Методика узкой специализации
Крупнейшей ошибкой в методике современного скрипичного обучения является нагромождение различных композиторских стилей, творческих направлений и смешение эпох в одну звуковую кучу, что, естественно, со всей мощью, словно груда камней, обрушивается на головы молодых исполнителей. Отсюда их разобщенность, растерянность, духовная нищета, их разочарования в жизни и, как следствие, творческая несостоятельность, толкающая их в другие, более доступные области: бизнес, мафиозные структуры, уличное музицирование, а то и ночные увеселительные заведения.
Действительно, что может быть общего между монументальными созиданиями Иоганна Себастьяна Баха и чисто формалистическим штукарством Г. Шрадика? Между умиротворяющей мелодикой Оскара Ридинга и нервно-какофоническими переплетениями Д. Шостаковича? Между возвышающими душу интонациями Вольфганга Амадея Моцарта и звуковыми извращениями А. Шнитке? Способен ли один педагог направить интересы ученика одновременно ко всем, столь разноречивым, разнохарактерным композиторским творениям?!
Я убежден, что во всех достойных уважения музыкальных учебных заведениях для изучения творчества каждого композитора должен быть выделен отдельный педагог, со специально подобранной группой учащихся - искренних почитателей данного композитора. Подобная - прогрессивная - система обучения позволила бы глубже проникнуть в творческие кладовые облюбованного композитора, выявить положительные и отрицательные стороны его таланта, вскрыть возможную ошибочность его концепций, устранить кое-какие ритмические и гармонические несуразности, заменить отдельные, неудобные для исполнения ноты, их группы, а, может быть, и ладотональности. Причем название данного произведения может подлежать замене лишь в крайнем случае (прим. 32).
Столь высокопрофессиональное направление методики скрипичного обучения могло бы вдохновить музыкальную общественность на проведение Международных конкурсов скрипачей по "олимпийской системе", а именно, разделив исполнителей по соответствующим секциям: "бахистов", "чайковшистов", "крейслеристов", "сарасатистов", "изаистов", "зейтцистов", "мендельсоно-бартольдистов" и т. д. В таком случае не фальшивые ноты, не степень скрипучести звука, не позиционные неудачи стали бы критерием в оценке жюри, а глубина проникновения в стиль, в сердце композитора, в глубину его таинственной музыкальной души.
Признание достоинств узкой специализации открыло бы дорогу к проведению в музыкальных столицах мира Международных конкурсов по отдельным штрихам, приемам игры. Например: соревнования по "количеству нот на один смычок в штрихе легато", или по "остроте штриха мартеле", или по "скорости фингерзированных октав"...
Как торжественно звучало бы почетное звание - «Победитель Международного конкурса по "благозвучию четырехзвучных аккордов" или по "ритмичности штриха спиккато"»! А "Золотая медаль" за "самое быстрое стаккато Венявского"!
Предварительные прослушивания в таких случаях следовало бы проводить раздельно, по возрастным и половым признакам: для юношей, мужчин и старичков и для девушек, женщин и старушек.
Масштабы узкой специализации поистине безграничны. Например, соревнования по штриху стаккато можно было бы разбить на несколько категорий: "кистевое", "пальцевое", "локтевое", "лопаточное" или же "летучее", "ползучее", "прижатое" и "зажатое".
А какие захватывающие дух состязания можно было бы проводить по чистоте интонации в гаммах и пассажах "тритонами", или "большими септимами", или же "малыми нонами"!.. (прим. 33)
Пустые стадионы и переполненные концертные залы - вот грядущие последствия скромных предложений автора.
- Концерт противный, гадкий,
я хочу другой!
- Играй, что хочешь, моя прелесть,
черт с тобой...
Карл Флеш
РЕПЕРТУАР
При подборе ученического репертуара педагогу следует исходить не от своих зачерствелых, а то и попросту замшелых "высокоинтеллектуальных" фантазий, а исключительно от желания ученика, от степени его культуры, его интересов, привычек, жизненных устремлений, его взгляда на жизнь, как земную, так и на потустороннюю. Только в этом случае учитель вправе рассчитывать на искреннюю заинтересованность ученика в работе, его максимальную творческую отдачу, его профессиональное рвение. Поэтому педагогу следует уделять максимум внимания индивидуальным особенностям молодого исполнителя.
Я рекомендую начинать занятия с учеником с изучения его физических возможностей при сопротивлении, а также наличия у него абсолютного чувства юмора, что неизмеримо важнее и нужнее, чем абсолютный слух, ритм, музыкальная память и прочее. Затем можно перейти к частностям: установить степень проходимости ушных раковин, длину носа (прим. 34), наличие подбородка (прим. 35), измерить длину конечностей, выявить пределы потоотделения и, наконец, проверить его способность чисто петь и молчать, когда надо.
Как сказал незабвенный Пьетро Локателли, "юный скрипач подобен благоухающему цветку, вырванному из духовитого букета человечества..." И каждый подобный "цветок" наделен индивидуальным "запахом": один испытывает страсть к естествознанию, к бескрайнему разнообразию животного мира; другой, напротив, увлечен техникой, строительством, механическими конструкциями; третий пленен красотами природы, миром цветов, растений, очарованием ландшафта; четвертого притягивают криминальные композиции средневековья; а пятый и знать ничего не хочет, кроме представительниц прекрасного пола...; шестой - убежденный националист; седьмого больше всего занимают психические расстройства личности; восьмой только и думает, где бы, чего бы поесть; девятый с головой погружен в мистику, в зловещие чертоги мракобесия; десятый причисляет себя к "возвышенному племени" интеллектуалов, поэтому делает вид, что все время думает, сопоставляет, сомневается...; одиннадцатый... нет, всех не перечесть, индивидуальности не поддаются исчислению! А ведь каждому необходимо подобрать музыку по его призванию, вкусу, темпераменту, т. е. по душе...
Желая оказать посильную помощь коллегам, освободив их от бесплодных поисков, нескончаемых мук творчества, бессонных ночей, инсультов, кризов и прочих профессиональных педагогических заболеваний, автор подготовил ряд репертуаров, составленных по принципу - "играй, что душе твоей угодно!"