Фортиссимо (очень громко) (громко) форте пиано

(оглушительно (не очень (не очень

Громко) громко) тихо)

> p > pp > ppp

Пиано пианиссимо пиано

(тихо) (очень тихо) пианиссимо

(еле слышно,

Замирая)

< - crescendo – крещендо (усиливая звук).

> - diminuendo – диминуэндо (затихая).

5) Темп – (от лат.) – время – скорость пульсации в музыке.

Темпы бывают быстрые (Presto - скоро), средние (Andante – не спеша), медленные

(Lento - медленно).

Более подробно темпы и характеры рассмотрены в таблице № 1.

6) Фактура – конкретное оформление музыкальной ткани.

Фактура бывает:

1. Гомофонной (греч. «гомо» один, «фонос» голос) – одноголосная фактура с ярко выраженной мелодической линией.

2. Полифонической (греч. «поли» много, «фонос» голос) – многоголосная фактура, где каждый голос имеет важное значение, равноправен.

3. Аккордовой.

Признанным мастерством полифонической музыки считается И. С. Бах, великий немецкий композитор. Его органная музыка – вершина полифонизма, где переплетение множества голосов (до 12) дарит нам всю красоту звучания музыки великого композитора.

7) Тембр – окраска звучания человеческого голоса или музыкального инструмента.

Дошкольник уже в средней группе отличит тембр скрипки от тембра виолончели; флейты от фагота.

Каждый человеческий голос имеет свой неповторимый тембр. Таким уникальным тембром обладал великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Неповторимые голоса итальянского певца Робертино Лоретти, Марии Каллас, Энрике Карузо, Монтсерат Кабалье и многих других всемирно известных певцов радуют нас удивительной красотой своего тембра.

8) Регистр – высотное положение звуков по отношению к диапазону. Различают: высокий, средний и низкий регистры.

9) Штрихи – различные способы звукоизвлечения.

Легато – в переводе с итал. «связно, певуче».

Нон легато –« не связно», все звуки берутся отдельно.

Стаккато – «отрывисто, легко».

10) Лад-это система, связывающая звуки одного звукоряда. Окраска лада зависит от устойчивых звуков. Различают мажорный и минорный лады. У человека мажорная музыка воспринимается как светлая, радостная, а минорная-как печальная, мечтательная, грустная.

Итак, композитор создает музыкальный образ, используя различные музыкально-выразительные средства, подобно художнику, выбирающему краски для создания своего живописного полотна.

Для того, чтобы музыкальное искусство существовало в социуме, необходима цепочка:

Композитор   Исполнитель   Слушатель
   

Важна личность Важна собственная Важен слушательский

Автора, его взгляды, интерпретация опыт, общая культура,

Его внутренний авторского сочинения, мироощущение, строй

Мир. внесение своих оттенков. мыслей, чувств.

Лекция – 2.

Музыкальные жанры.

В литературе, музыке и других видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например: роман, повесть, рассказ, новелла, эссе и т. д. В изобразительном искусстве – это жанры портрета, пейзажа, натюрморта. В музыке – опера, симфония, концерт, оратория, сюита и др.

Род произведений в пределах одного какого-либо вида искусства называют жанром (франц. - genre).

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Музыкальный жанр (от лат. genus – род, вид) – одно из важнейших средств художественного обобщения. Являясь многозначным понятием, музыкальные жанры характеризуют исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением, назначением, способом, условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на бытовые жанры и жанры, не имеющие определённых жизненно-бытовых функций. К бытовым (первичным) жанрам, зависящим от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях, следует отнести песню, танец, марш. Вторичные жанры (опера, симфония, балет и др.) в отличие от первичных обусловлены автономностью творчества. При этом вторичные жанры музыки тесно связаны с первичными.

По способу и условиям бытования музыкальные жанры делятся на камерные и концертные. Камерные жанры (квартеты, трио, сонаты, романсы, пьесы) обусловлены практикой музицирования в домашней среде; концертные жанры с их виртуозностью – предназначены для концертного исполнительства.

По составу исполнителей и способу исполнения музыкальные жанры подразделяются на вокальные и инструментальные.

Вокальные жанры в свою очередь условно делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. Учитывая зависимость отучастников исполнения различают чисто вокальные и вокально-инструментальные жанры.

Песня(от лат. cantus) – наиболее распространенный жанр вокальной народной и профессиональной музыки, основанный на взаимосвязи музыки и поэтических образов. Как правило, песня имеет куплетную форму. Существует ряд классификаций произведений песенного жанра – по содержанию (колыбельные, лирические, плясовые, исторические и т.д.), происхождению и сфере бытования (городские, крестьянские), складу (одноголосные и многоголосные), формам исполнения (сольные и хоровые, с сопровождением и без него).

Романс. Начиная с XVIII века во Франции, затем в Германии, России и других европейских странах словом «романс» (фр. romance — со ссылкой на испанцев) стали называть небольшое поэтическое и музыкальное сочинение лирического (пасторального, комического, сентиментального) характера — как правило, для солиста и аккомпанирующего инструмента (ансамбля, оркестра). Романс-один из вокальных жанров, который и сегодня интересен исполнителям и слушателям. Все мы слышали удивительные романсы в исполнении Изабеллы Юрьевой, Петра Лещенко, Ивана Козловского, Сергея Лемешева, цыганские романсы в исполнении Николая Сличенко, Валентины Пономарёвой. Сегодня романсы поют Прохор Шаляпин, Зара, Евгений Дятлов, Валерия и мн. др.

Баркарола. Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы - песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Размер баркаролы- 6/8.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского - в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шуберт, Шопен, Рахманинов, Лядов и др.

Серенада в музыке (от итальянского слова sera — вечер) — музыкальное сочинение, возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночное пение или музыку под чьим-либо окном в знак любви или уважения. Серенада вокальная, небольшое часто куплетное произведение в размерах песни или романса; исполняется под аккомпанемент мандолины, лютни или гитары. Образцы таких серенад ., получивших художественную форму, можно встретить, напр., в "Дон-Жуане" Моцарта (серенада дон-Жуана) и "Севильском цирюльнике" Россини (серенада графа Альмавивы). С. перешла и в инструментальную область.

Танец (от нем. Tanz) – вид искусства, основным средством создания художественного образа которого является движение.

История танца насчитывает тысячи лет. На начальной стадии своего формирования танец существовал в синкретической форме – как единство пения, танца и звукового сопровождения. В Древней Индии танец понимался как раскрытие сущности вещей. В Древней Греции танец почитался как средство облагораживания человека. В странах средневековой Европы и на Руси танец не признавался христианской моралью, хотя и продолжал своё существование в народе.

Рассмотрим различные виды танцев.

Гавот (от франц. gavotte) – умеренный танец французского происхождения; танец гавотов, жителей области Франции.

Менуэт (от франц. menu pas – маленький шаг) – придворный аристократический танец французского происхождения.

Мазурка (точнее – Мазур от названия жителей Мазовии – Мазуров) – быстрый трёхдольный танец с характерным смещением акцента на вторую, иногда третью долю.

Полонез (от франц. polonaise – ʼʼпеший танецʼʼ, танец-ществие) – польский танец торжественного характера, изначально деревенский народный, затем им открывались придворные балы.

Краковяк – двудольный польский танец, возникший в Краковском воеводстве.

Вальс(от нем. Walzen – кружиться в танце) – плавный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; возник на базе танцев Австрии, Чехии, Германии.

Полька (от чешcк. polka – полшага, половинка) – живой и простой по форме чешский танец.

Халлинг(от названия долины на юго-западе Норвегии) – норвежский умеренный сольный мужской танец.

Камаринская – русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.

Трепак – русский народный танец, быстрый, задорный, ритмически чёткий, с лихим притопыванием. Основные фигуры импровизируются танцорами, показывающими свою ловкость и изобретательность; размер 2/4.

Гопак (от укр. «гоп» – восклицание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ произносят во время танца;– украинский народный танец, быстрый, стремительный; мужчины импровизируют сложные фигуры, вплоть до высоких прыжков, соревнуясь в ловкости; размер 2/4.

Бульба (белорус. – картошка) – современная белорусская народная плясовая песня. Поётся и танцуется девушками в характере народной польки. Темп живой, задорный, размер двухдольный.

Крыжачок (от белорус. крыж, польск. krzyz – крест), народная песня и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

Лезгинка – народный танец лезгин, живущих в Дагестане. Ныне распространен почти у всех народов Кавказа (грузин, кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев и др.).

В XX столетии популярными стали румба (афро-американский танец в двудольном размере, с остросинкопированным ритмом и акцентами на слабых долях такта), фокстрот(от англ. fox – лиса и trot – быстрый шаг, салонный танец в умеренно быстром темпе с маршеобразной ритмикой), чарльстон (бальный танец, возникший в ᴦ. Чарльстон, разновидность фокстрота), самба (подвижный бразильский танец городского происхождения) и др.

Марш(от франц. marche – шествие, движение вперед) – музыкальный жанр, характерными чертами которого являются строгий, размеренный темп, чёткий ритм,

4-хдольный размер. Разновидности марша: военный, спортивный, траурный. Помимо прикладного значения марш является жанром сценической музыки (Марш Черномора из оперы ʼʼРуслан и Людмилаʼʼ М.И.Глинки, Марш из балета ʼʼЩелкунчикʼʼ П.И.Чайковского) и концертной музыки (ʼʼМарш деревянных солдатиковʼʼ из ʼʼДетского альбомаʼʼ П.И.Чайковского).

Наши рекомендации