Цели и задачи учебной программы «Музыка»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.....................................................................

2. Общая характеристика курса............................................................

3. Место курса в учебном плане..........................................................

4. Ценностные ориентирысодержания курса «Музыка»........

5. Результаты изучения учебного предмета...........................................

6. Учебно - тематическое планирование..............................................

7. Содержание курса...............................................................................

8. Планируемые результаты..............................................................

9. Учебно - тематическое планирование по классам.......................

10. Материально - техническое обеспечение учебного предмета

11. Источники......................................................................................

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке составлена с учётом об­щих целей изучения курса, определённых Федеральным Государствен­ным стандартом НОО, Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 42.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с концепцией программы «Перспективная начальная школа» по учебнику Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В. «Музыка» и на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по разделам курса. Данная программа служит планом работы в 1-4 классах начальной школы.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

· Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г. (Контрольный текст на 2 августа 2013 г.) ;

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.);

· Обязательного минимума содержания начального общего образования (Приказ Минобразования России от 09.02 98. № 322);

· Примерных образовательных программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;

  • Программы по учебному предмету «Музыка» (1-4 класс) Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
  • Оценки качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации);

· Методического письма № 1561\14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;

· Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям Стандарта:

• патриотизм — любовь к родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота

благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самовосприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способ-

ность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфес- сионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Деятельности обучающихся

Содержание учебного предмета.

Класс (34 ч) «Музыка мира»

Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира. Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.

Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.

Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность. Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни — обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они — живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».

Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.

Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.

4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки),которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой — имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор–исполнитель–слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение(см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.

В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А.Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.Хачатуряна, Г.

Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.

Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутоваи др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений — 44. Из них народных песен — 14, композиторских — 22.

1-я четверть —«Музыка моего народа»

Темы: Россия - Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа. Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки. Народная песня - энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни - к творчеству композиторов (интонационно- песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов

Характеристика деятельности обучающихся: -Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. -Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.

-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.

-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.

-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов. -Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.

2-я четверть —«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»

Темы: «От Москвы - до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки.

Музыка народов - субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.

Характеристика деятельности обучающихся: -Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.

-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов. -Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.

-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. -Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).

-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.

3-я четверть —«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир! Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка. Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.

- Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.

- Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

- Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

4-я четверть —«Композитор — исполнитель — слушатель»

Темы: Композитор - творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.

Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор - народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель - состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор- Исполнитель- Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.

- Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.

- Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).

- Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).

- Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).

- Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельно стях.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

- Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.

- Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования Стандарта и рекомендации примерной образовательной программы по музыке.

Компетентностный подход предполагает:

• проявление знания и понимания школьниками предметной области;

• демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;

• осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте.

Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:

1. Степень развития интереса к музыке проявляется в: многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся; ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве; устойчивости интереса — длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.

2. Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через: выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию; высказывание самостоятельных взглядов и суждений; способность к нравственной оценке.

Высокая степень — устойчивое, средняя — периодическое, низкая — эпизодическое проявление положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.

3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по: способности «с лету», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении; способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка, способности размышлять о музыке — анализировать, сравнивать, обобщать; способности ощутить авторский стиль; способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).

Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое — о средней, эпизодическое о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.

Таким образом, критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира.

Творчески изучая предмет «Музыка» к концу 4-го класса обучающиеся научатся:

- С любовью и уважением относится к русской народной музыке, традициям и фольклору своей Родины.

- Определять на слух и по внешнему виду русские народные инструменты.

- Приводить примеры использования композиторами образцов русского народного музыкального творчества.

- Интересоваться музыкальной культурой разных народов мира, уважать её, проявлять интерес к музыке других народов.

- Называть произведения и композитора, определять на слух характерные черты прозвучавшей музыки.

- Готовить сообщения, составлять музыкальные ребусы и кроссворды, пользоваться дополнительной литературой.

- Чисто и выразительно исполнять выученные на уроках песни, иметь среди их любимые

9.Учебно-тематическое планирование по классам.

Учебно-тематический план. 1 класс

Содержание Количество часов
Звуки вокруг нас
Музыкальные встречи Маши и Миши
Так и льются сами звуки из души!
Волшебная сила музыки
Итого

Поурочное планирование 1 класс (33 ч)

№ п/п Темы Кол-во часов
  «Звуки вокруг нас» (9ч)  
Звуки в доме Маши и Миши
Рождение песни
Рождение песни
Колыбельная
Поющие часы
«Кошкины» песни
«Кошкины» песни
О чём «поёт» природа
О чём «поёт» природа
  «Музыкальные встречи Маши и Миши» (7ч)  
Музыка про разное.
Музыка про разное.
Музыка про разное.
Звучащий образ Родины.
Звучащий образ Родины.
Здравствуй, гостья-зима
Здравствуй, гостья-зима
  «Так и льются сами звуки из души!» (10 ч)  
Зимние забавы.
Зимние забавы.
Музыкаль­ные картин­ки.
Музыкаль­ные картин­ки.
Мелодии жизни.
Мелодии жизни.
Весенние на­певы.
Весенние на­певы.
«Поговорим» на музыкаль­ном языке
«Поговорим» на музыкаль­ном языке
  «Волшебная сила музыки» (7 ч)  
Компози­тор - испол­нитель — слушатель
Компози­тор - испол­нитель — слушатель
Музыка в стране «Мульти-пульти».
Музыка в стране «Мульти-пульти».
Всюду музы­ка живет
Всюду музы­ка живет
Всюду музы­ка живет

Учебно-тематический план. 2 класс

Содержание Количество часов
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш
О чем говорит музыка
Куда ведут нас «три кита»
Что такое музыкальная речь?
Итого

Поурочное планирование 2 класс (34 ч)

№ п/п Тема Кол-во часов
  «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» (9ч.)  
Главный «кит» – песня.
Главный «кит» – песня
Мелодия – душа музыки.
Каким бывает танец.
.Мы танцоры хоть куда!
Маршируют все.
Маршируют все.
«Музыкальные киты» встречаются вместе.
Обобщение четверти.
  «О чем говорит музыка» (7 ч)  
Маша и Миша узнают, что умеет музыка.
Маша и Миша узнают, что умеет музыка.
Музыкальные портреты..
Подражание голосам.
Как музыка изображает движение?
Музыкальные пейзажи.
Обобщение четверти.
  «Куда ведут нас «три кита» (10 ч)  
Сезам, откройся!«Путешествие по музыкальным странам». Опера.
Сезам, откройся!«Путешествие по музыкальным странам». Опера.
Сезам, откройся!«Путешествие по музыкальным странам». Опера.
Сезам, откройся!«Путешествие по музыкальным странам». Опера.
Сезам, откройся!«Путешествие по музыкальным странам». Опера.
Что такое балет?
Что такое балет?.
«Страна симфония».
Каким бывает концерт?
Обобщение четверти.
  «Что такое музыкальная речь?» (8 ч)  
Маша и Миша изучают музыкальный язык
Маша и Миша изучают музыкальный язык.
Маша и Миша изучают музыкальный язык..
Занятная музыкальная сказка.
Занятная музыкальная сказка
Главная песня страны.
Заключительный урок-концерт.
Заключительный урок-концерт.

Поурочное планирование 3 класс (34 ч)

№ п/п Тема Кол-во часов
  «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» (9 ч)  
Открываем для себя новые качества музыки.
Открываем для себя новые качества музыки.
Мелодичность-значит песенность?
Мелодичность-значит песенность?
Танцевальность бывает не только в танцах.
Где слышится маршевость?
Где слышится маршевость?
Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Обобщение четверти.
  «Интонация» (7 ч)  
Сравниваем разговорную и музыкальную речь.
Сравниваем разговорную и музыкальную речь.
Зерно-интонация в музыке.
Зерно-интонация в музыке.
Зерно-интонация в музыке.
Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации.
Обобщение четверти.
  «Развитие музыки» (10 ч)  
Почему развивается музыка?
Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?
Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?
Что такое исполнительское развитие музыки?
Что такое исполнительское развитие музыки?
Развитие, заложенное в самой музыке.
Развитие, заложенное в самой музыке.
Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
Обобщение четверти.
  «Построение (формы) музыки» (8 ч)  
Почему музыкальные произведения бывают одночастными?
Когда музыкальные произведения имеют две или три части?
Когда музыкальные произведения имеют две или три части?
Рондо-интересная музыкальная форма.
Как строятся вариации?
О важнейших средствах построения музыки.
Заключительный урок-концерт.
Заключительный урок-концерт.

Поурочное планирование 4 класс (34 ч)

№ п/п Тема Кол-во часов
  «Музыка моего народа» (9 ч)  
Россия — Родина моя.
Народная музыка как энциклопедия жизни.
Народная музыка как энциклопедия жизни.
«Преданья старины глубокой».
Музыка в народном духе.
Сказочные образы в музыке моего народа.
Сказочные образы в музыке моего народа.
Коллективный проект « Музыкальный спектакль».
Обобщение четверти.
  «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» (7 ч)  
«От Москвы — до самых до окраин».
Проект «Музыкальные традиции народов России».
Проект «Выставка-конкурс “Рисуем музыку”».
Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны.
Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны.
Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.
Обобщение четверти.
  «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (10 ч)  
Выразительность и изобразительность музыки народов мира.
Своеобразие музыкальных интонаций в мире.
Своеобразие музыкальных интонаций в мире.
Как музыка помогает дружить народам?
Коллективный проект «Музыкальный фестиваль».
Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира?
Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира?
Как прекрасен этот мир!
Коллективный проект «Музыкальный спектакль».
Обобщение четверти.
  «Композитор–исполнитель–слушатель» (8 ч)  
Композитор — творец красоты.
Коллективный проект «Турнир знатоков музыки».
Галерея портретов исполнителей.
Галерея портретов исполнителей.
Галерея портретов исполнителей.
Вслушивайся и услышишь!
Заключительный урок-концерт.
Заключительный урок-концерт.

КЛАСС

Класс

Класс

Маршевость»

«Всюду музыка звучит». Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.

«Часы» (попевка с сопровождением на треугольнике). Музыка Н. Метлова.

«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (разучивание главной мелодии и слушание фрагмента). Э. Григ.

«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» (разучивание главной мелодии). М.

Глинка.

«Осень». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.

«Арагонская хота» (главная мелодия). М. Глинка.

«Девичий хоровод» из балета «Конек-горбунок». Р. Щедрин.

«Пляскарыбок» из шестой картины оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков.

«Мелодия из 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.

«Экспозиция 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.

«Марш памяти А.В. Суворова» (фрагмент). А. Аренский.

«Уроки-чудеса». Музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.

«Увертюра к опере «Кармен». Ж. Бизе.

Шуточная «Я с комариком плясала» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Прелюдия № 7. Ф. Шопен. Прелюдия № 20. Ф. Шопен.

«Спой нам, ветер», песня из кинофильма «Дети капитана Гранта». Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.

Я четверть «Интонация»

«Болтунья». С.С. Прокофьев.

«Расскажи, мотылек». Музыка А. Аренского, слова А. Майкова. «Снеженика». Музыка Я. Дубравина, слова М. Пляцковского. Интонации для импровизации: Колыбельная песня. Осенний вальс. Дождик. «Дождик». В. Косенко.

«Шаги на снегу». Прелюдия № 6. К. Дебюсси.

«Дремота и зевота». Музыка Т. Островской, слова С. Маршака.

«Стрекоза и муравей», музыкальная сказка по мотивам басни И. Крылова. Музыка С. Соснина, либретто Е. Косцовой.

«Девушка с волосами цвета льна». Прелюдия № 8. К. Дебюсси.

«Море и звезды», вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский- Корсаков.

«Зима в лесу». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко. «Щедровка». Детская новогодняя игровая песня.

«Коляда-маледа» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Класс

Непереходимых границ»

«Улетели журавли». Музыка Р. Бойко, слова Е. Благининой.

Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (главная мелодия 1-й части). С. Рахманинов. Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент). С. Рахманинов. «Исламей». Фантазия для фортепьяно (татарская и кабардинская темы). М. Балакирев. «Перепелочка» (фортепьянная пьеса на тему белорусской народной песни). А. Эшпай. «Зима». Музыка Ц. Кюи.

«Здравствуй, русская зима!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. «Кто о чем поет?» (в татарском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова. «На лужке». Марийская народная песня. Русский текст В. Татаринова. «Колыбельная». Народная песня коми. Русский текст С. Болотина.

«Ой, тайга, ой, пурга». Чукотская народная песня. Русский текст и обработка О. Грачева. «Уйнапат». Эскимосская народная песня. «Моя колыбельная». Удыгейская народная песня. «Сокол». Аварская народная песня.

«В каждом ауле песни поют». Черкесская народная песня.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета.

Учебно-методическая литература

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 1 класс. —М. :Академкнига/Учебник.

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 2 класс. —М. :Академкнига/Учебник.

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 3 класс. —М. :Академкнига/Учебник

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 4 класс. —М. :Академкнига/Учебник

Печатные пособия

1 . Атласы музыкальных инструментов.

2. Портреты композиторов.

3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.....................................................................

2. Общая характеристика курса............................................................

3. Место курса в учебном плане..........................................................

4. Ценностные ориентирысодержания курса «Музыка»........

5. Результаты изучения учебного предмета...........................................

6. Учебно - тематическое планирование..............................................

7. Содержание курса...............................................................................

8. Планируемые результаты..............................................................

9. Учебно - тематическое планирование по классам.......................

10. Материально - техническое обеспечение учебного предмета

11. Источники......................................................................................

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке составлена с учётом об­щих целей изучения курса, определённых Федеральным Государствен­ным стандартом НОО, Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 42.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с концепцией программы «Перспективная начальная школа» по учебнику Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В. «Музыка» и на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по разделам курса. Данная программа служит планом работы в 1-4 классах начальной школы.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

· Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г. (Контрольный текст на 2 августа 2013 г.) ;

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.);

· Обязательного минимума содержания начального общего образования (Приказ Минобразования России от 09.02 98. № 322);

· Примерных образо<

Наши рекомендации