характер______________________________________________________
Музыкальный образ ____________________________________________
№18 «Смелый наездник»
Характер ______________________________________________________
Регистр 1ч. _______________2ч. ______________
№25 «Отзвуки театра»
Ваши впечатления _______________________________________________
_______________________________________________________________
№10 «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
Характер _______________________________________________________
Лад _________________________Регистр______________________________
Мелодия вокальная или инструментальная (подчеркнуть)
Викторинапо «Альбому для юношества» Р.Шумана
1. _____________________________________________________
2. ______________________________________________________
3. ______________________________________________________
4. ______________________________________________________
5. ______________________________________________________
КЛОД ДЕБЮССИ (1862-1918)
«ДЕТСКИЙ УГОЛОК» (1809год)
Клод Дебюсси – французский композитор–импрессионист, пианист, дирижер, критик.
Фортепианный цикл «Детский уголок» состоит из шести фортепианных пьес. Данный альбом был посвящен дочери композитора Эмме.
№1 «Доктор Gradus ad Parnasum»
Характер ____________________________________________________
Лад _____________________ Жанр ______________________________
Темп _____________________________
Кто такой Доктор Gradus ad Parnasum»? ____________________________
______________________________________________________________
№2 «Колыбельная Джимбо»
Характер ____________________________________________________
Лад _____________________
Регистр ____________________Темп _____________________________
Динамика_____________________________________________________
Кто такой Джимбо»? ___________________________________________
Развитие музыкального действия ___________________________________
_______________________________________________________________
№3 «Серенада кукле»
Красива ли кукла? ___________Кто поёт ей серенаду? ___________________
Характер ______________________________________________________
Фактура _______________________________________________________
№4 «Снег танцует»
Самая большая и сложная пьеса цикла. Её отличают живописность звучания.
Характер _______________________________________________________
Регистр ________________________________ Лад______________________
№5 «Маленький пастух»
Что ты чувствуешь, когда слышишь наигрыш маленького пастушка?
_____________________________________________________________
Лад ____________________ Фактура_____________________________
№6 «Кукольный кэйкуок» - блестящий финал. Кейкуок – американский танец (шествие с пирогами)
В пьесе пародируется модный тогда танец регтайм.
Характер _________________________________________________
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ (1915-1998)
ПЛАН РАЗБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Автор произведения ___________________________________________
2. Название_____________________________________________________
3. Жанр________________________________________________________
4. Характер_____________________________________________________
5. Лад, тональность______________________________________________
6. Форма_____________________________________________________
7. Мелодия (речитатив, кантилена)_________________________________
8. Размер ______________________________________________________
9. Ритмические особенности_____________________________________
10. Фактура (гомофонно-гармоническая, аккордовая, полифоническая, унисон)______________________________________________________
11. Темп_____________________________________________________
12. Штрихи______________________________________________________
13. Динамика____________________________________________________
14. Тембр________________________________________________________
15. Музыкальный образ_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок по музыкальному произведению
МОЙ РИСУНОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ
__________________________________________________________________
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
ПРЕЛЮДИЯ. ТОККАТА
Музыкальный жанр – это род и вид музыкального произведения.
Формы | Инструментальные | Вокальные |
Миниатюра | Прелюдия, токката, Этюд, скерцо, ноктюрн, Экспромт, рапсодия | Песня, романс |
Крупная форма | Соната, сюита, вариации. Симфония, увертюра, концерт, квартет | Кантата, оратория |
Музыкально-театральные жанры | Балет | Опера, оперетта, мюзикл |
ПРЕЛЮДИЯ (лат. играю вступление) – инструментальная пьеса импровизационного характера или вступление к другой пьесе.
Ф. Шопен Прелюдия ЛяЬ мажор
Характер________________________________________________________
Самостоятельная пьеса или вступление (подчеркнуть)
Этюды Карла Черни
КАРЛ ЧЕРНИ(1791-1857) – австрийский композитор, пианист и педагог. Родился в семье пианиста-педагога. Брал уроки музыки у Бетховена. Обладал феноменальной памятью. Знал наизусть все сочинения Бетховена. Унаследовал от своего учителя виртуозную технику, громадную работоспособность, беззаветную преданность музыке.
К. Черни – автор многочисленных произведений (более 1000). Этюды Черни – настоящая энциклопедия фортепианной техники.
Их играют и начинающие, и опытные пианисты. Знаменитый ученик Черни Ф. Лист говорил: «Играйте прилежно Черни»
К.Черни Этюды
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каприсы Н. Паганини
НИККОЛО ПАГАНИНИ( 1782-1840) – итальянский скрипач и композитор.
Его виртуозная игра, демонический облик и ореол тайны приводили современников в восторг. Паганини открыл новые технические возможности скрипки: быструю игру щипком и смычком, разнообразное стаккато, игру на одной струне.
Каприс или каприччио ( итал. - каприз, прихоть) – пьеса изменчивого характера. Каприсы Паганини – это инструментальные виртуозные пьесы свободной формы для скрипки.
Композитор написал 24 каприса для скрипки соло (1820 год). Современники объявили их неисполнимыми.
Н. Паганини Каприс №24 ля минор
Характер_______________________________________________________
Технические приемы _____________________________________________
_______________________________________________________________
Есть партия аккомпанемента ______________________________________
Д/З Принести ноты этюда. Определить вид техники в данном этюде.
ЭТЮДЫ ШОПЕНА И ЛИСТА
В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился: он стал этюдом –настроением. Из учебного этюда он превратился в подлинно художественное произведение.
ЭТЮДЫ ШОПЕНА
ФРИДЕРИК ШОПЕН (1810-1849) – польский композитор, пианист.
27 этюдов Шопена – это новый этап в развитии фортепианной виртуозности. В каждом своя техническая задача.
ЭТЮД №1 До мажор
Характер__________________________________________________________
Вид техники _____________________________________________________
Музыкальный образ ______________________________________________
ЭТЮД № 13 ЛяЬ мажор
Характер _________________________________________________________
Вид техники ____________________________________________________
Музыкальный образ _____________________________________________
Какому этюду соответствуют данные стихи по настроению:
Ф Тютчев «Конь морской» _______________________________________
В. Гюго «Маргаритки» __________________________________________
ЭТЮДЫ ЛИСТА
Венгерский композитор и пианист –виртуоз Ференц Лист (1811-1886) не уставал напоминать своим ученикам: «Путь к сложному лежит через простое». К вершинам виртуозности сам Лист шел через этюды: этюды-упражнения, этюды по каприсам Паганини, «Этюды высшего исполнительского мастерства»
Этюд № 12 «Метель»
Музыкальный образ _______________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________________________
Д\з: Выучить определения жанров Прелюдия, Токката, Этюд.
СКЕРЦО. ЮМОРЕСКА
У человека бывает разное настроение: иногда ему грустно, иногда хочется пошутить, посмеяться, Шутка может быть добродушной, задиристой, насмешливой и даже злой.
И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты си минор
Характер __________________________________________________________
Юмореска(от слова юмор) – пьеса веселого, шутливого характера.
П. Чайковский «Юмореска»
Характер добрый и безобидный или задиристый и дразнящий?
Форма _________________________________________________________
Средний раздел _________________________________________________
СКЕРЦО (итал. –шутка) – произведение шутливого характера. Скерцо бывают юмористические, лирические, драматические, фантастические и зловещие.
П. Чайковский «Скерцо»
Какое это скерцо? ________________________________________________
Форма __________________ Средняя часть__________________________
СЕРЕНАДА. НОКТЮРН
СЕРЕНАДА (итал. – ясный, открытый, латин. – поздний вечер)
- пение или игра на музыкальном инструменте внчером или ночью под окном возлюбленной. Серенады распевались под аккомпанемент щипковых инструментов – лютни, мандолины, гитары. Серенады бывают вокальные и инструментальные.
Й. Гайдн Серенада
Вокальная или инструментальная?
Характер ______________________________________________________
Ф. Шуберт Серенада
Образ: грусть и волнение, радость и нежность.
Характер______________________________________________________
Вокальный или инструментальный вариант понравился больше?
_________________________________________________________________
Ф. Шопен Ноктюрн ми минор
Характер______________________________________________________
Образ__________________________________________________________
Э.Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыки, композитор, пианист, дирижер.
Э.Григ «Ноктюрн»
Характер __________________________________________________________
Образ__________________________________________________________
ЭКСПРОМТ. РАПСОДИЯ
ЭКСПРОМТ( фр.- наготове, лат. – готовый)- инструментальная пьеса импровизационного характера. Сочинить экспромт – значит мгновенно, без подготовки.
Классические образцы жанра экспромта представлены в творчестве Ф. Шуберта, ф. Шопена, Ф. Листа.
Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор-романтик.
Написал 8 экспромтов в 1827 году.
Ф. Лист Рапсодия №2
Ваши фантазии____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Иногда рапсодии представляют собой фантазию на темы другого композитора. Например, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова.
ПЕСНЯ, РОМАНС
ПЕСНЯ – жанр, в котором сочетаются слово и музыка. Мелодия выражает общее настроение текста, не выделяя детали. Строфа песни называется куплетом, который состоит из запева и припева.
Ваша любимая песня:
__________________________________________________________________
«Песенка о капитане» муз. И. Дунаевского, сл. Лебедева-Кумача
Характер_________________________________________________________
Форма____________________________________________________________
Основоположником классической песни стал австрийский композитор Франц Шуберт. Им написано более 600 песен.
Ф. Мендельсон Песня без слов «Весенняя»
Особенность сочинения_____________________________________________
РОМАНС – пьеса для голоса с инструментальным сопровождением. Исполнялись на испанском «романском» языке, относящемуся к группе романских языков. Термин романс возник в Испании в средние века и обозначал светскую песню. В России романсами можно считать российские песни на стихи Сумарокова, Ломоносова. Чем отличается романс от песни? В романсе более тесная связь музыки и поэтического текста, большая образность партии фортепиано.
Самостоятельная работа
Что такое песня? ________________________________________________
________________________________________________________________
Что такое романс ?________________________________________________
________________________________________________________________
Чем отличается романс от песни ___________________________________
__________________________________________________________________
Определите жанр этих произведений:
1._______________________________________________________________
2_________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
КАНТАТА
КАНТАТА(итал. –петь) – вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра. Составные части кантаты: арии, хоры, ансамбли и оркестровые эпизоды.
Первые кантаты возникли одновременно с оперой на рубеже 16-17 веков в Италии.
И.С. Бах создал классические образцы кантатного жанра. Им написано около 300 кантат. Светские и духовные кантаты.
И.С. БАХ «Кофейная кантата» для баса, тенора, сопрано и инструментального ансамбля (струнные, флейта, клавесин).
Ария Шлендриана (бас)
Характер _______________________________________________________
Содержание ______________________________________________________
Ария Лизхен (сопрано)
Характер______________________________________________________
Инструментальное сопровождение флейта или клавесин? _________________
ОРАТОРИЯ
ОРАТОРИЯ ( лат. – говорю, молю) – монументальное вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра. Составные части: арии, речитатив, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды.
Жанр оратории возник в Италии на рубеже 16-17 веков. Классический тип оратории создал Г. Гендель (1685-1750). Всего Гендель написал 32 оратории.
Первая русская оратория «Минин и Пожарский» была написана в 1811 году
композитором С. Дегтяревым.
КРОССВОРД
Ю | ||||||||||||
М | ||||||||||||
О | ||||||||||||
Р | ||||||||||||
Е | ||||||||||||
С 7 | ||||||||||||
К 8 | ||||||||||||
А |
1. Ночная музыка
2. Инструментальная пьеса импровизационного характера
3 Виртуозная пьеса для клавишных инструментов (в переводе удар)
4 Пение на открытом воздухе вечером или ночью
5 Вокальный жанр, где соединяются слово и музыка
6 Вокальный жанр, возникший в Испании в средние века
7 Жанр, обозначающий в переводе «шутка»
8 Вокально-инструментальный жанр для хора, солистов и оркестра
9 Итальянский скрипач-виртуоз, композитор, написавший 24 каприса
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК
1. СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
(вписать соответствующий термин)
1. Окраска звука | |
2. Скорость движения музыки | |
3. Способ извлечения звука | |
4. Аккорды и их последовательность | |
5. Законченная музыкальная мысль | |
6. Чередование коротких и долгих длительностей | |
7. Громкость исполнения музыки | |
8. Способ изложения музыкального материала |
Мелодия
Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.
Итальянская песня «Санта Лючия»
В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.
Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы, фразы, предложения, кульминацию, каданс.
ГАРМОНИЯ
ГАРМОНИЯ(греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.
Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»
Мелодия _____________________________________________________
Аккомпанемент ________________________________________________
Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»
______________________________________________________________
В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.
Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику
ФАКТУРА
Фактура (музыкальный склад) – способ изложения музыкального материала.
ВИДЫ ФАКТУР
1.Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме.
Роберт Шуман Хорал
__________________________________________________________________
2.Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.
П. Чайковский Шарманщик поет
__________________________________________________________________
3.Полифонический склад или фактура – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.