Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом
Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом
Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Деятельность - это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.
Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, в музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а также специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух развивается в пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.
Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей степени – в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.
Сведения о музыке и музыкальной деятельности можно давать детям в процессе восприятия, исполнительства, творчества.
Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Различные виды музыкальной деятельности взаимообогащают друг друга.
Требования к репертуару по восприятию (слушанию) музыки детьми дошкольного возраста
Опираясь на теоретические положения отечественных педагогов, психологов, а также виднейших музыкальных деятелей в области музыкального образования (В. Н. Шацкая, Н. А Ветлугина и др.), музыкальную деятельность детей можно определить как процесс познания музыкального искусства, в ходе которого осуществляется как музыкальное, так и общее развитие ребёнка. Специфика детской музыкальной деятельности заключается в том, что первичнымвидом музыкальной деятельности ребёнка является восприятиемузыки. Обосновывается это тем, что с момента рождения в силу своих возрастных особенностей ребёнок ещё не может включиться в освоение других видов музыкальной деятельности, таких как исполнение, творчество, музыкально – образовательная деятельность. Эти виды музыкальной деятельности становятся доступными для ребёнка по мере его взросления, в ходе личностного развития.
Музыкальное восприятие – это активный творческий процесс, т.е. активное целостное и целенаправленное творческое переживание художественных образов, их эстетической ценности, и создание своего собственного субъективного образа.
Психологи – музыканты, педагоги предлагают различать понятия «восприятия музыки» и «музыкальное восприятие». Музыкальное восприятие понимается как состоявшееся прочувствованное и осмысленное восприятие музыки (процесс воздействия звуковых сигналов на органы слуха). Проблемы восприятия музыки исследовали музыканты – психологи Б. М. Теплов, К. В. Тарасова, педагоги – музыканты И. Л. Дзержинская, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.
Особенности музыкального восприятия детей обусловлены:
¾ самим воспринимаемым музыкальным произведением;
¾ музыкальным и жизненным психологическим опытом ребёнка;
¾ внешними и внутренними (личностными) условиями;
¾ характером музыкальной деятельности ребёнка.
Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, должен отвечать следующим критериям: художественная ценность (способностьюмузыкальных произведений отразить богатый духовный мир человека), воспитательная направленность (способность формировать эстетические чувства ребенка, развивать музыкальное мышление, творческое воображение, представления о красоте в музыке), педагогическая целесообразность(способностьвызывать у детейположительные эмоции, поддерживать интерес к музыке), доступность(доступность содержания музыки эмоциональному опыту ребенка и доступность музыкального репертуара для воспроизведения его детьми).
В процессе развития навыков музыкального восприятия важно знакомить детей с музыкальными произведениями разных стилей, разных эпох (А.Вивальди, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, М.Глинка, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский, С. Рахманинов, С.Прокофьев, Д.Шостакович, Г.Свиридов, Д.Кабалевский и др.).
Наряду с фортепианной музыкой рекомендуется использовать: фрагменты симфонических произведений (С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк», К.Сен-Санс «Карнавал животных»); отрывки из музыки к балетам (П.Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», С Прокофьев «Золушка»); фрагменты из опер (Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»). Также в работе с детьми нужно знакомить с разнообразием первичных жанров (песня, танец, марш) и жанров, производных от них (симфония, балет, опера).
Неотъемлемой составной частью музыкального репертуара является народная музыка. Традиции русской народной культуры, воплотившись в музыкальном фольклоре, всегда выступали важнейшим средством нравственного, эстетического воспитания детей.
При выборе репертуара для развития музыкального восприятия необходимо учитывать жизненный и музыкальный опыт ребенка. Такой подход к организации процесса детского музыкального восприятия обеспечивает естественность и непринужденность вхождения ребенка в мир музыки.
Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом