Коми Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова «АСЪЯ КЫА» («Утренняя заря»).
Художественный руководительи главный дирижер ансамбля –
заслуженный артист Российской Федерации Александр Титаренко
Руководитель оркестра -Алексей Чашников. Главный хормейстер– Алексей Разбаков.
Балетмейстер – заслуженный артист Российской Федерации Дмитрий Бушуев
Заместитель директора филармонии по работе с Государственным ансамблем «Асъя кыа» –
Поповцева Ирина Николаевна.
«Асъя кыа» — первый профессиональный художественный коллектив Республики Коми, ее гордость и национальное достояние, является «визитной карточкой» самобытной культуры северной российской республики.
Ансамбль «Асъя кыа» — Лауреат Всесоюзных конкурсов (1967 г., 1970 г.), Лауреат Всероссийских конкурсов (1978 г., 1986 г.), Лауреат премии Коми Комсомола (1976 г.), Лауреат Государственной премии им. В. Савина (1977 г.).
В 2005 г. ансамблю присвоено имя Морозова Виктора Петровича, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Лауреата Государственной премии Республики Коми, внесшего значительный личный вклад в развитие профессионального искусства Республики Коми.
Творческое направление ансамбля «Асъя кыа» основано на современном прочтении национального фольклора — синтезе жанров, необычной хоровой пластике, неординарности сценических решений. Сценография, режиссура концертов полностью восполняет языковой барьер, делает выступление легко воспринимаемым и понятным.
Программы концертов ансамбля разнообразны, музыкальны, красочны. Главная тема в них — гармония человека и природы. Песни, танцы, колоритная музыка ощуто передают не только характер, обычаи, традиции, поверья северного народа, но и весь окружающий его мир: дремучую тайгу — парму, ледяную тундру, ясные ночи и утренние зори. Государственный ансамбль «Асъя кыа» является лабораторией для самодеятельных композиторов республики и активно поддерживает их творческий поиск. В программах ансамбля впервые были выведены на сцену коми национальные бытовые инструменты (чипсаны, пöляны, различные шумовые — постучалочки, сярган, зиль-зёль и др.), которые в настоящее время широко распространены во многих творческих коллективах.
Практические занятия: Просмотр видео и аудио записей коллективов финно- угорского мира. Сайт финно- угорский портал, с целью знакомства культурами финно- угров.
Основная литература.
Интернет источники-http://finugor.ru/narody
Вопросы для закрепления материала.
Перечислите название профессиональных коллективов финно- угорских республик- Карелии, Удмуртии, Мари-Эл, Мордовии.
Тема 15. Коми народная манера пения.
Цель: Выявить национальные черты коми народного исполнительства.
План.
1. История собирания и изучения коми народных песен.
2. О народной песне.
3. Исполнительская манера.
1. Устное народное творчество на протяжении веков было основным видом национального искусства. Песенное творчество охватывает различные жанры: исторические, трудовые, семейно- бытовые, детские. Первые записи коми- зырянских напевов два духовных стиха с напевами сделал пермский священник А. Луканин в первой половине XIXвека, в своих заметках собиратель приводит сведения о характере исполнения: «Поют они все стихи большей частью одним напевом и всегда вдвоем или втроем: один из них держит первый голос, другой вторит. Первый голос держит разные мотивы, второй более прост и гармонии выходят очень хорошие». В 1916-1917 годах австрийский музыковед записывал народные песни среди военнопленных русской армии. П.А. Анисимов 1925 году фольклорист и собиратель коми фольклора подготовил к изданию сборник коми песен. Попытку анализировать строение коми народных песен предпринимали московский композитор С.А. Кондратьев и литературовед М.И. Кондратьева- авторы книги «Коми народная песня», выпущенная издательством «Советский композитор» в 1959 году.
2. Национальный характер коми складывался в условиях севера, и постоянной борьбе за существование. Суровый север накладывал на музыку свой отпечаток. В напевах нет цветистых узоров, которые отличают музыку южных народов. Очень редки и большие взлеты мелодии. Движение напева плавное, тяготеющее к постепенному, а не размашистому, скачкообразному. В мелодиях нет безысходной тоски- печали: они суровы. Но эта суровость жизнеутверждающая. Художественные запросы народа рождали новые интонации. Узкие лады преобразуются в более широкие звукоряды. Наращивание ступеней лада и возникновение многоступенных звукорядов происходило по мере усложнения интонационно- мелодического развития песен. Записи музыкального фольклора подтверждают, что. Кроме миксолидийского и мажорно- минорного переменных ладов, коми напевы построены в ионийском и эолийском ладах, очень редки в дорийском и фригийском. Пентатоника типа до, ре, фа, соль, ля почти не встречаются в коми музыке. Напевы большинства старинных песен «укладываются» в диапазон сексты- септимы, а современные – октавы и более. Стремясь отшлифовать напевы, народные умельцы украшали их форшлагами и мордентами вызванные художественной потребностью артельное пение чаще звучало в двух и трехголосном изложении в полифоническом изложении. Мелодии старинных песен укладывались в один регистр голоса.
3. Под общим определением исполнительской манеры кроется много переходных нюансов. Для традиции ансамблевого пения южных районов – верхней Сысолы и Лузы – более характерен стиль аккордового- гармонического многоголосия с пением сильным ярким звуком. Особую манеру исполнения имел помоздинский куст. Пение их отличалось академичностью, чистотой строя, звучание голосов, прозрачное ровное. Наиболее типичным для коми народной песенной культуры является певческий стиль районов верхней и средней Вычегды (Усть- Кулом, Вишера, Корткерос, Шиладор). Их характерной манерой исполнения являлось пение густым, сочным грудного тембра звуком в среднем и низком регистрах. Открытое пение так называемом «белым звуком» было не свойственно.
Самостоятельная работа студента.
Прочитать вступительную статью книги Осипов А. «О коми музыке и музыкантах». законспектировать раздел о традиционной манере исполнения коми народных песен с целью ориентирования в профессиональных вопросах хорового исполнения.
Вопросы для закрепления материала.
1. Характерные особенности исполнения коми народных песен.
2. Общие характерные национальны черты напевов коми песен.
Основная литература.
1. Кондратьев М.А и С. А. «Коми народная песня» Москва, 1970
2. Микушев А.К., Чисталев П.И. Коми народные песни. Том 1, издание второе: Вычегда и Сысола. Сыктывкар, МГП «Шыпас» 1993. 287 с.
3. Микушев А.К., Чисталев П.И. Коми народные песни. Том 3, издание второе: Вымь и Удора. Москва «Московский писатель» 1995. 255 с.
4. Осипов А. «О коми музыке и музыкантах». Сыктывкар,1969.
Тема 16.Музыкально- образовательная работа в народном хоре.
Цель: Сформировать понятие чем обусловлена необходимость повышения уровня музыкальной культуры артистов народно- певческого коллектива.
План
1.Значение музыкально- образовательной работы в народном хоре
2. Организация занятий по музыкальной грамоте.
Краткое изложение лекционного материала.
1.Необходимость музыкального образования для народного хора уже не нужно доказывать. Сама жизнь на каждом шагу опровергает бытовавшие некоторое время вредные взгляды, отрицающие музыкально- образовательные занятия в народном хоре на том основании, что обучение певцов народной грамоте, пению по нотам будто- бы лишает хор непосредственности и с самобытности, которые являются ценнейшими качествами народного хора. Подобные взгляды вели к искусственному заключению народного хора в рамки, ограниченные этнографической самобытностью, к отрицанию значения музыкальной культуры для современного народного хора, а следовательно, и его прогрессивного развития. опасным представлялось то, что музыкально грамотный певец, думая о нотах, утратит непосредственность в исполнении песни, не сможет импровизировать.
Естественно, что на первых порах обучения нотной грамоте певцы не смогут быстро ориентироваться в нотной записи, и это будет до известной степени замедлять процесс разучивания нового произведения по партиям. Порой может показаться, что «на слух», то есть «с голоса», певцы быстрее схватывают любую мелодию, а по нотам- медленнее. И это действительно так в народном хоре, где обучение музыкальной грамоте лишь только начинается, пока еще нет ни умения следить за песней по незнакомой «азбуке», ни, тем более, навыков чтения нот с листа.
Совершенно иную картину можно наблюдать там, где ведутся систематические занятия по изучению нотной грамоте.
Известные многочисленные факты, подтверждающие, что и в профессиональных и самодеятельных хорах музыкальная грамотность только помогает исполнительской и творческой работе. Практика показывает, что музыкальное образование не только не мешает сохранить специфику народного хора, но укрепляет ее, внося элемент сознательности.
Цель музыкально- образовательной работы в народном хоре состоит в том, чтобы поднять уровень музыкальной культуры артистов хора, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение их к творческому процессу пения.
2.Музыкальное образование в коллективе – это одно из средств художественно- эстетического воспитания певцов в целях развития их культуры, художественного вкуса и творческой инициативы.
Методика музыкально- образовательной работы с хором должна основываться на следующих принципах: систематичность музыкального образования; тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным репертуаром; разносторонность музыкального образования.
Скажем кратко о каждом из этих принципов. Опыт показывает, что музыкально- образовательная работа с хором будет эффективной лишь при условии ее непрерывности и систематичности. Целесообразно один раз в неделю проводить занятия по музыкальной теории и один раз- беседу или лекцию музыкального – образовательного порядка. Полезно также каждую репетицию начинать с распеванием с элементами муз. грамоты. Эта практика дает хорошие результаты, так как теоретические знания и развитие музыкальных певцов становятся непосредственно взаимосвязанными.
Дополнительные занятия следует проводить в хоре с «новичками», поступившими в коллектив позднее. Это дает возможность постепенно «подтянуть» их до музыкального уровня коллектива.
Практические занятия: выписать формы музыкально- образовательной работы с народно- певческими коллективами из учебников.
- Попов С.В. «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора».
- Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом».
Самостоятельная работа.
Прочитать и законспектировать из учебника Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». Раздел №3 «Музыкально- теоретическое обучение участников самодеятельного хора», страницы для конспекта- 108-113, с целью ориентирования в профессиональных вопросах по внедрению музыкальной грамоты в народно- певческих коллективах.
Вопросы для закрепления материала.
1.Организация занятий по музыкальной грамоте.
2.На чем должна основывается методика музыкально- образовательной работы в самодеятельных коллективах.
Основная литература.
1. Калугина Н. «Методика работы с русским народным хором», Н. Калугина.-М.:1977.-254 с.
2. Попов С.В. «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора». /С.В. Попов М.:1961.-122 с.
3. Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». / Л. Шамина. – М.: «Музыка», 1983.-174с.
Тема 17. Вокально- хоровые упражнения.
Цель:вокальные упражнения как основной способ развития и укрепления основных навыков сольного и ансамблевого исполнительства.
План
1.Вокально- хоровые упражнения.
Краткое изложение лекционного материала.
1.Вокально- хоровые упражнения своей основной целью имеют развитие и укрепление основных навыков сольного и ансамблевого исполнительства. Вокально- хоровые упражнения носят разносторонний подход и могут преследовать различные цели это и усовершенствование дикционных навыков, качества звука, расширения диапазона, укрепления дыхания, нахождения и закрепления высокой певческой позиции, развития мелодического и гармонического слуха, расслабления зажатого речевого аппарата и т.д.
Упражнения следует тщательно подбирать, чтобы они были разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам; работа над ними должна приносить не только техническую пользу певцам, но и пробуждать в них интерес к хоровому пению.
Практические занятия.
1.выписать музыкальные упражнения из заданных музыкальных сборников.
2. сочинить музыкальные примеры по образцу.
Самостоятельная работа
Прочитать разделы и выписать вокально- хоровые упражнения из учебника -Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». Распевания и вокально- хоровые упражнения. (стр.51) с целью ориентирования в профессиональных вопросах вокально- хоровых упражнений.
Вопросы для закрепления материала.
1. Цель вокально- хоровых упражнений.
Основная литература.
Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». / Л. Шамина. – М.: «Музыка», 1983.-174с.
Мешко Н. «Искусство народного пения». Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения часть №1: Учебное пособие/Н. Мешко.- М.: 1996.- 42 с.
Дополнительная литература.
Л. В. Шамина «Школа русского народного пения»/ Л.В. Шамина.- М.:1997.-86с.
Тема 18.Принцип формирования репертуара.
Цель: Формирование навыка в умелом составлении репертуара на различные составы хоровых коллективов.
План
1. Репертуар.
2. Формирование мировоззрения исполнителей через репертуар.
3. Задачи репертуара.
Изложение лекционного материала
1.Проблема репертуара- главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства- всегда основополагающей в художественном творчестве. С репертуаром связана не только идейно- художественная направленность искусства, но и сам стиль исполнения. Репертуар как совокупность произведений, исполняемый тем или иным хоровым коллективом, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников. Находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь т репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно- воспитательский процесс, на его базе накапливаются музыкально- теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно- исполнительское направление хора. поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности любого хора. от умелого подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, всё, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как петь.
2.Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опта происходит через осмысление репертуара, поэтому высокая идейность того или иного произведения, предназначенного для хорового исполнения, есть первый и основной принцип в выборе репертуара. Понятие идейного уровня произведения не может рассматриваться изолированно от понятия художественной ценности его.
Репертуар самодеятельных коллективов столь же разнообразен по источникам его формирования, по жанрам, стилю, тематике, художественному уровню, сколь многогранно и неоднородно само понятие «художественная самодеятельность».
Одно из ведущих мест в идейно- художественном воспитании средствами хоровой музыки принадлежит классическому наследию, выдержавшему проверку временем и питающему современное искусство. Нельзя создавать новую культуру, не овладевая художественными ценностями прошлого.
3.Задача репертуара- неуклонно развивать и совершенствовать музыкально- образное мышление участников хора, их творческую активность, а также обогащать интонационно слушательский опыт. общественную «музыкальную память». Это возможно через обновление и расширение музыкального материала. Огромные фонды классической хоровой музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара современной хоровой самодеятельности.
Другим существенным репертуарным источником является народная песня. Яркая мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков, вокальное удобство- эти качества делают народную песню неизменным материалом для школы хорового пения. Пропаганда народных песен как в подлинном виде имеет принципиально важное значение для творчества самодеятельных хоров, ибо народная песня в наибольшей степени близка и понятна широким массам.
Серьёзный резерв для репертуарного пополнения составляют произведения советских композиторов.
Перспективной линией в репертуаре хоровой самодеятельности можно считать обращение коллективов к местной теме.
Самостоятельная работа.
Прочитать главу №3 «Исполнительская деятельность хора». раздел «Принцип формирования репертуара (стр. 135), учебник Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом», с целью ориентирования в профессиональных вопросах по формированию репертуара.
Вопросы для закрепления материала
1.Формирование мировоззрения исполнителей через репертуар.
2. Перечислите основные задачи репертуара.
Основная литература.
Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». / Л. Шамина. – М.: «Музыка», 1983.-174с.
Тема 19.Репетиционная работа в народном хоре.
Цель: Изучить опыт планирования хода репетиционной работы практикующих руководителей народно- песенных ансамблей
План
1. Опыт работы руководителей детских самодеятельных ансамблей.
2. Примерный план репетиций.
1.Практические советы практикующих руководителей народно- певческих ансамблей.
В процессе работы с детским хоровым коллективом, необходимо учитывать следующие моменты:
1. Заинтересованность. Форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала.
2. Поют все, кто хочет. Нельзя отказывать ребенку. Если он не может петь, надо использовать его в игре, хороводе, пляске.
3. Вопросы репертуара. Можно петь песни любого жанра, подходящие по содержанию. Наиболее удобны: хороводные, игровые, плясовые, календарные песни, свадебные дразнилки. При этом не надо бояться где-то, сократить текст, где-то заменить слово или строчку. Но делать это надо осторожно, чтобы не нарушилась логика текста, чтобы новое слово не выделялось из стиля песни в целом. В постановке программ можно использовать пословицы, поговорки, игры, считалки, части обрядов и праздников.
4. Хоровой коллектив должен знать, какие песни он поет, с чем связаны те или иные слова, какие исполнительские традиции воплощены в каждом конкретном случае.
5. Диалект обязателен. Дети осваивают его очень быстро. Важно учить песню сразу с диалектом, как денное.
6. Нужному шагу в плясках, плавности движения хороводах учить сначала лучше всего на каком-нибудь знакомом материале.
7. Занятия по обучению детей народному пению- не менее двух раз в неделю по 1ч.-1ч.30 мин. При этом в планировании занятия надо предусмотреть разные формы. Нельзя все время посвящать чему-то одному: дети в этом случае и устают быстро, и теряют интерес к занятиям.
2.Примерный план репетиции:
1. Распевка: 7-10 мин. В ней можно использовать отдельные интонации будущих песен. Начинать распевку лучше в среднем регистре, удобном для всех, а потом постепенно расширять диапазон вверх и вниз. Полезно распевать гласные уже в диалекте, так он легче осваивается.
2. Новый материал: 15-20 мин.
3. Занятия с движением: 15-20мин. Здесь либо повторение прежних хороводов или плясок, либо постановка новых песен, частей обряда.
4. Перерыв 10 мин.
5. Повторение старого материала:10-15 мин.
6. Работа по расширению кругозора участников коллектива- 10 мин.
7. Закрепление освоенного в начале репетиции: 5-7 мин., по возможности.
Практические занятия:
Знакомство с практическим советами руководителей фольклорных ансамблей по книге Г.М. Науменко «Фольклорная азбука», с целью ориентирования в профессиональных вопросах по организации репетиционной работы.
Вопросы для закрепления материала
1. Детально опишите план репетиционной работы, с целью профессионального ориентирования в профессиональных вопросах хода репетиционной работы в народно- певческих коллективах.
Основная литература
1.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе.-М.: БЕК. – 2000.
Тема 20. Вокальное воспитание в народном хоре.
Цель: Основная цель вокального воспитания участников самодеятельных ансамблей.
План
1. Вокальное воспитание участников самодеятельных ансамблей.
2. Смотры и конкурсы как средство уровня достижений вокального мастерства.
Краткое изложение лекционного материала.
1.Вокальное воспитание участников самодеятельных ансамблей своей основной целью имеет повышение уровня исполнительской культуры. Основная задача хормейстеров обуславливает поставить работу коллектива так, чтобы индивидуальные формы вокальной работы сочетались с коллективными.
Хоровое пение является колыбелью вокального искусства. Пение в хоре оказывает благотворное влияние на воспитание голоса и музыкальное развитие поющего. Это доказано историей развития русского вокального искусства. И не случайно все корифеи его, которыми так годится наш народ, вышли из хора. Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова, Л.Зыкина и многие другие начинали свою певческую деятельность с хорового пения.
2.У хормейстеров самодеятельных ансамблей должно быть четко сформировано свое собственное мнение касаемо манеры и основного свойства звука, - высоты, продолжительности, громкости и окраски (тембр). Самым показательным видом уровня исполнительской культуры станут конкурсы и смотры художественной самодеятельности.
Практические занятия.
Видео просмотр конкурсных номеров, с детальным разбором с целью ориентирования в профессиональных вопросах хорового исполнительства.
Вопросы для закрепления материала
1. Как влияют конкурсы на повышение культуры исполнительского мастерства у участников самодеятельных ансамблей.
2. Почему у руководителя самодеятельного ансамбля должно быть сформировано собственное видение манеры исполнения народно- песенного материала.
Основная литература
Попов С.В. «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора»: Учебник /С.В. Попов. -М.1961.-121 с.
Тема 21.Концертная деятельность хора.
Цель: Познакомиться с основными этапами концертной деятельности.
План
1. Этапы планирования первого выступления концерта вновь созданного коллектива. составлении программы
2. Составлении программы концертных номеров.
3. Контролирование хода концерта руководителя народно- певческого коллектива.
Краткое изложение лекционного материала.
1.В жизни каждого хорового коллектива наступает момент, когда нужно подумать о концертной: выступлении. Никогда нельзя торопиться с первым концертом, к нему надо готовиться особенно тщательно, так как от его успеха: зависит дальнейшая судьба коллектива. В случае неудачи хор может распасться, и авторитет руководителя будет подорван. Только хорошее знание и прочные навыки могут служить основанием для; премьеры коллектива. Вместе с тем нельзя и «пересиживать», затягивать с выступлением, иначе хор начнет «хиреть». Надо всегда1, помнить, что хоровое пение как исполнительская форма музыкального искусства может развиваться лишь при условии постоянной; концертной деятельности. Как ее организовать? Не стоит увлекаться чрезмерно большим количеством выступлений. Это может утомить участников, снизить их чувство ответственности, притупить ощущение новизны от каждого нового концерта. Коллективы, имеющие звание «народного», должны обязательно» отчитаться в течение года перед общественностью концертной программой. Концерты могут быть разных типов: тематические (посвященные определенной теме), монографические (посвященные творчеству какого-либо одного композитора, поэта) или в форме творческого отчета. Чаще всего коллективы выступают в смешанных, концертах, исполняя один или несколько номеров, как правило, открывая или закрывая концерт. Интересным выступлением может быть участие хора в музыкально-литературной клубной композции на определенную тему. Эта форма совместной работы клубных коллективов различных жанров бывает особенно увлекательной хотя и требует большой четкости организации, так как связана с общими масштабами постановки, режиссурой и т. п.
Готовясь к концерту, руководитель должен позаботиться помещении, узнать о его акустических особенностях. Если выступление предполагается на открытом воздухе, необходимо договориться о радиофицировании эстрады. Выступление планируется заранее. Очень плохо, когда коллектив выходит на концертную площадку неподготовленным наспех. Дискредитируется доброе имя хора, участники испытывают чувство неловкости, неудовлетворенности. Чтобы этого не случилось, перед выступлением хор необходимо настроить, распеть, повторить с ним отдельные наиболее трудные места, собрать внимание ловцов, включить их в нужное психологическое состояние. Выступление в концерте требует огромного напряжения душеных и физических сил, поэтому проводить предконцертную репетицию следует таким образом, чтобы не утомить голоса певцов, -только привести их в рабочее состояние: настроить позиционно физически освободить, дать почувствовать опору на дыхание, резонирующую точку в «маске». Нельзя вызывать хор на конце очень рано; желательно, чтобы время между распевкой и выступлением было бы минимальным, так как затяжка с выступление' мнимый отдых перед выходом на сцену только расслабляет участников, снижает их внимательность, исполнительский накал, которые были достигнуты в ходе распевания. Большое значение в концерте имеет внешняя форма выступления. Приятно, когда певцы, аккуратно одетые и хорошо причесанные, дисциплинированно, спокойно и уверенно выходят на сцену (лучше выходить из двух боковых кулис одновременна. При этом расстановку участников хора по росту (высокие певцы — в центре, в глубине сцены, а невысокие — по бокам) нужно «отрепетировать заранее и за каждым певцом закрепить определенное место.
Во время пения все внимание исполнителей должно быть сосредоточено на дирижере (в академическом хоре) или на солисте-запевале (в народном хоре). Надо объяснить певцам, что собранность помогает лучше исполнить намеченный замысел, поэтому глаза их не должны «блуждать» по залу, отыскивая знакомые лица. Все внимание подчинено исполнению.
Каждое выступление хора необходимо анализировать, обсуждать на ближайшем занятии коллектива. Обсуждение следу организовать таким образом, чтобы участники могли сами проанализировать и критически оценить свое выступление. Руководитель обобщая обсуждение, обязательно отмечает положительные и отрицательные моменты концерта, делает рекомендации на будущее чтобы коллектив от концерта к концерту р
Исключительно ответственным моментом является составление программы выступления. При ее компоновке необходимо учитывать, стилистическое единство, тональную последовательность произведений. В народном хоре, если песня начинается с сольного запева, можно попробовать натренировать запевалу находить самостоятельно тон-настройку по последнему звуку предыдущего номера. Когда настройка осуществляется незаметно для слушателей, исполнение воспринимается как более естественный, свободно текущий процесс творчества. Хормейстер обязан тщательно продумать систему задавания: тона при исполнении произведения a cappella: либо это будет настройка по камертону, либо — под инструмент (в последнем случае надо обязательно назначить ассистента для задавания тона на- ; фортепиано; очень плохо, когда руководитель-дирижер вынужден" сам каждый раз ходить к инструменту и задавать тон: это отвлекает слушательское внимание). Надо стремиться к проведению тематических и монографических концертов, которые пока в хоровой самодеятельности большая редкость. Подготовка таких программ требует особого умения, - мастерства, творческой фантазии. Зато каждый такой концерт дает исполнителям и слушателям неизмеримо больше, чем, скажем, несколько ординарных выступлений в общеклубных мероприятиях. Непродуманный подбор репертуара, составление случайных: j программ ведет к эклектизму, а иногда даже к казусам. Нельзя исполнять в одной программе классическое произведение рядом с массовым шлягером — например, хор «Ноченька» из оперы Рубинштейна «Демон» с песней Пономаренко «Тополя» и т. п.. Руководитель должен знать и чувствовать стилистическую несовместимость, алогичность в подобном построении хоровой программы. Художественный вкус руководителя должен быть безупречными и проявляться в знании стилистических особенностей хоровой музыки, умении выстроить программу тематически, логически, тонально.
2.Не последнее место в составлении программы занимает вопрос слушательского восприятия. Например, начало программы: лучше построить так, чтобы оно вводило слушателя в мир музыкальных образов, а конец ее был бы кульминационной точкой: концерта. В середине же программы можно дать «отдохнуть» слушателю, успокоиться. Нельзя держать слух и эмоции в постоянном напряжении, иначе восприятие музыки снижается. В удачной программе всегда присутствуют принципы контрастности музыкальных номеров (быстрые сменяются медленными, лирические — (шуточными или драматическими и т. д.), логической (органической) последовательности, стилистического сочетания (например, I очень хорошо могут прозвучать одна за другой песни для женского хора, если даже они обе лирического плана, но фактурно- | различаются: первая, скажем, в подголосочном складе, а вторая — чуть подвижнее, в гармоническом или имитационном изложении). Очень важно почувствовать контакт с аудиторией во время концерта, это всегда как бы вливает новые силы в исполнителе творчески освобождает их. Вместе с тем категорически нельзя «работать на публику». Этим иногда грешат самодеятельные коллективы, особенно народного направления, чье творчество в большей мере связано с внешней стороной исполнения — зрелищностью (этому, в частности, способствуют яркие костюмы, рисунок танца, движения, мимика, жесты во время исполнения). Академические же коллективы, наоборот, страдают иногда излишним-«академизмом», чрезмерной строгостью, доходящими подчас аскетически сухого, равнодушного исполнения.
Желательно в концерте иметь «гвоздь» программы. Исполнять его лучше либо во второй части выступления, когда волнение певцов уляжется, пройдет скованность, либо в самом конце программы. Если же «ударный» номер исполнить в начале программы, остальные номера могут «пожухнуть» на его фоне, впечатление от первого заметно повлияет на качество остальных номеров.
Из всех этапов учебно-творческой работы концерт— самый приятный и ответственный. Руководитель обязан научиться культивировать в себе и своих певцах ощущение праздника от предстоящего концерта. На репетициях произведения как бы постоя анализируются, выверяются; руководитель ищет наиболее яр форму воплощения. На концерте происходит своеобразный тез всех предыдущих поисков и находок. Произведения звучат в «чистовом» варианте. Чтобы концерт прошел- вдохновенно, н забыть обо всех мелких делах, думать только о музыке, о конкретном образе, как бы «погружаясь» в найденную природе чувств. Здесь уместно вспомнить о таком качестве руководителя и певцов, как темперамент. Многие ищут проявление темперамента только в бурных местах, а в лирических эпизодах скучают, сходя на серое, бесцветное исполнение. Вместе с тем темпер предполагает способность исполнителя к быстрому перевоплощению своего творческого состояния, к полному погружению в исполняемую музыку.
3.Очень важно руководителю уметь контролировать ход концерта, не выключаясь из нужного эмоционально приподнятого состояния. Несмотря на то, что программа, с которой выступает хор, хорошо знакома и руководителю и певцам, на кон надо пытаться ощущать музыку как бы заново, то есть живать ее, «пропуская через себя», свои чувства. Тогда создается эффект сиюминутного рождения произведения. В этом с‘ можно считать, по меткому определению видного советского дирижера А. Лазовского, что концерт — это «коллективная импровизация по заранее оговоренному плану». Именно импровизация то есть живое и непосредственное музицирование. При это импровизационный момент заключается в варьировании уже ранее отработанного на репетициях звучания произведения. Допустим, где-то руководитель делает небольшое ritenuto. Это ritenuto на концерте можно выполнить в большей или меньшей степени, то есть известную и отрепетированную сторону звучания как-то изменить. Если же на концерте вообще убрать ritenuto, то это будет произвол, а не импровизация; значит, концепция не была продумана до конца. Элементы импровизации рождаются на концерте, если певцы по-настоящему активно включены в процесс исполнения. Чем выше художественный уровень исполнения, тем сильнее эстетическое воздействие хорового пения на слушателей и участников самодеятельности, и значит — больше возможностей для их -Эстетического воспитания.
Практические занятия (1 час).
Составить примерный репертуар концертных номеров из песенных образцов по дисциплине «хоровой класс», с целью ориентирования в профессиональных вопросах.
Самостоятельная работа.
Прочитать и законспектировать разделКонцертно- исполнительская деятельность хора.(стр. 161.) Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом», с целью ориентирования в профессиональных вопросах концертно- исполнительской деятельности хора.
Вопросы для закрепления материала.
1. Стилистические особенности хоровой музыки в вопросе выстраивания концертной программы по тематическим, логическим и тональным принципам.
2. Выстраивание концертных номером по принципу контраста и общей кульминации.
Основная литература.
1.Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». / Л. Шамина. – М.: «Музыка», 1983.-174с
2.Попов С.В. «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора»: Учебник /С.В. Попов. -М.1961.-
Вопросы контрольного урока I семестр
Письменные вопросы:
1.Всеобщие компоненты вокального искусства.
2. Культура певческого звука.
3. Звукоидеал в народном исполнительстве.
4. Определяющие принципы народного исполнения.
5. Склад музыкального мышления народных певцов.
6.Звукообразование. Строение голосового аппарата.
7.Настройка певческих резонаторов; атака звука.
8. Высокая позиция звука.
9.Округление гласных звуков.
10. Соединение регистров Артикуляция; дикция.
11. Навык артикулирования в пении.
12. Вокально- звуковое и вокально- речевое мышление.
13.Артикуляция как средство музыкальной выразительности.