Класс (33 ч) «Мир музыки в мире детства»
Тема | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности ученика | ||||||
«Звуки вокруг нас» | Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков. Первая песня, услышанная в родном доме — мамина колыбельная. Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной песни и другой похожей на нее музыки. От музыкальных звуков дома —к «поющей природе». Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе. | — Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками. — Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. — Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. — Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков. — Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. — Исполнять песни, играть на детских элементарных и элек- тронных музыкальных инструментах. — Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях. — Осуществлять первые опыты сочинения. | ||||||
«Музыкальные встречи Маши и Миши» | Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах. Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках. | — Сравнивать разные музыкальные произведения. — Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка. — Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций. — Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке. — Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр. — Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки. — Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. — Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации. | ||||||
«Так и льются сами звуки из души!» | Выразительные возможности музыки. Приобщение к музы- кальному искусству через исполнение песен. «Общение» на музыкальном языке. Музыка о временах года. Задорные песни зимы. Весенние напевы. Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках. Музыка для любимых мам и бабушек. | — Выявлять выразительные возможности музыки. — Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по му- зыкальным произведениям. — Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с однокласс- никами. — Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. — Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей. — Обнаруживать общность истоков народной и профессио- нальной музыки. — Импровизировать (вокальная, инструментальная, танце- вальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки. — Инсценировать песни, фрагменты опер. | ||||||
«Волшебная сила музыки» | Ребенок как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с музыкой. Музыка — вечный спутник человека. | — Осознавать преобразующие функции музыки. — Сравнивать музыкальные характеристики разных героев. — Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности. — Рассуждать о роли музыки в жизни человека. — Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов. — Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. | ||||||
2 класс (34 ч) «Музыка как вид искусства» | ||||||||
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш» | Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев(менуэт, полька, вальс, пляска); песен(о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни — музыкальные картинки и др.). Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров — «киты встречаются вместе». | — Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни. — Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. — Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат. — Определять мелодию как «душу музыки». — Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. — Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования. | ||||||
«О чем говорит музыка» | Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера. Музыка может подражать зву- чанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это — музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и де- лами, с буднями и праздниками. | — Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. — Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. — Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки. — Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. — Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально пластическом движении). — Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. | ||||||
«Куда ведут нас “три кита”» | Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши. Ощущение органичного перехода от песни — к песенности, от танца — к танцевальности, от марша — к маршевости. От народной песни — к симфонической музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши — марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы — песни, песни — танцы, песни — марши. Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр — храм, где царят опера и балет. | — Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. — Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах. — Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт. — Передавать в собственном исполнении (пение, игра на ин- струментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы. — Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобрази- тельные интонации и т. д.). — Создавать на основе полученных знаний музыкальные ком- позиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра). | ||||||
«Что такое музыкальная речь?» | Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития. Формирование музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, исполнение на музыкальных инструментах, игра. Обобщение темы года на терминологическом уровне. | — Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. — Называть средства музыкальной выразительности. — Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием. — Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. — Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). — Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, ин- струментальная, танцевальная импровизации). — Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации. | ||||||
3 класс (34 ч) «Музыка — искусство интонируемого смысла» | ||||||||
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» | Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокаль- ной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произ- ведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно- маршевой музыки. | — Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. — Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические осо- бенности. — Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). — Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов). — Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности. | ||||||
«Интонация» | Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия — интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация — основа музыки. | — Импровизировать на заданную и свободную темы. — Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. — Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. — Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. — Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций. — Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. — Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально- театральных жанров. — Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. | ||||||
«Развитие музыки» | Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке — динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное. | — Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. — Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. — Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров. — Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений. — Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. — Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие. | ||||||
4 класс (34 ч) «Музыка мира» | ||||||||
«Музыка моего народа» | Народная песня — энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни — к творчеству композиторов (интонационно-песенна основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов. | — Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. — Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа. — Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа. — Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись. — Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов. — Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, горо- да и др. | ||||||
«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» | Музыка народов — субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций. | — Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. — Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов. — Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов. — Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. — Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. — Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). — Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств. | ||||||
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира. жанров. . | — Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. — Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира. — Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран. — Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. — Сольмизировать и сольфеджировать мелодии — Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. | ||||||
«Композитор–исполнитель– слушатель» | Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор — народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель — состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– исполнитель–слушатель» как обобщение содержания музыкаль- ного образования школьников начальных классов. | --Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. — Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов. — Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного). — Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). — Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские). — Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях. — Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). — Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении. — Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. — Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации. | ||||||
Учебно-тематический план. 1 класс
№ | Содержание | Количество часов |
Звуки вокруг нас | ||
Музыкальные встречи Маши и Миши | ||
Так и льются сами звуки из души! | ||
Волшебная сила музыки | ||
Итого |
Поурочное планирование 1 класс (33 ч)
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
«Звуки вокруг нас» (9ч) | ||
Звуки в доме Маши и Миши | ||
Рождение песни | ||
Рождение песни | ||
Колыбельная | ||
Поющие часы | ||
«Кошкины» песни | ||
«Кошкины» песни | ||
О чём «поёт» природа | ||
О чём «поёт» природа | ||
«Музыкальные встречи Маши и Миши» (7ч) | ||
Музыка про разное. | ||
Музыка про разное. | ||
Музыка про разное. | ||
Звучащий образ Родины. | ||
Звучащий образ Родины. | ||
Здравствуй, гостья-зима | ||
Здравствуй, гостья-зима | ||
«Так и льются сами звуки из души!» (10 ч) | ||
Зимние забавы. | ||
Зимние забавы. | ||
Музыкальные картинки. | ||
Музыкальные картинки. | ||
Мелодии жизни. | ||
Мелодии жизни. | ||
Весенние напевы. | ||
Весенние напевы. | ||
«Поговорим» на музыкальном языке | ||
«Поговорим» на музыкальном языке | ||
«Волшебная сила музыки» (7 ч) | ||
Композитор - исполнитель — слушатель | ||
Композитор - исполнитель — слушатель | ||
Музыка в стране «Мульти-пульти». | ||
Музыка в стране «Мульти-пульти». | ||
Всюду музыка живет | ||
Всюду музыка живет | ||
Всюду музыка живет |
Учебно-тематический план. 2 класс
№ | Содержание | Количество часов |
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш | ||
О чем говорит музыка | ||
Куда ведут нас «три кита» | ||
Что такое музыкальная речь? | ||
Итого |
Поурочное планирование 2 класс (34 ч)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш» (9ч.) | ||
Главный «кит» – песня. | ||
Главный «кит» – песня | ||
Мелодия – душа музыки. | ||
Каким бывает танец. | ||
.Мы танцоры хоть куда! | ||
Маршируют все. | ||
Маршируют все. | ||
«Музыкальные киты» встречаются вместе. | ||
Обобщение четверти. | ||
«О чем говорит музыка» (7 ч) | ||
Маша и Миша узнают, что умеет музыка. | ||
Маша и Миша узнают, что умеет музыка. | ||
Музыкальные портреты.. | ||
Подражание голосам. | ||
Как музыка изображает движение? | ||
Музыкальные пейзажи. | ||
Обобщение четверти. | ||
«Куда ведут нас «три кита» (10 ч) | ||
Сезам, откройся!«Путешествие по музыкальным странам». Опера. | ||
Сезам, откройся!«Путешествие по музыкальным странам». Опера. | ||
Сезам, откройся!«Путешествие по музыкальным странам». Опера. | ||
Сезам, откройся!«Путешествие по музыкальным странам». Опера. | ||
Сезам, откройся!«Путешествие по музыкальным странам». Опера. | ||
Что такое балет? | ||
Что такое балет?. | ||
«Страна симфония». | ||
Каким бывает концерт? | ||
Обобщение четверти. | ||
«Что такое музыкальная речь?» (8 ч) | ||
Маша и Миша изучают музыкальный язык | ||
Маша и Миша изучают музыкальный язык. | ||
Маша и Миша изучают музыкальный язык.. | ||
Занятная музыкальная сказка. | ||
Занятная музыкальная сказка | ||
Главная песня страны. | ||
Заключительный урок-концерт. | ||
Заключительный урок-концерт. |
Поурочное планирование 3 класс (34 ч)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» (9 ч) | ||
Открываем для себя новые качества музыки. | ||
Открываем для себя новые качества музыки. | ||
Мелодичность-значит песенность? | ||
Мелодичность-значит песенность? | ||
Танцевальность бывает не только в танцах. | ||
Где слышится маршевость? | ||
Где слышится маршевость? | ||
Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой. | ||
Обобщение четверти. | ||
«Интонация» (7 ч) | ||
Сравниваем разговорную и музыкальную речь. | ||
Сравниваем разговорную и музыкальную речь. | ||
Зерно-интонация в музыке. | ||
Зерно-интонация в музыке. | ||
Зерно-интонация в музыке. | ||
Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации. | ||
Обобщение четверти. | ||
«Развитие музыки» (10 ч) | ||
Почему развивается музыка? | ||
Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | ||
Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | ||
Что такое исполнительское развитие музыки? | ||
Что такое исполнительское развитие музыки? | ||
Развитие, заложенное в самой музыке. | ||
Развитие, заложенное в самой музыке. | ||
Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк». | ||
Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк». | ||
Обобщение четверти. | ||
«Построение (формы) музыки» (8 ч) | ||
Почему музыкальные произведения бывают одночастными? | ||
Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | ||
Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | ||
Рондо-интересная музыкальная форма. | ||
Как строятся вариации? | ||
О важнейших средствах построения музыки. | ||
Заключительный урок-концерт. | ||
Заключительный урок-концерт. |
Поурочное планирование 4 класс (34 ч)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
«Музыка моего народа» (9 ч) | ||
Россия — Родина моя. | ||
Народная музыка как энциклопедия жизни. | ||
Народная музыка как энциклопедия жизни. | ||
«Преданья старины глубокой». | ||
Музыка в народном духе. | ||
Сказочные образы в музыке моего народа. | ||
Сказочные образы в музыке моего народа. | ||
Коллективный проект « Музыкальный спектакль». | ||
Обобщение четверти. | ||
«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» (7 ч) | ||
«От Москвы — до самых до окраин». | ||
Проект «Музыкальные традиции народов России». | ||
Проект «Выставка-конкурс “Рисуем музыку”». | ||
Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | ||
Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | ||
Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. | ||
Обобщение четверти. | ||
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (10 ч) | ||
Выразительность и изобразительность музыки народов мира. | ||
Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | ||
Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | ||
Как музыка помогает дружить народам? | ||
Коллективный проект «Музыкальный фестиваль». | ||
Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | ||
Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | ||
Как прекрасен этот мир! | ||
Коллективный проект «Музыкальный спектакль». | ||
Обобщение четверти. | ||
«Композитор–исполнитель–слушатель» (8 ч) | ||
Композитор — творец красоты. | ||
Коллективный проект «Турнир знатоков музыки». | ||
Галерея портретов исполнителей. | ||
Галерея портретов исполнителей. | ||
Галерея портретов исполнителей. | ||
Вслушивайся и услышишь! | ||
Заключительный урок-концерт. | ||
Заключительный урок-концерт. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования Стандарта и рекомендации примерной образовательной программы по музыке.
Компетентностный подход предполагает:
• проявление знания и понимания школьниками предметной области;
• демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;
• осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте.
Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:
1. Степень развития интереса к музыке проявляется в: многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся; ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве; устойчивости интереса — длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.
2. Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через: выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию; высказывание самостоятельных взглядов и суждений; способность к нравственной оценке.
Высокая степень — устойчивое, средняя — периодическое, низкая — эпизодическое проявление положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.
3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по: способности «с лету», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении; способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка, способности размышлять о музыке — анализировать, сравнивать, обобщать; способности ощутить авторский стиль; способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).
Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое — о средней, эпизодическое о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.
Таким образом, критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета.
Учебно-методическая литература
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 1 класс. —М. :Академкнига/Учебник.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 2 класс. —М. :Академкнига/Учебник.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 3 класс. —М. :Академкнига/Учебник
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 4 класс. —М. :Академкнига/Учебник