Поведение скрипача на эстраде
На эстраде, во время исполнения, скрипач, как правило, нем. Какие-либо выкрики, восклицания, перебранка с дирижером или концертмейстером, тем более использование при этом нецензурных выражений, - недопустимы!
Исключения возможны лишь в трех случаях:
1. Когда дирижер в ажиотаже брызжет слюной не только в лицо исполнителя, но и на поверхность его дорогостоящего инструмента.
2. Когда пот, заливающий лицо исполнителя, попадая на инструмент, затекает в эфы, и скрипичное "бельканто" угасает, трансформируясь в вульгарное бульканье.
3. Когда в момент исполнения ответственного пассажа у скрипача отстегиваются подтяжки и фрачные брюки стремительно скользят вниз.
Если же публика в зале ведет себя шумно и начинает расходиться во время выступления - артист вправе дать выход своим эмоциям, однако, лишь покинув эстраду. Причем возгласы возмущения и всевозможные угрозы должны осуществляться в оттенке "пьяниссимо" и быть ограничены стенами артистической.
У профессионального исполнителя скрипка всегда должна занимать горизонтальное положение, иначе при ее опускании смычок, съезжая вниз по струнам и путаясь в пальцах левой руки, мешает образованию художественного вибрато, а в исключительных случаях может вообще приостановить ход исполнения. Чтобы этого избежать, нужно терпеливо отрабатывать правила держания скрипки в домашних условиях. Над обычным местом занятий укрепляется веревка с петлей. Удерживая головку скрипки на должном уровне, петля будет верно служить законам скрипичной постановки. Если же ученье не пойдет впрок, и скрипач будет находиться на пороге отчаянья, петля может оказать ему иную, не менее добрую, хотя и несколько печальную услугу.
Теперь поговорим о поклоне. Артистический поклон, завершающий концертное выступление, осуществляется наклоном головы и прилегающей к ней верхней части туловища в сторону публики, тогда как нижняя его часть, на Западе именуемая "мадам Сижу", а у нас имеющая массу общеизвестных синонимов, выпячивается в обратную сторону, условно, в сторону органа. Подлинный артист никогда не перепутает направлений, иначе конец его карьеры неминуем.
И еще один весьма деликатный совет исполнителям мужского пола: перед выходом на эстраду следует проверить, застегнуты ли брюки. Дело в том, что при поклоне незастегнутая ширинка (прорешка) имеет свойство "раздвигаться вширь", позволяя сидящим в партере отметить, какого цвета у артиста кальсоны и имеются ли они вообще...
Звук веселый у скрипчонки,
Замуж хочется девчонке...
Тверская частушка
СКРИПИЧНЫЙ ЗВУК
В литературных источниках, связанных со скрипично-исполнительской деятельностью, упорно отстаивается мысль, будто бы красивый звук - есть дар Божий; что появляется он в минуты, когда рукой музыканта водят ангелы небесные. Конечно же, это неверно или, скажем, не совсем верно. Дело в том, что одним скрипачам красивый звук даруется Богом, а другим - нечистой силой, то есть дьяволом, который тоже умеет неплохо водить смычком своей когтисто-мохнатой лапой. Следует подчеркнуть, что вторая группа исполнителей более многочисленна. И какие имена! Тартини, Педрилло, Паганини, Латинский, Полякин, Башмет... всех не перечесть! Существует немало доказательств их прямой связи с нечистой силой: безумно-пронзительный взгляд, извращенная форма носа, мрачно-крикливая прическа, бескровный цвет лица, нервозность движений, но, самое главное, - сверхъестественное владение инструментом (прим. 18).
Однако утверждения многих скептиков, будто бы этим гениальным душепродавцам в недалеком будущем суждено вариться в кипящих котлах или гореть в адском пламени, весьма сомнительны и на образованного человека не производят желаемого впечатления. Известно, что в сравнении с земной жизнью и в аду можно неплохо устроиться, тем более профессиональным музыкантам, и что оптимистическое ясновидение Михаила Булгакова намного убедительнее устрашающих апокалиптических запугиваний Алигьери Данте. Так что за судьбу гениальных исполнителей, попавших в преисподнюю, беспокоиться не стоит (прим. 19), без профессиональной работы они там не останутся.
Но позвольте, воскликнет взволнованный читатель, что же в таком случае прикажете делать скрипачам, не пожелавшим связывать карьеру с подобными "благотворителями"? Как быть музыкантам, не возлагающим надежду ни на Бога, ни на черта? Скажу, положа руку на сердце, их путь будет тяжек, тернист и непредсказуем. Таким смельчакам может оказать поддержку лишь врожденный талант, крепкое здоровье и неутомимость в работе. При отсутствии этих "трех китов" звучание скрипки будет неудобоваримым, а судьба ее хозяина весьма печальной. Его будут унижать, оскорблять, над ним будут насмехаться, его могут побить, например, в Италии, или даже убить, например, в России. В лучшем случае он станет нищим-попрошайкой, приводя прохожих в уныние, а то и негодование неопрятностью звуковой палитры. Если же у такого бедолаги хватит ума держать при себе дрессированного тушканчика, который, сидя на плече исполнителя, вторил бы его игре жалобным писком, то количество подаяний заметно возрастет и их может хватить на скромное совместное пропитание.
Эту насыщенную драматизмом главу мы завершаем басней, которая поможет осознать всю серьезность выбора профессии и предостеречь от опрометчивого шага.
КИТ И МЕДУЗА
(басня)
Однажды некий Кит,
С Медузой в океане повстречавшись,
Говорит:
- Сестрица, правду ль говорят
Друзья мои киты,
Что учишься играть на скрипке ты?
- Друзья твои не врут, -
Медуза отвечала
И тут же в глубине прозрачных вод
Подстроилась и что-то заиграла...
Но, то ли скрипка неудачная попалась,
Иль скрипка от глубинного давленья сжалась,
Но только звуки все настолько были гадки,
Что бедный Кит,
Поджавши хвост,
Умчался без оглядки...
Читатель, мне ты можешь верить смело,
Не в скрипке, не в смычке и не в давленьи дело.
Скажу тебе серьезно, без улыбки:
Коль ты медуза - не играй на скрипке!
Излишнее излишество излишне!
Таитянская поговорка