Луч света в темном мире ребенка

Однажды художник Танака пришел ко мне с рекомендательным письмом от моего друга. За

руку он вел маленького мальчика. Ребенок был слепой. Танака рассказал мне: «Это мой сын Те-ити, ему пять лет. В младенчестве у него была тяжелая болезнь, и поскольку речь шла о жизни или смерти, нам пришлось сделать операцию и удалить ему оба глаза. Мы с женой хотим дать ему хоть луч света, который бы осветил его жизнь. Поэтому мы подумали о музыке, и я при­шел к вам, чтобы попросить научить его играть на скрипке».

Глядя на бедного маленького мальчика, кото­рому всю жизнь придется на ощупь отыскивать себе дорогу в темноте, я не мог сдержать слез. Сразу согласиться я не мог, так как мне надо было еще придумать, каким образом можно на­учить абсолютно слепого ребенка.

— Дайте мне одну неделю, — ответил я. — Если я придумаю, как это можно сделать, и буду уверен, что справлюсь, то возьму его.

В ту ночь, сидя у себя в кабинете, я долго размышлял над этой проблемой. Как научить слепого ребенка? Решение все не приходило. И вдруг я понял, что для этого мне в первую оче­редь нужно самого себя поставить на место сле­пого человека. Я поднялся со стула и выключил свет. В наступившей полной темноте я снова сел. Да, именно так. Мне следует понять, что такое жизнь в абсолютной темноте, тогда я лучше смо-


Взращенные с любовью

Взращенные с любовью




ту понять, что нужно мальчику. Кабинет казался пустым пространством. Я не мог разглядеть ни скрипки, ни смычка (хотя знал, что они должны находиться здесь). Четыре струны... их положе­ние... легкое изменение наклона смычка — как объяснить все это ребенку? В полной темноте я нащупал футляр, вынул из него скрипку и смы­чок и начал играть. Похоже, что для меня совер­шенно не имеет значения — свет или тьма, по­тому что я часто играю с закрытыми глазами. Я не глядя чувствую прикосновение смычка к струнам, ощущаю гриф, положение руки на нем. Я «вижу» все это. Мне не нужны для этого гла­за, поэтому я их и закрываю во время игры. Их заменяет сила «кан».

Благодаря тренировкам мы можем достичь удивительных способностей и развить в себе силу «кан», которая помогает нам преодолевать трудности. Именно поэтому даже в темной ком­нате, где невозможно было отличить правую сто­рону от левой, я смог играть на скрипке. И тогда пришло решение...

Прошла обещанная неделя —

У меня открылось духовное зрение

«Да, я научу маленького Теити видеть скрип­ку, струны и смычок. Ему не понадобятся фи­зические глаза, если научить его пользоваться




духовным зрением», — размышлял я. Таким об­разом, я определил основной принцип обучения. Теперь можно подумать и о методике. Когда Та-нака вновь привел ко мне Теити, я сказал:

— Давайте объединим наши усилия, чтобы открыть у мальчика духовное зрение.

Я попросил родителей приготовиться к дол­гой и утомительной работе и решить для себя, что она должна быть доведена до самого конца. После этого начались занятия. Понимая, что все это делается для счастья их ребенка, супруги Та-нака с головой окунулись в работу. Трудно пере­дать словами все трудности и препятствия, кото­рые встретились на этом пути, но в конце концов сбылась их самая сокровенная мечта. В сердце сына заблестел лучик надежды.

Ребенок не различал, где верх и низ, где правая и левая сторона

Первое занятие состояло в том, чтобы ребе­нок смог «увидеть» смычок. Я вложил смычок в маленькую ручку и дал мальчику провести ру­кой от его основания до кончика. Он повторял это упражнение снова и снова, чтобы почувство­вать смычок. Потом я научил его, как правильно его держать. «А теперь поводи смычком вверх и вниз». Но мальчик двигал рукой под наклоном. «А теперь слева направо». И снова рука двига-


Взращенные с любовью

Взращенные с любовью




лась под тем же самым наклоном. «Вот тебе за­дание на следующую неделю: научись двигать смычком вверх-вниз и влево-вправо». Конечно же, я сомневался, что ребенок освоит это дви­жение за неделю, но была надежда, что для него оно будет своего рода игрой, а родители без тру­да смогут его проконтролировать. Через неделю он уже довольно хорошо освоил это упражнение, хотя движения были еще не совсем ровными. Следующей целью было научить его вести смы­чок по прямой линии.

Малыш сказал: «Да, я вижу»

— Теперь попробуй дотронуться левой ру­кой до кончика смычка. Бери смычок в правую руку — ты ведь видишь его?

— Да, — ответил он.

— Тогда дотронься до кончика. Не нащупы­вай его. Поднеси руку к концу одним движени­ем. А теперь хватай.

Теити с интересом взялся за эту игру. Но ле­вая рука постоянно промахивалась. Он пытался сделать это еще и еще раз, но каждый раз попыт­ка оканчивалась неудачей, хотя кончик смыч­ка порой был совсем рядом. Родители смотрели затаив дыхание, словно молились про себя. На­конец Теити удалось дотронуться до конца смыч­ка рукой.

— Хорошо... Теперь это нужно будет сделать пять раз подряд. Это будет твое домашнее зада­ние к следующему уроку.

Для слепого мальчика началась интересная жизнь. Несмотря на все его старания, лишь че­тыре попытки из пяти оказывались успешными. Даже если он промахивался всего один раз, все упражнение надо было начинать с самого нача­ла. Но с каждым разом у Теити прибавлялось уверенности в себе. На вопрос: «Ты ведь видишь кончик смычка?» — он постоянно отвечал: «Да, вижу». Бы только представьте себе, что означало это слово для мальчика, который ничего не мог видеть! У меня при этом ответе порой слезы на­ворачивались на глаза.

Ежедневные упражнения для Теити состо­яли главным образом в том, чтобы удерживать смычок в определенном положении. Знать, где и в каком положении он находится, «видеть» его — это было самой важной и трудной частью обучения.

Затем последовали упражнения, состоящие в том, чтобы держать смычок перед собой гори­зонтально и попытаться дотронуться его концом до ладони вытянутой левой руки. Когда я играю в темноте, я совершенно определенно чувствую, где находится в каждый момент конец смычка. Теити тоже должен был развить в себе такое чув-


Взращенные с любовью

Взращенные с любовью





ство. Самая большая трудность заключалась для него в том, чтобы удерживать смычок горизон­тально. Я был уверен, что стоит только добиться этого, и интуиция подскажет ему все остальное. Дотронуться кончиком смычка до ладони ле­вой руки непросто для слепого ребенка. Но Теи-ти воспринял это как очередную увлекательную игру, и вся семья терпеливо помогала ему в этом. Когда во время урока он безошибочно выполнил это упражнение три раза подряд, а на четвертый раз смычок попал в пустоту, раздался вздох разо­чарования. Но я ласково подбодрил его: «На этот раз ты промахнулся. Давай начнем сначала, и ты сможешь сделать это пять раз подряд без оши­бок». Чувство «кан», как и любую другую спо­собность, невозможно развить в себе иным пу­тем, кроме как постоянными упражнениями. Со временем Теити научился безошибочно проделы­вать это упражнение пять-шесть раз подряд. По­сле этого я дал ему следующее задание: поднять вверх большой палец левой руки и попасть в него концом смычка. При этом я подумал: «Если он сможет это сделать, то станет действительно "зрячим"».

Наши рекомендации